Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Искусство будущего: Аллея скульптур из астероидов, светящиеся собаки и запланетарный участок с ландшафтными роботами

Искусство будущего: Аллея скульптур из астероидов, светящиеся собаки и запланетарный участок с ландшафтными роботами
В «Смене» открылась выставка «Будущее. Искусство в воображаемом будущем». О том, как художники видят искусство, каким оно будет в перспективе, выясняла корреспондент ИА «Татар-информ».

Накануне в «Смене» открылась выставка «Будущее. Искусство в воображаемом будущем». Ее куратор Ростан Тавасиев на одноименной лекции рассказал, почему в книгах и фильмах не описано искусство будущего, как сериал Star Trek повлиял на мировой технический  прогресс и какой будет художественная выставка в будущем. 

«Фантастика двигает технику вперед. Можно применить такую же волшебную силу воображения и к искусству»

Ростан поделился своими наблюдениями и интересными «находками». Например, рассказал, что в фильме «Космическая одиссея 2001 года», ставшим вехой в развитии кинофантастики, при монтаже по неизвестной причине вырезали сцену, как на Луне дети колонистов рисуют в школе на уроке живописи.

В фантастических фильмах Тарковского присутствуют только классические скульптуры и картины. Но, к примеру, в его фильме 1972 года «Солярис» встречается объект, который «абсолютно идентичен тому, что можно увидеть в современном искусстве».

Обратимся к более современному кино – фильму Люка Бессона «Пятый элемент». Есть инопланетяне, летающие машины, планетарный круизный лайнер, бороздящий просторы космоса в 2263 году, но арт-объектов в фильме тоже не наблюдается.

По мнению Ростана,  неясно, почему в кино не представлено искусство, ведь его делает художник.

 «Он мог бы хотя бы из эгоизма вставить свои работы в фильм, но он этого не делает. Почему? Может, потому, что фильм и есть произведение искусства», – размышляет куратор выставки.

Ростан уверен, что фантастика благотворно сказывается на техническом прогрессе. Например, инженер Мартин Купер, один из изобретателей сотового телефона, признавался, что на создание телефона его вдохновил «Стартрек». Сериал популяризировал и идею персонального компьютера: первый компьютер появился в 1946 году, за 20 лет до выхода сериала в эфир, но имел громадные размеры. А в каждой серии «Стартрека» на борту «Энтерпрайза» показывали компактные компьютеры, что совершило позитивный сдвиг в сознании инженеров.  

 «Если бы литератор мог достоверно предугадать линию развития искусства, он  был бы уже не писателем, а художником»

 «Искусство редко упоминается и в литературных произведениях научной фантастики»,  – сетует Ростан.

Это в действительности так: вспомним, например, фантаста Айзека Азимова. В своих произведениях 60-х годов он предсказывал, что люди смогут видеть друг друга по телефону, на смену обычным телевизорам придут настенные экраны, позволяющие видеть картинку в трехмерном изображении, а кухонные комбайны будут сами готовить пищу и варить кофе.  Многие его предсказания сбылись – сегодня люди могут видеть друг друга из разных уголков земли, общаясь по «скайпу»,  мультиварки  и аэрогрили облегчили жизнь домохозяйкам, а 3D телевизорами уже давно никого не удивить.  Но места искусству в его произведениях не нашлось.

 Ответы на вопрос, почему писатели игнорируют искусство, художник получил из первых уст.

Так, известный российский писатель Василий Звягинцев говорил, что литератор не способен придумать или предугадать линию развития ИЗО, если бы мог достаточно достоверно – был бы уже не писателем, а художником. Американский фантаст Барри Лонгиер объясняет, что писатели не рисуют, не поют и не играют на музыкальных инструментах, так как им это неинтересно.

«Ради справедливости надо сказать, что и художники не очень интересуются писателями», – подметил Ростан.

По мнению русского писателя Владимира Васильева, фантастика – отражение реальности, а «в реальности 99,9 процентов людей куда больше интересуют цены на пиво, чем изобразительное искусство».

В своей лекции Ростан Тавасиев упомянул рассказ «Улыбка» Рэя Брэдбери, известного по антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Герои рассказа, живущие в 2061 году, уничтожают картину «Мона Лиза». Почему? Может, действительно в мире фантастического будущего нет места искусству? 

Искусство будущего глазами художников: аллея скульптур из астероидов, парящие в воздухе собаки и запланетарный участок с ландшафтными роботами 

Итак, посмотрим на искусство будущего глазами казанских художников. Художник и искусствовед Гузель Файзрахманова представила композицию «Собаки» –пространственное произведение, экспонирующееся на большой территории, состоящее из большого количества образов собак, в том числе светящихся собак и собак, парящих в воздухе.

 

Художник Рашид Тухватуллин изобразил то, как будут в далеком будущем создавать скульптуру с помощью лазера в режиме реального времени. Творческий процесс создания произведения отображается на экране и его сопровождает музыкальное оформление.

Ильгизар Хасанов вообразил, какими он видит свои работы в будущем. Так, краски живут своей жизнью на полотне под воздействием силы мысли художника и его энергетики.


Художник Рамин Нафиков изобразил минималистичный образ футуристического искусства. Здесь представлен человек перед светящейся, но в то же время абстрактной картиной, созданной при помощи красок, имитирующих песок и глину. По замыслу автора, картина экспонируется в темном помещении с  низким потолком и является единственным источником света.  


На выставке также представлены работы художников и из других городов. Особое внимание гости проявили к композиции красноярского художника Евгения Каверзина «Нужна планета».  Так, художник видит, что в будущем он купит запланетарный участок – небольшую плоскость далеко не на первой линии орбиты, но зато с проведённой атмосферой.

«Кстати, сегодня последний день столетней ипотеки, ура! (Это не правда, ипотека ещё в 2028 признана извращённой формой насилия над человеком)», - отмечает художник, представляя будущее. Так, Евгений вообразил, что займется ландшафтным дизайном - основные генераторы он замаскировал под больших пингвинов у основания плоскости, сделал заснеженные горы и заселил туда дельфинов. Изображенный куб над этим «островком» - не что иное, как мастерская, где художник будет управлять ландшафтными роботами.


Взглянем на композицию Катерины Вербы «Концентрат света».  По замыслу художника, он станет универсальным художественным материалом, с помощью которого художники будут создавать визуальные арт-объекты: картины, инсталляции и скульптуры. Инженеры создадут концентрат света, который будет иметь всю цветовую палитру подобно радуге, а также видимый в пространстве объём. По видению художника, не потребуются мастерские с окнами и выставочные залы с искусственными источниками света - произведения искусства будут светиться, и их всегда будут видеть зрители. При этом они  не займут много места, так как это всего лишь свет, в них даже можно будет беспрепятственно перемещаться.

 

Композиция  Рината Волигамси из Башкортостана «Пояс астероидов» – чуть ли не единственное произведение на выставке, где затронута тема космоса.

Художник вообразил, что пояс астероидов, находящийся на эллиптической орбите вокруг Солнца, можно превратить в аллею скульптур, парящих в пространстве. Методы высокотехнологичного моделирования помогут в процессе производства арт-объектов сохранить объем и массу астероидов для удержания их на своих прежних орбитах. Самые крупные астероиды могут стать производственными и экскурсионными базами. Астероидов, входящих в состав пояса очень много, поэтому художники, дизайнеры и архитекторы много лет подряд будут реализовывать свои творческие замыслы на космических объектах.

 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев