Футбольные болельщики со стажем помнят, что в начале 90-х флагманом татарстанского футбола был не столичный «Рубин», а клуб из Набережных Челнов. Именно «КАМАЗ» при финансовой поддержке автозавода, тренерскому чутью Валерия Четверика и управленческим навыкам президента клуба Вадима Паслова, вполне успешно представлял Татарстан на высшем российском уровне.
С 1993 по 1997 «КАМАЗ» гремел в высшей лиге чемпионата России: «выносил» владикавказский «Спартак» (будущую «Аланию») — 6:0 (пять мячей в этом матче забил Виктор Панченко), выигрывал у московского «Спартака», занял 6-е место в чемпионате России-1994, играл в еврокубковом турнире в 1996 году (в Кубке УЕФА-Интертото, где дошел до полуфинала).
Немудрено, что руководители клуба, видя большой футбольный бум в городе, ещё в 1993 году стали задумываться о строительстве современного чисто футбольного стадиона. Открытие новой арены в Набережных Челнах предварительно планировали осуществить в 1996 году.
Согласно проекту, футбольная арена должна была вмещать порядка 30 тысяч зрителей, иметь крытые трибуны (с подогревом зрительских трибун, чего почему-то не додумались сделать на «Ак Барс Арене») и натуральный газон с подогревом. Чтобы стадион не пустовал вне футбольного сезона, планировалось установить выдвижную сцену, которая не вредила бы газону. Спортивное сооружение становилось бы ещё и развлекательным: здесь проводили бы концерты и различные праздники.
Также предусматривались помещения для кафе, казино, боулинга, гостиницы и медико-восстановительного центра. Судя по всему, уже тогда в Челнах начали мыслить о футбольном клубе, как бизнес-проекте, планируя собирать часть бюджета клуба самостоятельно. Стадион бы несомненно стал яркой точкой притяжения в городе.
Планировалось, что строительство стадиона будет финансироваться «КАМАЗом» лишь на 30%. Остальные средства хотели привлечь из частных источников. Предполагаемая стоимость строительства оценивалась в 5 млрд не деноминированных рублей.
Но этому грандиозному проекту не суждено было воплотиться в жизнь. В апреле 1993 года завод двигателей «КАМАЗа» полностью уничтожил пожар, на дворе были смутные 90-е, и в этих условиях о проекте нового стадиона в Набережных Челнах потихоньку забыли.
Насколько крут был тогда ФК «КАМАЗ», можно понять даже по следующему видео: российский футбольный гегемон тех лет — московский «Спартак» — всеми силами борется за юного вратаря Руслана Нигматуллина, полузащитника Роберта Евдокимова приглашают в сборную (кстати и в «Спартаке» он в итоге потом сыграет, но только 4 игры). Также в составе челнинской команды играют будущий защитник ЦСКА и сборной России Евгений Варламов и будущий серебряный призер ЧР-1997 в составе «Ротора» голкипер Платон Захарчук. Причем все эти футболисты — лидеры того «КАМАЗа» — уроженцы Татарстана (Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска).
Кто знает, как повернулась бы футбольная (и не только) история, не случись того самого пожара. Вполне возможно, что сейчас (или некоторое время) Татарстан в РПЛ представляли бы как минимум две команды.
Интересно, что однажды в российском футбольном турнире играли сразу три татарстанские команды. В 1998 году «Рубин», «КАМАЗ» и «Нефтехимик» встретились в первенстве первого дивизиона. По итогам того сезона казанцы (годом ранее пришедшие из второй лиги) заняли 7-е место, а клубы из Челнов и Нижнекамска вылетели из лиги. Так формировалась современная футбольная иерархия в Татарстане. Но это уже совсем другая история…
Нет комментариев-