Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Историческое наследие нужно популяризировать»: головной убор кочевых народов вновь входит в моду

«Историческое наследие нужно популяризировать»: головной убор кочевых народов вновь входит в моду
Дизайнер из Зеленодольска Алексей Егоров и научный сотрудник Института истории имени Ш. Марджани Теймур Галимов приспособили головной убор кочевых народов к стандартам современной моды. Согласно их философии, мы все были и есть кочевники.

«Осовремененный» головной убор они назвали необычно — «ТюррКа». Первая часть слова — «Тюр» указывает на исторические корни, а частичка «Ка» означает Казань — начало современного пути.

Алексей Егоров долгие годы занимался спортом. Чтобы не навредить своему здоровью, решил посвятить себя какому-нибудь другому занятию. Тут ему под руку подвернулась книга об истории, и родилась идея создания головного убора, свойственного кочевым народам.

«Сшил из дубленки жены два головных убора»

«Идея сделать этот головной убор родилась после прочтения нескольких книг Мусагита Хабибуллина. В этих книгах я открыл кочевые племена с другой стороны. Раньше при слове «кочевники» я представлял себе завоевателей, нападающих с целью завладеть территорией. А потом я понял, что кочевые народы внесли огромный вклад в развитие цивилизации народов. Это они проложили тропу из Азии в Европу, через них поступала информация. Они первыми шли навстречу новым открытиям.

Потом я заинтересовался одеждой кочевых племен. Внимание привлек их необычный головной убор, и я решил приспособить его к современным тенденциям моды. Собирал информацию в Интернете, в книгах. Сшил из дубленки жены два головных убора. Это были тулга и малахай, которые надевались под шлем. Моим знакомым идея показалась интересной.

В первой коллекции насчитывалось 15 моделей. На них были узоры, и они были предназначены в основном для подарка, но мне хотелось сделать их модными и в то же время пригодными для повседневной носки. Я получал уроки дизайна», — рассказал автор.

Мне показалось интересным, что Алексея Егорова привлек головной убор тюркских народов. Оказалось, в нем смешаны казахская и марийская кровь. «Все мы — татары. Я считаю, что мы должны знать историю великих тюркских народов, создавших целую империю», — добавил он сам.

Алексей Егоров

В 2018 году с идеей популяризации головного убора кочевых племен Алексей Егоров обратился в Аппарат Президента Республики Татарстан. Его проект утвердили, но с одним условием: дизайнер должен был получить научную консультацию в Министерстве культуры РТ. В 2019 году министерство направило его в Институт истории имени Ш. Марджани. С тех пор над проектом начал работать совместно со старшим научным сотрудником Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М. А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Теймуром Галимовым.

«Тюбетейка появилась от военного головного убора»

«В Центре этнологических исследований института нас проконсультировали по поводу формы головного убора. Учитывая рекомендации, мы внесли изменения в первый вариант. В первых экземплярах было много элементов украшения. Он не годился для повседневного использования.

Головной убор в форме треугольника надевали кочевые народы в Средние века, речь идет о VI-VII веках. Головные уборы назывались по-разному. К треугольному головному убору добавлялись дополнительные элементы: ленты, конский хвост, конусообразные значки — они указывали на принадлежность к определенному роду и племени.

Треугольная форма считается самой простой. Сшить его несложно, но пришлось постараться, чтобы подобрать оптимальную высоту и наклон для современных условий. Кстати, об истории одежды наших предков можно узнать в научных трудах, дошедших до наших дней.

Если посмотрим рисунки, сохранившиеся на Алтае, можно увидеть треугольные головные уборы. Постепенно он перешел и в XII-XIII века, так как был удобным, его можно было надевать и в условиях военного времени, но все же использовался в основном в мирное время.

Если рассмотрим историю появления тюбетейки, то она действительно возникла от военного головного убора. Это был простой колпак, который надевался под шлем. Его надевали, чтобы железный шлем не натирал и не травмировал кожу головы.

Теплый головной убор, сделанный из овечьей шерсти, встречался у народов наших краев. Постоянно меняющиеся условия погоды, ветра и снега требовали защитить голову от холода. В арабских странах, например, голову покрывали чалмой», — рассказал Теймур Галимов.

«Мы, сами того не осознавая, ведем кочевой образ жизни»

По словам Алексея Егорова, они хотят создать объединение кочевников. В этом случае речь идет не об общественной организации. Каждый понимает, что он является кочевником, а головной убор должен стать атрибутом, напоминающим историческое наследие.

«Мы хотели создать свою философию и остановились на образе современного кочевника. Наш век — это время больших скоростей, цифровых технологий. Мы, сами того не осознавая, ведем кочевой образ жизни. Мы постоянно в движении, в дороге, проходим километры, путешествуем по глобальной сети Интернет, получая информацию, общаясь.

Студент, например, в течение пяти лет ежедневно выходит в путь в поисках новых знаний, продавец преодолевает расстояния, чтобы продать свой товар и получить прибыль. Даже когда человек стоит на месте, его мысли преодолевают расстояния. Для достижения своих целей мы ведем кочевой образ жизни.

В сознании современного человека кочевой образ жизни ассоциируется с войнами, завоеваниями. Только подумайте: такая огромная империя жила не только завоеваниями и войнами. Оружие, кони, продукты не возникали на пустом месте, их создавали. Человек, стремящийся к знаниям, умеющий думать, правильно поймет и примет образ современного кочевника. Для этого довольно почитать книги по истории, открытие нового всегда только на пользу.

Наши головные уборы уже увезли в Сибирь и оценили их удобство. Гуляя по улицам нашего города в нашем головном уборе, я хотел бы встречать людей в таком же головном уборе. Я был бы очень рад видеть, как историческое наследие становится частью современной жизни. Частью именно повседневной жизни. Для этого потребуется время, конечно.

Головные уборы ханов были богато украшены, но мы хотим отойти от пафоса», — отмечает Алексей Егоров.

«Настоящая история школьниками усваивается не полностью»

Теймур Галимов подчеркнул, что мы нация с богатой историей и наследием.

«Президент Татарстана Рустам Минниханов сказал: «Мы не сувенирная нация!» И это правда. У нас есть не только тюбетейка и треугольники — у нас есть богатое историческое наследие. И историческое наследие можно обновить, приспособить к требованиям современного мира. Это направление нуждается в популяризации. Татарская нация появилась не только в XVIII-XIX веках, ее история уходит далеко.

Уроки истории в школьной программе должны быть предельно просты и коротки для удобства восприятия информации. Поэтому львиная доля информации не вмещается в школьную программу. Настоящая история школьниками усваивается не полностью. Конечно, речь не идет об изменении школьной программы. Историческое наследие нужно популяризировать в Интернете, на улице. Удивляет, что у нас так мало татарских фильмов на историческую тематику», — говорит он.

Алексей Егоров отметил, что казахи и киргизы, например, стараются показать в своих фильмах образ кочевника.

«Историческое наследие необходимо популяризировать»

Как уже говорилось, треугольный головной убор встречался у всех тюркских народов, и в данном случае его нельзя рассматривать как одежду только одного народа. Несмотря на этот исторический факт, авторам идеи не раз приходилось выслушивать, что этот головной убор принадлежит казахам или тувинцам.

«Несмотря на политические взгляды, религию и национальность, кочевником можно назвать каждого. А этот головной убор относится ко всем тюркским народам. Его нельзя привязать к тому или иному народу», — настаивает Алексей Егоров.

Головной убор заинтересовал и девушек. Чего греха таить — мы, женщины, падки на красивые, необычные вещи. У головного убора есть и женские варианты. По словам дизайнера, они отличаются по цвету и украшению.

«Нам необходимо популяризовать историческое наследие. История Золотой Орды не должна ограничиваться только кочевыми племенами. В Орде существовали большие города. Для сравнения масштабов: столица Золотой Орды — Сарай достигал площади 3 тысячи гектаров (Вахитовский район города Казани занимает чуть меньше территории), средневековый Киев занимал 400 гектаров земли.

Алексей Егоров

Сейчас появляются всё новые проекты по обновлению исторического наследия, создается новая музыка — с помощью исторических музыкальных произведений. Мы продолжаем работать в данном направлении и готовы к сотрудничеству», — сказал Теймур Галимов.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев