Напомним, прокуратура Татарстана проверяет информацию, дважды опубликованную в СМИ, о появлении в Казани сумок, на которых изображены сексуальные сцены с участием персонажей татарских сказок, сообщил ИА «Татар-информ» старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев.
Изначально эта история выглядела так: 50-летняя жительница Казани обнаружила у своего сына сумку, которую он получил в качестве подарка в магазине на презентации новой линейки сувениров. На рисунке в фривольном виде были изображены герои татарских сказок Шурале и Су анасы.
В случае выявления нарушений законодательства, пообещали в надзорном ведомстве, будут приняты меры прокурорского реагирования.
«Предыстория тех работ, которые вызвали ажиотаж в СМИ, не совсем та, которая была описана. Я специально никогда не занимался сувенирной продукцией. Я нарисовал сказочных персонажей два года назад, свои работы опубликовал на личной странице в социальных сетях. В те времена я находился в творческом затяжном кризисе. Это наложило, наверное, свой отпечаток на рисунки. Но тогда же я эту тему исчерпал. Больше в фольклорном направлении не работал. В течение последних двух лет держу паузу. Я путешествую, размышляю, новую тематику не разрабатываю», – утверждает художник Данил Ахметшин.
Ахметшин также сообщил, что владелица магазина «Солнце внутри Казани» Юлия Ахметзянова проявила интерес к его работам, предложила разместить рисунки на сувенирной продукции.
«Она сказала, что ей жаль, что эти работы оказались невостребованными, надо вдохнуть в них жизнь, – вспоминает Данил. – Я согласился, сказал: “Давайте попробуем”. Никакой финансовой выгоды в сотрудничестве не преследовал. Знаю, что “сувенирка” с моими работами была выпущена в ограниченном количестве. Футболки и сумки со сказочными персонажами продавались в течение полугода и начали пользоваться особой популярностью, как я теперь понимаю, только после скандального пиара в СМИ».
По поводу интереса прокуратуры к содержанию работ Ахметшин сказал так: «Оценку ее действиям давать не буду. Это ее работа. Могу лишь сказать, что считаю себя адекватным человеком, который в состоянии дать себе отчет, выходят ли мои работы за грань дозволенного или нет. Даже если в них присутствуют эротические мотивы, то они, опять же оговорюсь, используются в весьма ограниченном формате. Ничего запредельного я в своих работах не показал и не позволил. Говорят, что, изображая фольклорных персонажей в неожиданном ракурсе, я оскорбил чувства людей, которые воспитывались на этих сказках. Близкие для многих с детства образы якобы были опошлены. Но это поверхностное суждение. Давайте не забывать, что Шурале и Су анасы в татарском фольклоре все-таки олицетворяют зло. Это отрицательные персонажи. В моей подаче они стали более человечными. Во всяком случае, так я их хотел изобразить».
Данил Ахметшин также сообщил, что попросил Юлию Ахметзянову больше не выпускать продукцию с его рисунками.
«Хочу разобраться в том, что происходит. Не совсем понимаю природу всей этой шумихи. Будет ли продолжение у нашего сотрудничества с магазином “Солнце внутри Казани”? Пока у меня нет новых работ. Если что-то появится, будем думать», – сказал он.
Отметим, что в марте этого года в культурно-образовательной платформе «Метро» в Челнах была организована персональная выставка Данила Ахметшина. Готовясь к ней, художник написал свою автобиографию. Автор написал о себе в третьем лице, что само по себе нестандартно. Но, в первую очередь автобиография интересна тем, что содержит факты творческого становления художника.
«В 2011 году Данил Ахметшин решил стать художником, – сказано в ней. – Для этого он уволился с работы и приступил к созданию своего авторского стиля. Создал его и исполнил в этом стиле серию картин. Участвовал с этими картинами в молодёжных выставках и арт-проектах. Был творчески активен. Победил в номинации ”Новые имена” в выставке ”Художник года”. Стал одним из победителей проекта ”Арт-квадрат”. Идеи его серии рисунков ”Мечты и страхи Шурале” были использованы в концепции оформления городской Набережной имени Габдуллы Тукая. Писал аналитические статьи, посвященные искусству и культуре города. В 2016 году активность Данила значительно снизилась, у него начался творческий кризис, а следом пришло разочарование в искусстве как в способе самореализации. В это же время у него возникла идея итоговой выставки, на которой были бы представлены все его работы, выполненные в период творческой активности».
Стоит отметить, что Данил Ахметшин выставляется нечасто и среди коллег считается художником-индивидуалистом, который пишет скорее для своего внутреннего развития, а не на публику. Об этом корреспонденту ИА «Татар-информ» сообщил челнинский график, член Творческого союза художников России, заместитель руководителя картинной галереи города Набережные Челны Марат Мингалеев.
«Данил Ахметшин был какое-то время вхож в мастерскую имени Александра Халдеева, которая объединяет челнинских художников, увлекающихся техникой графики, – рассказал ИА «Татар-информ» Мингалеев. – Но в объединении Данил работал недолго, потому что по натуре он яркий индивидуалист, скептик, обладающий довольно нестандартным мышлением. Он точно не коллективист. Его творчество направлено на актуализацию уже известных, если можно сказать, избитых тем: Набережные Челны, “КАМАЗ”, Тукай. Казалось бы, что в рамках этих тем можно сказать нового? Но Данилу Ахметшину это удается. Он подает темы остро, нетривиально, пытается воплотить в своих картинах иной взгляд на действительность. Мы привыкли к тому, что у нас существуют две реальности: одна – общепринятая, социально стандартизированная, другая – для “личного использования”. Данил Ахметшин из тех, кто пытается в своих работах воплотить “неофициальную” реальность. Данил, как художник не имеет особых наград и регалий, потому что скептически относится ко всем этим “побрякушкам”, что говорит о его последовательности и целостности натуры.
Можно ли его осуждать за то, что он подал образы Шурале и Су анасы в эротическом свете? Если посмотреть на ситуацию обычным взглядом, то, наверное, да. Ведь это сказочные персонажи, хорошо знакомые детям. И, возможно, неправильно, если, глядя на них, дети начинают задавать вопрос – а что они там делают? С точки зрения общепринятой морали, безусловно, в этом есть что-то предосудительное. Но с другой стороны, художник имеет право нестандартно преподносить любую тему. На то он и художник, чтобы воплощать свое видение в творчестве. Сальвадор Дали тоже далеко не всем близок. Однако это не свидетельствует о его бездарности».
Владелица магазина «Солнце внутри Казани» Юлия Ахметзянова озвучила корреспонденту ИА «Татар-информ» свою точку зрения на происходящее.
По словам Юлии Ахметзяновой, никакой продажи или дарения сувенирной сумки со «взрослым» принтом несовершеннолетнему не было.
«В нашем магазине несовершеннолетних никогда не обслуживали. Утверждаю это со знанием дела, – говорит Юлия. – Казанский блогер Нияз Латыпов, которому, кстати, 48 лет, приобрел сумку и блокноты для того, чтобы подарить их московским друзьям. Нияза подростком вряд ли можно назвать. Он написал о нашей продукции у себя в Фейсбуке. СМИ зацепились за словосочетание “Камасутра по-татарски”, и понеслось. Журналисты обратились к нему под предлогом “посмотреть сумку”. Нияз, в свою очередь, попросил свою маму, Зою Латыпову, открыть дверь и продемонстрировать покупку. Они вошли в квартиру – включили камеры, микрофоны, прожекторы. После этого бедную женщину пришлось откачивать. Она до сих пор переживает и плохо себя чувствует».
По словам Ахметзяновой, в этой ситуации ее в первую очередь волнует состояние знакомых и друзей – Нияза Латыпова, его мамы, Данилы Ахметшина.
«А так, конечно, ажиотаж вокруг нашего магазина создали колоссальный. Нам сейчас пишут из многих стран!» – отмечает Юлия.
Она также подчеркивает, что проект начал реализоваться в Казани год назад, СМИ к нему интереса не проявляли. Но никого это не беспокоило. Главное для разработчиков проекта было создать и предложить современную, актуальную сувенирную продукцию.
«Всю “сувенирку”, которая продается на туристических маршрутах, вы видели, и это атас, – говорит Ахметзянова. – Мы тестировали проект целый год, привлекая к сотрудничеству художников и мастеров, очень хотели нестандартной подачи. А главное, понять – как и что предложить гостям, чтобы было красиво, чтобы каждый смог найти свое. И мы это продолжаем делать».
По словам Юлии Ахметзяновой, одним из направлений работы ее проекта является популяризация творчества местных художников.
«Вы прекрасно знаете нашего челнинского художника Хамзу Шарипова, у которого в выставочном зале «Хазинэ» сейчас проходит юбилейная выставка. В каком СМИ об этом было написано? Да практически никто об этом не написал. Хотя Хамза Шарипов работает в средневековой технике, создает совершенно волшебные вещи. Это не художник, а легенда! Мы поддерживаем Шарипова – делаем аппликации на основе его картин. Продали три пальто с его принтами, четвертое оставили. Просто выставляем, чтобы наши посетители имели возможность любоваться этой оригинальной вещью», – подчеркнула Юлия Ахметзянова.
«Никто не пишет о том, что наш магазин занимается благотворительностью. В нашем случае речь идет о создании творческих тандемов из инвалидов и признанных мастеров – художников и дизайнеров, – рассказывает автор проекта. – Это делается для того, чтобы продукцию художников с ограниченными физическими возможностями покупали не из жалости, а отдавая должное дарованию. Мы стремимся к тому, чтобы наши подопечные могли изготавливать востребованный товар. А для этого надо получать знания, лучше всего – из первых рук. У нас в творческих парах работают четыре инвалида. Например, совсем молоденькая Наталья Селиванова после инсульта оказалась обездвиженной. Вместе с ее мамой мы занимаемся ее реабилитацией. Она сама чрезвычайно талантлива – полгода она вышивала дорожку, скатерть. Эти вещи надо видеть, чтобы оценить».
По поводу творчества Данилы Ахметшина, Юлия Ахметзянова сказала так: «Я очень люблю Данила Ахметшина как автора. Это ранимый, тонко чувствующий художник. Он – наблюдатель, обладающий нестандартным мышлением. Я не встречала людей со схожим восприятием действительности. Считаю, что его интерпретация известных фольклорных мотивов имеет право на жизнь. Когда я впервые взглянула на его принты, то даже в мыслях не возникло ничего дурного. Ассоциации были самые теплые. В первую очередь возникло ощущение бережности, которое дарят объятия. Если Данил будет согласен, то мы продолжим наше сотрудничество».
Казанский блогер считает, что в шумихе виноваты СМИ
Нияз Латыпов – предприниматель и блогер из Казани, который и приобрел холщовую сумку с изображением любовной сцены героев сказок Габдуллы Тукая. По собственному признанию, он даже не мог тогда предположить, какими будут последствия, когда решил рассказать о покупке своим многочисленным подписчикам в Интернете.
«Я просто однажды шел по улице, зашел в магазин и мне там понравилось. Теперь я время от времени туда захожу. Ко всей этой поднятой в СМИ шумихе я отношусь резко отрицательно. Это безудержная погоня за хайпом, чернушностью и желтизной. Если проанализировать все вышедшие в СМИ сообщения, то журналисты в своих сюжетах задают вопросы людям старшего поколения, которые в силу возраста склонны к более традиционным взглядам на жизнь. Если бы журналисты прошлись по институтам и поспрашивали молодежь, то большая часть ответов была бы положительной», – сообщил корреспонденту ИА «Татар-информ» Нияз Латыпов.
Собеседник рассказал, что часто бывает в разных сувенирных магазинах в столице Татарстана, но в них продается лишь китайское барахло, а оригинальная продукция напрочь отсутствует. И вот он наконец нашел магазин с интересными, необычными сувенирами, которые приятно дарить друзьям. Холщовую сумку с героями татарских сказок Нияз собирался презентовать другу, но пока с ним так и не встретился. Что касается изображения на подарке, то предпринимателю оно очень нравится.
«Я считаю, что для республики, в том числе для татарской культуры, такого рода предметы искусства приносят больше пользы, чем классические. Очень хорошо, что молодежь находит источник для вдохновения в национальных мотивах. Этого парня из Набережных Челнов я поддержал бы лично (Данила Ахметшина – прим. ред.), хотя его не знаю и никогда не видел, но мне нравится его творчество. Любая яркая, хорошая вещь привлекает внимание. Мне нравится не то, что там, извиняюсь, сиськи нарисованы. В этом магазине все вещи нетрадиционные и неординарные», – добавил казанский блогер.
Нияз Латыпов подтвердил, что после того, как он опубликовал фотографию покупки в социальной сети, с ним и его 84-летней матерью некорректно обошлись журналисты. Сотрудники одного телеканала позвонили и попросили сфотографировать сумку. Тогда предприниматель находился в командировке, но разрешил журналистам приехать к нему домой, чтобы посмотреть сувенир.
«Моя мама даже не поняла, что ее снимали. А потом где-то прошла информация о том, что якобы она написала заявление в прокуратуру. Мне сейчас все звонят и об этом спрашивают. Моя мама никуда и ничего не заявляла! У нее и в мыслях ничего подобного не было! Поведение журналистов не достойно подражания. Они воспользовались ее доверчивостью. После этого случая мама очень расстроилась и слегла», – посетовал Нияз.
Собеседник также отметил, что его семья очень любит татарскую литературу. Отец Нияза был директором первой татарской гимназии в Нижнекамске. А он сам любит творчество Габдуллы Тукая и читает своему четырехлетнему сыну его сказки. На страничке Нияза Латыпова есть фотография с сыном в скандально известном магазине. Однако предприниматель уверен, что его ребенок там ничего не разглядывал и в силу возраста его такие картинки вообще не интересовали.
Нет комментариев-