«Основная масса людей - все та же, что в 90-е»
«Да я недавно тут стою, всего 25 лет, - такими словами нас встретил торговец коврами Константин. - Я вышел на военную пенсию в 1983 году. Вас еще не было! А как Советский Союз развалился, так работы не стало. Пришел сюда – мешки таскать, работать, а потом стал частным предпринимателем».
Рынок наш собеседник сравнивает с современными торговыми центрами: «По факту, это те же самые торговые центры. Те же самые предприниматели работают, только немного условия другие. И товар тот же самый, с одних и тех же фабрик, складов покупаем».
Про своих соседей по рынку он говорит: «Основная масса людей - все та же, что в 90-е. Очень положительные и хорошие. Всегда готовы помочь, если что-то случится».
Напоследок Константин дает нам ценный совет: «В один карман деньги положите, а из другого только половину тратьте. Чтоб половина оставалась. Тогда все будет!».
«Были маленькие дети, а сейчас уже приходят со своими семьями»
Двинувшись дальше вдоль торговых рядов, мы заметили улыбающуюся женщину в окружении тюлей и занавесок, которая щурилась, глядя на весеннее солнце.
Валентина Михайловна начала свою деятельность в 90-х: «Зарплату не давали, ни мужу ни мне. Ребенку два года было. Кормить надо было чем-то. Так что я вышла из декретного отпуска и пошла на рынок». До этого она работала оператором в Росхозторге.
«Сначала я была просто продавцом. Три года так работала, а потом начала сама потихоньку. И вот уже 23 года торгую тюлями и занавесками», - вспоминает Валентина Михайловна.
Она с улыбкой говорит о своей работе: «Мне все очень нравится. Занавесками очень приятно торговать. Люди радуются, любуются. Благодарности даже в WhatsApp пишут. Поэтому уходить и резона нет».
«У нас много своих клиентов за столько-то лет. Были маленькие дети, а сейчас уже приходят сами со своими семьями. Вырастили своих покупателей», - делится наша собеседница.
Зарплатой своей она вполне довольна: «Люди все равно приходят. Цены в магазинах в несколько раз выше, чем здесь. Кто знает, тот идет сюда. Товар из Турции. Есть и китайский, но мы его мало берем. Конечно, есть фабричный Китай - хороший, а бывают подделки, которые цыгане продают».
«Внучки покупателей при мне вырастают»
В отличие от предыдущих рассказчиков, у Ольги нет ИП, она - обычный продавец. Женщина торгует ремнями, носками и перчатками вот уже 22 года. По ее словам, работа сильно усложняется в зимний период: «Терпим. Но свыше 20 не стоим. Ну а в жару у нас тут сквозняки».
Наша собеседница вышла на рынок из-за безысходности: «Были двухтысячные. Куда пойдешь? Никуда не пойдешь! С декретного отпуска вышла и пошла работать. Муж у меня тогда уже умер. Остались две дочери».
Девочки выросли и сейчас сами просят маму уйти с рынка. А она ждет пенсии. Но на наш вопрос о том, уйдет ли с рынка, когда получит пенсию, Ольга отвечает неуверенно.
Открывать свое ИП она не хочет: «Сейчас продавцам легче, чем хозяевам – отработал и получил зарплату. А у них и налоги, и аренда, и прочее».
За 16 долгих лет на рынке она тоже вырастила свое поколение покупателей: «Семьями даже приходят. Бабушки с внучками. Внучки при мне вырастают, сами мамами становятся».
Из Турции с любовью
Финальную историю нам рассказал Фикрет Дамар. Спасаясь от землетрясения на своей родине - в Турции, он уехал в Казань. В столице Татарстана ему посчастливилось найти свою любовь, и с тех пор он живет и работает здесь.