Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Историк Дамир Исхаков: «Государственность Татарстана начинается с основанного Улу Мухаммедом Казанского ханства»

Историк Дамир Исхаков: «Государственность Татарстана начинается с основанного Улу Мухаммедом Казанского ханства»
Основателю Казанского ханства Улу Мухаммед хану должен быть установлен памятник, считает доктор исторических наук Дамир Исхаков. В интервью ИА «Татар-информу» он рассказал, как Улу Мухаммед восходил на престол, как золотоордынский хан стал ханом казанским, а также о том, как Улу Мухаммед взял в плен московского князя Василия и какую роль это событие сыграло в истории.

Улу Мухаммед (Улуг-Мухаммад, Улу-Мухамед) (1405-1445) – золотоордынский хан, основатель Казанского ханства.

 «Улу Мухаммед, с одной стороны, трагическая личность…»

- Дамир Мавлявиевич, как вы оцениваете фигуру Улу Мухаммеда? Насколько важна его роль в истории татарского народа?

- В свете становления татарской государственности Улу Мухаммед занимает очень важное место в истории татар. Потому что он последний хан Золотой Орды и в то же время первый правитель Казанского ханства. Это спорный вопрос, потому что кто-то утверждает, что первым ханом был сын Улу Мухаммеда Махмутек. Но все равно, именно Улу Мухаммед – тот, кто заложил здесь основу государственности. Об этом сейчас можно говорить с уверенностью, так как появились также и новые сведения.

С одной стороны, Улу Мухаммед – фигура очень трагическая. Он взошел на престол в годы распада Золотой Орды. С другой стороны, он добросовестно выполнял свои обязанности и до последнего боролся за сохранение Золотой Орды. Когда там не получилось, перебрался в эти края, и на Средней Волге, на основе Булгарского вилаята (области) построил новое государство – Казанское ханство. Это государство просуществовало довольно долгое время, почти 100 лет, поэтому его можно назвать и успешным ханом.

Об Улу Мухаммеде и сейчас не особо достоверно пишут. Он был близким родственником Тохтамыш хана. В свое время я написал отдельную статью на эту тему. По его родословной он получается близким родственником Тохтамыш хана, двоюродным братом. Поэтому после того, как весь род Тохтамыш хана был истреблен, ордынцы были вынуждены посадить на трон Улу Мухаммеда.

Изображение «Царь Олу Мухамед приходил ратью к Мурому», неизвестный автор

Откуда появилось выражение «возвести на престол»?

Об этом вышла новая книга, труд Утямеш Хаджи «Кара таварих». Это очень интересный труд, который относится к концу XVI - началу XVII века. Утямеш Хаджи – историк Хивы. Он описывает, как Улу Мухаммеда возводили на престол.

Происходит жесточайшее сражение между Идегеем и сыном Тохтамыша Кадыйрбирде. Второй погибает, даже тело его не смогли найти. Идегей тоже получает серьезное ранение и его люди, не надеясь, что он выживет, отводят тело к озеру и там его оставляют. И тогда беки, правящие на Орде хана Кадыйрбирде, то есть на основных территориях Золотой Орды, приходят к решению возвести на трон Улу Мухаммеда. Это происходит во время войны, в условиях войны.

И они выбирают: кого можно посадить на престол?

В то время Улу Мухаммед был совсем юный, примерно 14 лет. Но все же его решили сделать правителем и провели традиционный обряд. Два бека – Айдар и Тэгенэ, это главные фигуры, воеводы. Айдар – бек племени Конгырат, а Тэгенэ – племени Ширин. Мухаммеда сажают на коня, и придерживая с двух сторон, вводят в середину войска. Обычно при возведении хана на престол его сажали на полотно из белого войлока и поднимали наверх, от этого осталось понятие «возвести на трон». Здесь никакого войлока не было, поэтому беки посадили Мухаммеда на белую накидку для коня, и с двух сторон подняли подростка Улу Мухаммеда, что ознаменовало его восход на престол Золотой Орды.

Возводившие его беки ведь уже были солидными мужчинами, очень прославленными воинами. И Улу Мухаммед говорит: как же я буду править, особо ничего не знаю. Говорит: если вы поклянетесь слушаться и, если я найду с вами общий язык, то, наверное, смогу быть ханом. Таким образом, на престол он приходит совсем молодым.

Пока Улу Мухаммеда возносили на престол, Идегей погибает. Его находят и убивают люди из окружения Улу Мухаммеда. После этого власть Улу Мухаммеда укрепляется.

Тогда еще стоит город Сарай. Он существовал еще долгие годы даже после разрушения Тамерланом, даже в 1480 годах. Улу Мухаммед и в Сарай вступает, но больше правит на правом берегу Волги. Некоторое время, в районе 1425-1427 годов ханствует и в Крыму. В то время Крым был одним из основных частей Золотой Орды. Улу Мухаммед был ханом Большой Орды. Основные земли Большой Орды – на правом берегу Волги, а на левом берегу властвуют другие личности, в том числе и соперники Улу Мухаммеда. В правом крыле Золотой Орды, на основных территориях ханом является Улу Мухаммед.

Судя по историческим источникам, проблемы у него возникают постоянно, потому что правители левого крыла – наследники Идегея предпринимают попытки вернуть престол и между ними и Улу Мухаммедом постоянно возникают жестокие сражения. В некоторых из них Улу Мухаммад терпит поражение. В тот момент он из Сарая отступает в сторону Крыма, временно проживает там, периодически возвращаясь на основные территории.


Как Улу Мухаммед ушел из Золотой Орды

В годы правления Улу Мухаммеда Великое княжество Московское платило дань государству Золотая Орда. Именно по этой причине возникает конфликт. В 1432 году упомянутые мной ранее бек племени Кунгурат Айдар и бек племени Ширин Тэгенэ поспорили, кого ставить в правители московского княжества. Айдар одержал верх, так как он и по родственным связям был ближе к Улу Мухаммеду. Бек племени Ширин уходит на зимовку в Крым. Его основные владения были в Крыму. Улу Мухаммед дает ярлык на правление княжеством человеку, предложенному беком Айдаром.

Конфликт между двумя беками для Улу Мухаммеда кончается плохо. В 1437 году Айдар отделяется от хана. Вместе с ним уходит и большое войско в 30 тысяч воинов. Это был очень сильный бек, правитель Кунгуратов. После его отделения уходит и власть от Улу Мухаммеда.

У хана было свое войско, что-то наподобие личной гвардии. Называлось «каучин» - это было ближайшее окружение хана, и это войско передавалось хану по наследству от предков. В войско Улу Мухаммеда входили представители четырех племен – Ширин, Барын, Аргын, племени Кипчаков. Улу Мухаммед собирает часть из них. Всех с собой взять не может, часть остается в Крыму. И с этим войском численностью примерно 3500 человек хан уходит. Они отступают в сторону русских земель, по правде говоря, сбегают.

Столкновение у города Белев

Улу Мухаммед полагал, что Василий, которого он сам наделил ярлыком на правление, примет его и даст защиту. Хан со своими людьми идет с юга московского княжества, подступает к городу Белев. Но надежды не оправдались, князь отправляет против хана 40-тысячное войско. Такое количество упоминается в русских источниках. А Улу Мухаммед имел всего 3500 воинов. Здесь с ним была и его семья, это была своеобразная Орда.

Стояла зима, идти Мухаммеду было некуда. Он занял возвышенность и укрепился, возвел защитные сооружения из льда, поливая снег водой. Начинается сражение. Самое интересное – татарское войско в 3500 человек разбивает 40 тысячное войско.

Улу Мухаммед на подступе к Белеву – картина Н.Петрова

Разгромив русское войско, Улу Мухаммед начинает думать, где же ему обосноваться. По некоторым сведениям, он пожил также и в старой заброшенной крепости Нижнего Новгорода. А судя по другим, достоверным источникам, Улу Мухаммед едет в наши края, и устраивается близ Старой Казани. Точное место расположения не совсем известно. Около Старой Казани есть укрепление, Камаево – по названию близлежащей деревни. Возможно, Мухаммед временно располагался там.

Но с уверенностью можно сказать – Улу Мухаммед жил не где-то там, далеко, все равно он был на этих территориях. Возможно, отстроил другой город у Старой Казани. Может быть и на земле возле Зилантова монастыря. Эти два места можно предположительно назвать местами дислокации Улу Мухаммеда.

Обосновавшись, он начинает переговоры с местными правителями. Эти правители нам известны по русским летописям. Это Галимбек и рядом с ним был какой-то султан, его имя приводится как Алытай или же Алтынбай. Есть данные, что этот султан был из рода шибани. Улу Мухаммед, заявляя о намерении остаться здесь жить, вел переговоры. В то время Булгарская область не была самостоятельной, была лишь частью Золотой Орды. Они хана принимают и в результате переговоров дают разрешение хану пожить на этих землях.

Я думаю, что у Улу Мухаммеда были планы некоторое время пожить здесь, набраться сил, а потом совершить наступление и вернуть Сарай, стать ханом Сарая.

В 1437-1438 годах он сидит здесь, предпринимает попытки напасть на русские земли. Мстит за то, что они его не приняли. И действует успешно. Как написано в книге «Кара таварих», он, обманув местного бека (в источниках говорится «хитростью») входит и поселяется в городе Казани, и становится его правителем.

Он сам там долго прожить не смог, но в 1445 году он еще был жив. Татарские источники об этом не сообщают, и русские источники не особо, но есть предположения, что сын Улу Мухаммеда Мамутек убил отца. Но это ничем не подтверждается, лишь в публицистических произведениях есть такая информация. По моим данным, он умер свой смертью.

В следующих после этого русских летописях его сын Мамутек упоминается как Казанский хан.

Улу Мухаммед – хан Казани

Улу Мухаммед в действительности был казанским ханом. Но пока он сидел на троне, он думал, что можно будет вернуться и вернуть власть, поэтому считал себя ханом Сарая и Золотой Орды. Я думаю, что его мысль была правильная. Идущие после него правители Казанского ханства продолжали властвовать вплоть до начала XVI века, и все они из этой же династии Улу Мухаммеда, то есть ханы Золотой Орды, наследники престола Золотой Орды.

В связи с этим могу также привести довольно интересную информацию. В татарских источниках есть слова: “Болгар ул алтын тэхет иде” («Булгар был золотым троном»). Там сказано, что из Булгар золотой трон ушел в Старую Казань. Потому что в городе Сарай был золотой трон, с времен Чингисхана он считался знаком власти. Место, где стоит золотой трон – шатер или юрта, называлось «Золотой юртой» и «Золотая Орда» на самом деле возникла оттуда. Значит, в Булгаре был трон, считавшийся неким символом власти. И есть информация о переходе этого трона в Старую Казань. Это видно и в татарских дастанах.

Что это означает? Во время распада Золотой Орды этот «золотой трон» был куда-то перенесен – возможно, это упоминание образное, сообщает о переходе власти, или же реально существующий трон был перенесен физически. Также это может быть некоторый намек на то, что Улу Мухаммед переехал и обосновался в этих местах. Это также может указать на то, что вместе с ханом сюда пришла и традиция правления. По крайней мере, в дастане «Идегей» можно увидеть такую информацию.

Хан, расположившись здесь вместе с сыном, образовал из Булгарской области Казанское ханство. В любом случае получается, что территории нынешнего Татарстана - это основные территории образовавшегося тогда Казанского ханства. И мы можем утверждать, что государственность Татарстана берет начало с этого Казанского ханства. Появление этого ханства очень важно и для истории Татарстана.

Поэтому об Улу Мухаммеде мы можем говорить как об очень важной исторической личности татар. Эта фигура относится к тому периоду, когда Золотая Орда пришла к распаду и на ее землях появились татарские ханства.

Без всякого сомнения, эта личность должна быть увековечена в Татарстане путем установления ему памятника. В любой стране вы можете увидеть памятники историческим личностям. Есть они и в Казахстане, Башкортостане, Кыргызстане. Меня все время удивляет, что татары, исторически воины на конях, всадники, все никак не могут установить конную статую этой известной личности.

Улу Мухаммед

Я считаю, что статуя Улу Мухаммеда верхом на коне должна быть установлена на красивом, видном месте города. Памятник стал бы своеобразным символом Татарстана. Но, как ни жаль, этого сделано не было. Хотя, наши скульпторы уже создали несколько моделей этих памятников. Я и сам видел некоторые из них. Есть очень красивые. То есть, при необходимости татарские скульпторы могут создать этот памятник. Возможно, к 100-летию Татарстана эту работу начнут. По крайней мере, у меня есть такая надежда.

«Хан, пленивший московского князя»

- Победа Улу Мухаммеда над князем Василием стало событием, которое вошло также и в художественные произведения. Как все происходило?

- По правде говоря, войска Улу Мухаммеда дважды побеждают Василия. В первый раз это сражение у города Белев, когда татары с войском в 3,5 тысячи человек одержали верх на 40-тысячным войском Василия. Затем в 1445 году на русское княжество нападает сын Улу Мухаммеда. Происходит жестокое сражение. Василий сам участвует в сражении и его берут в плен. Князя везут на территорию Казанского ханства и он некоторое время живет здесь. И тогда он дает татарам обещания. Правда, мы не можем найти письменные подписанные им документы, но видим результаты. Василий обещает платить дань Казанскому ханству. Это знак подчинения, и долгое время Великое княжество Московское платит дань Казанскому ханству. Это одно из последствий.

Второе – по договоренности с Улу Мухаммедом группа татар - есть данные, что это был военный отряд из 500 человек - допускается во внутренние территории русского княжества и потом там образуется Касимовское ханство. Потому что во главе этой группы стоял сын Улу Мухаммеда Касим. Его направляют для контроля над русскими землями. Великое княжество было вынуждено кормить и обеспечивать этот отряд.

Об этом русские историки писать не любят, потому что это большое поражение и событие, закончившееся плохо для Василия. Позже за то, что он пошел на такие уступки татарам, бояре выкалывают князю глаза, ослепляют его. Поэтому его начинают называть «Василием Темным».

Василий Темный

А у Василия не было выбора, чтобы спастись из плена он был вынужден пойти на такие уступки. И после этих событий довольно долгий период Великое княжество Московское не проводит наступлений на Казанское ханство. То есть, налаживаются отношения и начинаются торговые связи.

Например, сохранились два очень интересных документа. Это во времена старшего сына Мухаммеда Мамутека. Митрополит Иона писал письма, относящиеся к торговым связям с Казанью. Пишет о том, как они ведут торговлю, что продают. Там упоминаются шкуры животных, прослеживается торговля между княжеством и ханством. То есть, после Улу Мухаммеда его сын получил возможность править в довольно спокойный период.

Казанское ханство укрепляется в это время.

Улу Мухаммед – правоверный мусульманин

- Сохранились какие-то данные, характеризующие Улу Мухаммеда как личность?

- Хотя писатели создали некий его образ, достоверных каких-то сведений мало. Имеющиеся данные дают понять – это был человек, обладающий крепким военным духом. Много раз вел сражения и довольно часто они завершались успешно. Не всегда. Потому что против него выступали и очень сильные личности. Например, на левом берегу Волги правил Махмут. Потом он основал Астраханское ханство. В сражениях с такими противниками Улу Мухаммед иногда и проигрывал.

Но если взять в целом, я его рассматриваю как успешного хана. Упадок сил Золотой Орды связан с внутренней политикой и это нельзя рассматривать в связи с плохим правлением Улу Мухаммеда. Например, я же говорил, что он испортил отношения с беком Айдаром, это произошло из-за положения, сложившегося внутри государства.

Есть также сведения, что Улу Мухаммед был довольно религиозным человеком. Он был настоящим мусульманином, боролся также и за ислам и придерживался этого направления. После укрепления в Казани эта традиция продолжилась. Во времена правления его детей в Казанском ханстве ислам сильно укрепляется, можно сказать, расцветает. Думаю, что это зависело и от политики ханов.

Могила Улу Мухамеда неизвестна

- Об образовании Казанского ханства официально не было объявлено, так?

- Появление Казанского ханства я определяю 1438-1445 годами. Потому что нет точной информации.

Он ведь личность, известная как хан Сарая, Золотой Орды. Поэтому, может быть, он и не думал становиться ханом казанским. Возможно, думал, что вернется и вернет себе престол Золотой Орды. В таком случае мы его не можем напрямую рассматривать как Казанского хана, но можем рассматривать как создателя Казанского ханства.

Его сын на основе исторических данных определяется как Казанский хан. Я думаю, сын понимает, что не получится вернуть трон отца, поэтому остается здесь, укрепляется, куда-то на сторону не ходит.

А у Улу Мухаммеда такое желание было. В некоторых источниках даже есть упоминания о том, что, будучи ханом Казани, он однажды выезжал на юг. Возможно, он предпринимал попытки вернуться.

- Он похоронен в Казани?

- Можно так думать, но ведь могила его неизвестна. Были традиционные места захоронения золотоордынских ханов. Например, довольно далеко от Астрахани есть очень большой некрополь, сохранившийся со времен Золотой Орды. Его не копали, только с поверхности попробовали чуть-чуть раскопать. Возможно, там хоронили еще с времен хана Бату. Это очень большое захоронение, возможно, его по традиции вернули туда. Но мы об этом точно сказать не можем, такой информации нет.


Роль основанного Улу Мухаммедом Касимовского ханства

- Расскажите о его семье. Можно сказать, что один из его сыновей основал Касимовское ханство, а другой – Казанское?

- У него были и другие дети. Известно, что его сын Якуп выезжал на юг. Думаю, и кроме него у хана были дети. Может быть, часть из них ушли на юг и там обосновались и жили. Потому что у рода Улу Мухаммеда были связи и в направлении Кавказа. Его дети могли уйти туда. По крайней мере, кажется, что так можно сказать об одной или двух личностях. Тому, что они были связаны с родом Улу Мухаммеда, есть хоть и не очень надежные, но доказательства.

Возможно, одна часть Орды Улу Мухаммеда была кочевой. Они могли сохранять родственные отношения, но жить в другом месте.

- Если сравнить с современными территориями, какие области, республики входили в Казанское ханство?

- Это очень большая территория. Границы шли начиная от реки Сура на Западе, входили земли близ Алатыря, большая часть Чувашии, и нынешняя Мордовия. На юге территории государства простирались до Самары, на севере до реки Чепца, а также Удмуртия, марийские земли. На востоке - есть сведения, что нынешний город Уфа входил в Казанское ханство. Бассейн реки Агидель также входил в Казанское ханство. Очень большая площадь - земли, которые являлись Булгарским вилаятом (областью), и которые Улу Мухаммед взял в свои руки. То есть, сейчас на территории Казанского ханства расположены несколько нынешних республик и областей.

Улу Мухаммед – золотоордынский татарин

- Как мы можем определить национальность Улу Мухаммеда?

- Это настоящий золотоордынский татарин. Он из династии Чингисхана, чингизид. Земли его деда были довольно далеко от Волги. Его род жил там, где Мангышлак, то есть на территориях нынешнего Казахстана. Это выходцы из земли Мангышей. Подвластные Улу Мухаммеду племена Шырын, Аргын, Барын, Кипчак – это племена, подаренные во времена Чингисхана его предкам. Их следы до сих пор есть среди казахов и в Крыму.

Происхождение этих племен разное. Часть из них монгольские племена, среди них есть и кипчаки. Племя под названием Шырын, по-моему, жило в окрестностях Каспия. Были родственными с прежними осетинами, некогда нетюркские племена позже отюркились. Сами – монголы из рода Чингисхана, а подчиненные образовались из разных групп, но были отюркившимися золотоордынскими татарами.

Улу Мухаммед сам, и его подданные - это настоящие золотоордынские татары. Их следы также сохранились и на земле Татарстана.

Например, микрорайон и историческая местность Караваево у нас в Казани название получил от имени Кара Бий. Кара бий – бек племени Аргын. Некоторые их земли были и в деревнях окрестностей села Дубьязы, и там их имена сохранились. Например, недалеко отсюда деревня Караужа тоже связана с этим родом, и там живут люди этого рода Кара Бия, люди племени Аргын.

Или, например, один из личностей племени Барын – Шаптак. Я же упоминал о переписке с митрополитом Ионой, с ним переписывался этот Шаптак. Имя его отца приводится как Сарай, сам он как Сараевич. Сарай – бек племени Барын, которое и прикончило в итоге хана Идегея.

Они все прибыли сюда с Улу Мухаммедом и здесь осели. Это те же татары.

В начале XVI века число прибывших с Улу Мухаммедом татар было 20 тысяч человек. 20 тысяч мужского населения, если взять женщин и детей, думаю, было порядка 80 тысяч человек.

- И через 100 лет после прибытия Улу Мухаммеда возникает конфликт между основанным его сыном Касимовским ханством и основанным им самим Казанским ханством?

- Противостояние было и раньше. Например, в 1468 году хан Касим наступает на Казань, хочет отнять трон у казанского хана. Для этого он использует русские войска. Однако поход получается неуспешным и Касым был вынужден уехать обратно. До последнего он остается в отношениях с русскими и Касимовское ханство постепенно превращается в вассала Великого княжества Московского. В то же время Касимовское ханство, как подвластный русским татарский дом, очень умело используют русские князья в борьбе с Казанским ханством.

«Личность Улу Мухаммеда надо популяризировать»

- Вы сказали, что нужно установить памятник Улу Мухаммеду. До этого были созданы крупные литературные произведения – драма Гаяза Исхаки, вот недавно вышла книга Марата Амирхана. Как вы думаете, какие еще меры можно было бы принять для увековечения памяти Улу Мухаммеда?

- В последнее время в этом направлении работа идет. Появляются статьи, материалы. Но самое главное - у нас есть драма Гаяза Исхаки «Улу Мухаммед», которое было написано еще в 1940-е годы прошлого столетия, в период, когда татары даже думать об этом не могли. Потому что это у нас было запрещено. Гаяз Исхаки работал в другой стране и смог вернуть Улу Мухаммеда народу.

Личность Улу Мухаммеда периодически возвращается, и это, мне кажется, связано с национальным самосознанием татар. Когда создаются такие романы, это значит, что татары заново пересматривают и осмысливают свою историю, и вытаскивают на поверхность свои выдающиеся личности. Это происходит не просто так. Вспоминая прошлое, мы вспоминаем свою историю и свое место в истории. О казанском хане Улу Мухаммеде созданы литературные произведения, написаны картины, а если еще будет создано и скульптурное произведение, это было бы хорошо.

Мне кажется, произведения об этом хане появятся и в будущем, так как это человек с очень интересной судьбой. На основе таких источников, как «Кара таварих», мы можем вернуть эти сведения.

У нас недостаточно активно ведется работа по разъяснению молодежи и детям роли и места важных исторических личностей татар. Детских книг из этой области особо и нет. Они иногда выходили, но чтобы системным образом рассказывали детям - таких нет. В татарском мире около сотни таких выдающихся личностей. О них что-то издано, но нужны популярные книги, написанные детским языком. Кем были эти личности, каких успехов они достигли - все надо показать. Чтобы на их примере усилить национальную гордость. Такие труды еще не написаны.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев