Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Исторические поселения, как ржой, покрыты сайдингом»: Фарида Забирова о туристическом будущем древних городов Татарстана

«Исторические поселения, как ржой, покрыты сайдингом»: Фарида Забирова о туристическом будущем древних городов Татарстана
Представители Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) и Института археологии имени А. Х. Халикова АН РТ в сотрудничестве с НИПИ Генплана Москвы совместными усилиями исследуют исторические поселения на территории Татарстана. О реалиях и будущем древних городов в современном мире рассказала заместитель председателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова на заседании организации.


Древние города

Всего в республике насчитывается 13 исторических поселений. Границы некоторых из них уже детально прописаны, и такие территории находятся под пристальным вниманием и государственной охраной как особо ценные. Четкие границы других только еще предстоит официально закрепить, детально прописав предмет охраны и регламенты использования (развития) этих территорий. Все это позволит сберечь крупицы прошлого, сохранившиеся до нашего времени, и объединить эти исторические поселения в новые туристические маршруты.

«Одному из городов мы направили протокол с просьбой уточнить перечень ценных градоформирующих объектов (ЦГФО). Послали список из 64 объектов – они нам возвращают три! Вот такая заинтересованность муниципалитетов в сохранении ценной градоформирующей среды. Хотя мы не просили сокращать, мы просили уточнить их количество, потому что дома горят, например», – эмоционально начала знакомить с промежуточными итогами исследования эксперт Минкультуры России.

Помимо Казани, Свияжска и Болгара, к настоящему моменту специалисты обосновали с помощью архивных данных и обследования местности границы исторических поселений Билярска, Буинска, Мамадыша, Мензелинска, Менделеевска и так далее. На их территориях было выявлено более 500 ценных градоформирующих объектов и 68 новых объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. В границах древних городов, подчеркнула Забирова, новое строительство в той или иной степени ограничивается.



«Сложности работы с архивами были связаны с тем, что нынешние города Татарстана находились в разных губерниях, границы которых менялись. В связи с этим очень ценная геометрическая карта Казанской губернии была нам полезна только при работе с частью городов. Остальные данные мы искали вместе с археологами, историками», – пояснила спикер.

Все сведения для наглядности были нанесены на карту. Здесь же отметили торговые пути – Оренбургский и Сибирский тракты, Московскую, Алатскую, Зюрейская дороги. Не остались без внимания и засечные черты, предназначавшиеся для защиты границ Российского государства.

«Первая засечная черта заканчивалась в Тетюшах. Во вторую Закамскую засечную черту входил Мензелинск, от Дикого поля отгораживались Заинск и Билярск. Укрепленные города в старину входили в состав засечных черт. И их наличие до сих пор можно установить по различным породам деревьев. Это очень интересный материал для туристических маршрутов», – обратила внимание Фарида Забирова.



Вывод предприятий из Болгара

Определение границ исторического поселения в Болгаре стало сложной задачей для исследователей – необходимо было учитывать большую буферную зону в 13 тыс. га, с запасом обозначенную при включении Болгарского историко-археологического комплекса в ЮНЕСКО. Это почти весь современный город. Особо ценны здесь первоначальное городище X века, золотоордынское городище и уникальная планировочная структура. Эксперты также считают необходимым отнести к  историческому поселению и часть берега, откуда можно обозревать Болгар.

«Современный город был спроектирован в 1950-х годах, сюда перевозили дома из Спасска перед созданием Куйбышевского водохранилища. Территория, куда перевозили дома, имеет своеобразную планировку: одна часть ориентирована вдоль валов, другая вдоль берега. Но тот прекрасный генплан со светлым будущим не был до конца реализован, потому что там вставили хлебоприёмный пункт и мясокомбинат на берег, и город оказался отрезан от Волги. Мясокомбинат по генплану уже выведен. Мы написали предложение по выведению и других промышленных предприятий из города, что обеспечит выход к Волге и возможности благоустройства», – поделилась видением перспектив развития Болгара Фарида Забирова.



При этом как эксперт Минкультуры России она с сожалением признала, что к настоящему времени самые интересные дома, перевезенные из Спасска, стали аварийными и нередко уже пустуют. Проектанты предлагают включить их в состав Болгарского заповедника, чтобы они не попали под снос. В перспективе это даст возможность отреставрировать их.

«Взять их на баланс, сделать там выставочный зал, принимать туристов. Независимо от их технического состояния, эти ценные градоформирующие объекты нужно передавать заповеднику – иначе они обречены, их просто жгут. С 2008 года, когда я делала опорный план города, в Болгаре очень много потерь», – констатировала Забирова.

В Свияжске, объекты которого также внесены в список ЮНЕСКО, ситуация была проще: границы исторического поселения здесь уже документально закреплены в объеме всего острова (63,5 га).



Воссоздание старинной церкви в Билярске

Непросто было определить и границы исторического поселения для Билярска. Огромное городище занимает 700 гектаров площади. По словам Забировой, древняя агломерация строилась по аналогии с Багдадом. Затем «центр тяжести блуждал». Когда к селению подошла засечная черта, часть Билярска оказалась на прежнем городище, часть на незастроенной территории. Кроме того, здесь сохранилось поквартальное, так называемое паркетное, межевание. В связи с этим проектанты предлагают для дальнейшего использования исторической части города две подзоны с разными режимами (разрешениями на строительство).

Билярский заповедник – это 3,5 тыс. гектаров. Главная потеря поселения, по словам Забировой, – два взорванных храма. Один был деревянным с колокольней, второй – каменный. По мнению специалистов, здесь уместно и возможно воссоздание храма как градоформирующего объекта.



Мензелинский острог и буинский сайдинг

В Мензелинске по архивным планам архитекторы и историки нашли следы древнего острога. Здесь сохранились остатки деревянной стены и земляного вала. Город был очень важной частью засечной черты, пережил много набегов со стороны башкир. Гораздо позже над старым руслом реки Мензеля был построен металлический мост, который местные жители (впрочем, совершенно необоснованно) прозвали Екатерининским. Но на самом деле он появился только в XIX веке. Сооружение похоже на Романовский мост через Волгу вблизи Зеленодольска.

Исторические границы Буинска, сообщила Фарида Забирова, к настоящему времени имеет смысл фиксировать лишь по планам XIX века. Многие старинные здания уже утрачены, «ценные градоформирующие объекты довольно жидко представлены», оставшиеся испорчены сайдингом и пластиковыми окнами.



«Везде исторические поселения, как ржой, покрыты сайдингом! Обшивка кирпичных домов, деревянных домов – это такой ужас! Из профилированного металла заборы разноцветные! А для красоты еще чередуют белые полосочки, красненькие полосочки… Один рыжий дом с фиолетовыми полосками! Народное творчество с этим сайдингом – такой кошмар! Это совершенно убивает образ здания, образ исторического поселения, поэтому мы в наших регламентах и рекомендациях пишем категорический запрет на сайдинг, на изменение геометрии кровли. И возможность расширения при реконструкции только на 10–20%», – объяснила зампредседателя ТРО ВООПИиК.



Заводам Менделеевска – статус достопримечательных мест

Над границами и предметами охраны исторического поселения Мендеелевск эксперты продолжают раздумывать. Архивных планов города не сохранилось, известно лишь, что некогда эта территория принадлежала Семиозерной (Семиозерской) пустыни. С 1673 года упоминается поселение Тихие Горы, с 1801 года известна деревня Мирное Пристанище. В 1868 году появляется Бондюжский завод товарищества химических заводов Ушкова, а при нем возникает село Бондюга.

«Здесь в 1890 году работали Менделеев и иностранные специалисты. Но плитка, известная ушковская плитка, была лишь побочным продуктом. Там изготавливали неразрушаемые трубы для химических заводов. С этого начался Кокшанский завод (одно из крупнейших химических предприятий Российской империи. – Ред.)», – напомнила Фарида Забирова.



Здания заводов (сернокислого и пироколлодийного, где изготавливали бездымный порох), электростанция сохранились до наших дней. Есть и архивные чертежи этих производств. Специалисты думают над тем, чтобы придать им статус достопримечательных мест. Есть здесь и ценные градоформирующие объекты – например, дома, построенные по проекту братьев Весниных (архитекторы первой половины ХХ века. – Ред.) Известен дом, где жил поэт Борис Пастернак. Объектом культурного наследия признана контора Ушковского завода, но при этом от усадьбы Ушковых осталось не так много.

«Непонятно, как восстанавливать усадьбу Ушковых, она практически вся растащена… Остался только очень маленький деревянный флигель, хотя я еще помню ризалиты (выступы фасада. – Ред.) главной усадьбы, а когда-то там были фонтан и шикарный парк», – поделилась воспоминаниями эксперт.

Она обратила внимание на то, что историческое поселение Менделеевска ни с одной точки не смотрится как единое целое. И по режимам дальнейшего развития (использования) схема территории получилась сложной.



Границы исторического Мамадыша исследователи заявляют на основании плана города конца XVIII века. Место ярмарки, Мамадышский тракт, планировка города зафиксированы как предмет охраны.

«Для каждого исторического поселения составлен аннотированный список памятников, ценных градоформирующих объектов и выявленных объектов. По засечным чертам мы предлагаем делать федеральные туристические маршруты. Но главная цель разработчиков сейчас – суметь спасти эти города, их  уходящий исторический образ и планировочную структуру – от агрессивной облицовки сайдингом, неконтролируемой и непроектируемой застройки», – резюмировала Фарида Забирова.



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев