– Ирек Хайдарович, как возникла идея создания на базе ватерпольного клуба «Синтез» клуба по водным видам спорта?
– Идея уже давно витала в воздухе, но воплотить ее никак не получалось. В свое время еще двукратный олимпийский чемпионДенис Панкратов выдвигал предложение о создании клубов по водным видам спорта в России. Но, может быть, почва не была готова к созданию такого клуба в Татарстане.
Сейчас у нас появились спортсмены, которые могут показывать высокие результаты. Появились бассейны, инфраструктура, видимо, пришло время вернуться к вопросу. Так, в этом году, благодаря спонсорской поддержке – спасибо огромное руководству ОАО «ТАИФ» и «Казаньоргсинтез», которые нас поддерживали все это время, начиная с 1974 года, проект заработал. Теперь на базе ватерпольной команды «Синтез» создан клуб по водным видам спорта, в который вошли такие дисциплины, как плавание, прыжки в воду и водное поло.
Кстати, спонсоры мало того, что одобрили расширение ватерпольного клуба до клуба по водным видам спорта, они еще и разработали прогрессивную шкалу финансового премирования спортсменов. Конкретные цифры я не могу озвучить, но гонорары, которые они смогут получать, очень достойные. Я знаю много талантливых спортсменов, которые закончили свою спортивную карьеру, в том числе и по причине отсутствия финансирования. В нашем клубе спортсменам за их победы в спорте высших достижений будут платить. Это тоже своеобразный стимул, чтобы биться за возможность попасть в клуб, где за высшие результаты они смогут зарабатывать деньги. Тем более, что у пловцов и прыгунов в воду гораздо больше стартов, чем у ватерполистов.
– Будет ли клуб заниматься подготовкой спортсменов с нулевого цикла, или «Синтез» будет проводить только селекцию лучших спортсменов Татарстана и России?
– Сразу оговорюсь, что клуб по водным видам спорта – это не детская спортивная школа. У нас достаточное количество ДЮСШ, в том числе и по плаванию. Например, «Акватика» и «Касатка» прекрасно работают с молодежью и показывают хорошие результаты на соревнованиях.
Если говорить о водном поло, у нас выстроена системная работа с детской спортивной школой по водному поло. Таким же образом можно выстраивать работу с нашими другими детскими спортивными школами. И по плаванию в том числе. На данный момент ситуация сложилась так, что больше помогать приходится детской школе по водному поло, чем тому же плаванию. Потому что, если посмотреть, плавание базируется в Казани практически в каждом бассейне. А вот водным поло занимаются в одном или двух бассейнах. И мы в этом направлении будем продолжать работать.
Но клуб по водным видам спорта, прежде всего, будет заниматься поддержкой спорта высших достижений. Молодые пловцы вырастают, заканчивают ДЮСШ. Что им делать дальше? Им необходима дальнейшая помощь, как в плане спортивного менеджмента, так и материальная. Вот как раз клуб по водным видам и будет заниматься их дальнейшим развитием.
Быть профессиональным спортсменом – это тяжелый труд. Практически все свое время ты должен отдавать, чтобы улучшать свои показатели. Тут очень важно найти стимул для занятий. Не совсем и не всегда та методика, которая существует в школах, способна подающего надежды пловца заставить приходить в 5 утра на тренировку, проплывать по 20 км в день, и при этом ничего не получать взамен.
В сентябре в Казани прошел Кубок мира FINA по плаванью. Это же коммерческий турнир. На этом старте спортсмены пловцы деньги зарабатывали. И по большому счету, у нас в клубе по водным видам приблизительно такой же механизм будет. Если ты выиграешь соревнования, начиная от чемпионата России и заканчивая Олимпийскими играми, будет предусмотрена своеобразная шкала поощрения спортсменов.
– Сейчас в бассейне «Синтез» уже функционирует детская спортивная школа по плаванию «Дельта». Что будет с ней в ходе реорганизации, она войдет в состав клуба по водным видам спорта?
– Это спортивная школа, и она не может войти в клуб просто потому, что у клуба и ДЮСШ разные функциональные задачи. Мы принимаем на работу взрослых людей. В клуб могут вступить только те, на кого можно оформить трудовую книжку. Но, уверяю вас, школу никто некуда выгонять не собирается. Воды должно хватить всем. Сейчас первостепенная задача – урегулировать все наши организационные вопросы.
– Сейчас все чаще и чаще на совещаниях в спортивных федерациях поднимается вопрос о профессиональной подготовке тренерского состава. Вызывают немало нареканий и методы работы в спортивных школах. К примеру, если ребенок не выполняет норматив к определенному возрасту, то его списывают, выводят за рамки спортивной школы, в так называемые группы совершенствования. Но ведь каждый ребенок раскрывается по-разному и в разное время. Ваше мнение?
– Я с вами согласен, что каждый спортсмен по-разному раскрывается. Один в более раннем возрасте прогрессирует, другой – в более позднем. Мало того, если говорить о перспективе, то практика показывает, что чем позже ребенок начинает показывать свои результаты, тем дольше у него спортивная жизнь и тем более высоких результатов он достигает в дальнейшем. За примером далеко ходить не надо, Александр Попов – четырёхкратный олимпийский чемпион и шестикратный чемпион мира. А ведь его вначале не хотели брать в детскую школу по плаванию. И он не показывал быстрых результатов. Потихонечку-потихонечку вырос.
Я знаю, что критерии есть. Если ребенок не выполняет нормативы, его переводят в группы здоровья. Но все-таки хороший тренер всегда увидит, какой заложен потенциал в ребенке и никогда не откажется от него. Каждому тренеру нужен результат. Неужели тренер, который понимает, что у его воспитанника огромный потенциал и что он в конечном итоге может дать результат, не возьмет его в команду? Я сам был тренером, и если я заинтересован в игроке, то никогда на спортсмене крест не поставлю. Тут надо, конечно, индивидуально к каждому подходить. Есть, наверное, я так думаю, исключения из правил, когда не всех за невыполненные результаты отчисляют в группы здоровья.
– Как в клубе по водным видам спорта решается вопрос с тренерскими кадрами?
– По водному поло у нас укомплектован практически весь штат. У прыгунов тренер тоже уже «стоит» на ставке, а вот у пловцов пока идет процесс поиска хороших специалистов. Тренерские кадры, честно скажу, это самое важная составляющая любой работы. Потому что тренер закладывает будущее команды. Хороший тренер – хорошее, плохой – плохое. Но и тренеров надо время от времени подстегивать. Чтобы не было успокоенности. Иногда, как только появляются высокие результаты, включается режим «мы все можем» и «мы все умеем». Успокоились. И наказание моментальное в виде проигрыша.
Все хотят быть первыми. Все работают и в какой-то момент пользуются этой тренерской безмятежностью и обходят клуб. Как это, например, было в последнее время. У нас же года два назад наша ватерпольная школа выиграла все соревнования, которые проходили на чемпионате России. И казалось бы, все хорошо. А сейчас мы уже не все соревнования выигрываем. Мы являемся фаворитами, это да, но выигрываем далеко не все. Я бы с удовольствием сейчас какого-то тренера по функциональной подготовке взял, если бы на самом деле увидел, что это специалист высокого класса, который даст результат и пловцам, и ватерполистам.
– Вернемся к водному поло. Как команда клуба «Синтез» готовилась к новому сезону? Кто занимался селекцией игроков?
– По-хорошему селекция и подготовка состава должна проходить в течение года. Но так получилось, что в нашем клубе смена руководства произошла летом. Поэтому трудности возникли и по селекции игроков, и по подготовке. Все пришлось, скажем так, наспех делать. Могу сказать одно – все ребята подобрались хорошие. Кое-кто пришел из клуба «Штурм».
Я могу сказать открыто, на данный момент есть три свободных ставки под легионеров. У нас по лимиту три иностранца может играть в клубе. Пока смотрим. Если мы увидим, что мы можем все позиции своими силами закрыть, значит, играть будут по максимуму российские игроки. Если на какой-то стадии тренерскому составу понадобится иностранец для усиления, будем рассматривать и этот вариант.
Но покупать следует хорошего игрока, на котором бы учились и наши дети в детской школе, и нашим игрокам было бы на кого посмотреть.
И я считаю, что не стоит вмешиваться ни в тренерскую работу, ни в администрацию. Я должен только подсказывать и направлять. И у нас в водном поло ни как в футболе, ни как в баскетболе. Здесь нет спортивных директоров, которые по амплуа игроков набирают.
В водном поло набор игроков по игровым позициям небольшой. И главная задача тренера – подобрать игроков под себя, под свой рисунок игры, какой он ее видит. А моя задача им в этом помочь.
– Есть ли в составе команды образца «Синтез-2018» воспитанники татарстанской спортивной школы?
Посмотрите на состав «Синтеза». 7-8 наших игроков с татарскими фамилиями. Мы как раз для этого и работаем, чтобы наша детская школа была основным поставщиком спортсменов в нашу команду.
– На сегодняшний день один из важных вопросов – это о необходимость проведения международных турниров высокого класса по водному поло на постоянной основе в России.
– Это да. У нас на уровне сборных не хватает этих турниров. И у меня было предложение к нашей федерации организовать серию международных турниров наподобие «Дружбы» со странами ближнего зарубежья. Разбить турнирную сетку хотя бы по возрастам. Предположим, Грузия взяла турнир до 20 лет, Белоруссия – до 18, Россия – до 16, Казахстан – до 14 и так далее. И это была бы серия открытых молодежных турниров, на которые мы имели бы возможность приглашать и европейские клубы. Это и обмен мастерством и популяризация водного поло. И самое главное, они готовы на это идти.
Я ездил в Грузию. Специально по этому вопросу встречался с министром спорта Грузии, он бывший ватерполист. Они говорят: мы готовы. У нас деньги даже есть на это, давайте. А вот дальше проза жизни. Я обратился в нашу федерацию. Я говорю: давайте положение разработаем и будем дальше работать. Пока тишина. Получается, что грузинам нужно, казахи тоже хотят, белорусы готовы создать эту международную серию турниров. А в России пока в раздумьях.
Вот и развожу руками в недоумении, кому это нужно прежде всего. Надеюсь, что этот вопрос все-таки решится. Эти турниры России очень нужны во всех отношениях. И в спорте и в политике. Только спорт нас может пока еще при данной международной ситуации объединять.
– А Олимпийский комитет не может помочь в вопросе организации международных турниров?
– Наверное, можно поговорить. Я постараюсь встретиться со Станиславом Алексеевичем Поздняковым, он не так давно возглавил Олимпийский комитет России. Надеюсь, что у Олимпийского комитета и Министерства спорта РФ найдутся финансы на поддержание международного проекта по водному поло. Спорт всегда использовался политиками как мягкая сила. Нужно большее количество международных турниров по разным видам спорта, чтобы эта мягкая сила наконец-то заработала.
– Сейчас мужское водное поло переживает не самые лучшие времена. Мужская сборная России не попала на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро в 2016. Сможет ли она решить свои проблемы и выступить в 2020 в Токио?
– Я надеюсь на это. Сколько уж можно не попадать на Олимпийские игры?! С 2004 года мы ни в одних Олимпийских играх не участвовали.
– В этом году Депутат Государственной думы России, президент спортивного клуба по водным видам «Синтез» Ирек Зиннуров завоевал серебро на чемпионате Европы среди ветеранов в Словении. Более того, вы стали, лучшим бомбардиром турнира, забросив 10 мячей. Что дают эти ветеранские турниры лично вам?
– Прежде всего, это возможность встретиться со своими старыми друзьями. Пообщаться с теми, с кем играл как противник в свое время. Но даже на ветеранских играх спортивный азарт остается.
Когда в воду заходим, все равно противниками становимся. И недооценивать значение этих соревнования нам ни в коем случае нельзя. У меня есть идея выйти на спортивное руководство с предложением рассмотреть возможность организации и принятия в России следующих Всемирных ветеранских игр. В 2020 году они будут проходить в Японии. Это своеобразная Олимпиада ветеранов практически по всем видам спорта.
Казань, мне кажется, вполне могла бы стать хозяйкой такого турнира. Это мероприятие даст и экономический эффект. Во-первых, спортсмены приезжают за свои деньги, все оплачивают. Во-вторых, возьмем водное поло, на Олимпиаде участвуют 12 команд, а на ветеранской в каждой возрастной категории в среднем может участвовать по 6-8 команд. И возрастных категорий у нас получается 30+, 35+, 40, 45+, 50, 55+, 60, 65+, 70, 75+ – итого 10. В каждой возрастной категорий, даже если по 6 команд – уже 60.
Получается, что спортсменов приезжающих на ветеранский турнир в разы больше, чем на Олимпиаду. Это только водное поло, а такая статистика во всех спортивных видах. В Италии на Играх ветеранов по водным видам спорта 10 тысяч участников собрали. Обычные соревнования такого количества не наберут.
– И народ ходит, смотрит?
– Приходят, смотрят, болеют. Мало того, где популярны эти виды спорта, делают из таких мероприятий настоящее спортивное шоу.
В Венгрии, например, у них есть ветеранская команда «Миллениум», в которую можно попасть, только имея три золотых олимпийских медали. Так они из этих игроков сделали своеобразных идолов. Меня приглашали играть за сборную Мира против «Миллениума». На этой ветеранской игре на трибунах было порядка 7 тысяч зрителей.
На соревнованиях, которые проходили в прошлом году в столице Венгрии Будапеште и длились порядка 10 дней, команда «Миллениум» тоже выступала. Так на заключительных игра, каждый день на трибунах присутствовало порядка 8-10 тысяч зрителей.
В России не каждый футбольный матч столько народу смотрит. Кроме того, они устраивают с чемпионами фотосессии, автограф-сессии – и очереди людей к ним. Венгры нашли свою спортивную изюминку, своих трехкратных олимпийских чемпионов, чтобы привлекать на трибуны народ. И нам обязательно надо работать в этом направлении.
Нет комментариев-