Ирада Хафизяновна, кого из исполнителей вы любите слушать?
Разных… Ильнар Миранов, Филюс Кагиров, Айдар Сулейманов, Алина Шарипжанова, Ришат Тухватуллин… Философичны песни Салавата Закиевича, в них есть глубокие мысли.
Миранов талантлив, его ждет большое будущее. Талантлива Илюса Хузина. Алина Шарипжанова, Эльза и Артур Исламовы…
А из кассовых?
Мне кажется, это не рамки. Самые большие залы собирает мой односельчанин Фирдус Тямаев. Хорошее содержание, энергетика. Элвин Грей… Но мы часто путаем актуальность и профессионализм.
Вы встречаетесь с исполнителями, собирающими полные залы, общаетесь с ними?
Мы всегда на связи.
Рассмотрим актуальные проблемы эстрады.
Во-первых, репертуар. Сейчас мало таких авторов, как Луиза Батыр-Болгари. Хотя и они появляются. Для меня стала открытием песня Миляуши Хайруллиной «Кем идек» («Кем мы были»). Эльмир Низамов силен, Ильяс Камалов.
К выбору репертуара мы должны подходить с умом. Отправили исполнителя на Сабантуй и забыли – нет, так не пойдет. Должен быть уровень, качество. Пусть люди поют своим голосом. То есть должна быть организованность. Но невозможно объять необъятное.
Второе – это запросы аудитории. Аудитория смотрит то, что находится в ротации. Это психология. Если прокрутить одну песню три-четыре раза – она уже становится известной. Если бы система ротации была более объективной, многие открыли бы для себя новые имена, новых звезд. Например, Марсель Вагизов, на мой взгляд, очень талантливый певец, которого еще недооценили.
Третий вопрос – гастрольная деятельность. Например, одна группа предложила гастрольный тур по Свердловской области, состоящий из 20 концертов. Я сказала, что продать концерты будет трудно, а что потом останется певцу, который придет после вас? У каждой семьи есть бюджет, и нельзя выделить весь бюджет только одному исполнителю.
Гастрольная деятельность артистов должна быть как-то упорядочена. Потому что сегодня кассу забирает тот, кто успел первым.
Бывают случаи, когда мы отправляем исполнителей выступать на Сабантуях – скажем, Хамдуну Тимергалиеву… К слову сказать, я люблю слушать Хамдуну апа. На самом деле мне нравятся многие исполнители. У меня есть любимые песни в исполнении разных певцов.
Так вот, Хамдуна апа пришла и сказала: «Вы отправляете меня на Сабантуй в Екатеринбург. А там запланирован мой концерт, и на Сабантуй я не поеду». То есть из-за отсутствия диалога мы не имеем возможности полностью удовлетворить запросы того или иного исполнителя.
Сегодня многие выступают самостоятельно, без продюсеров. Продюсер Филюса – его супруга. Продюсер Ришата Туватулина – его танцор Ильгиз. Они стараются сами решать все свои вопросы, но это узкий взгляд. Творческая личность из концертной бригады не может быть еще и продюсером. Нужно развивать систему промоушена. Татарскую песню нужно прославить не только среди татарского народа, но и на весь мир, ведь у нас такая интересная, замечательная культура.
Каким вам видится решение?
Мы хотим организовать встречу с представителями эстрады.
Когда она состоится?
В ближайшем будущем мы решим этот вопрос. Может быть, соберемся в рамках концерта эстрадного отделения (речь о концерте эстрадного отделения татарской филармонии, – Т-и) в начале марта. Нужно начинать с малого.
Рынок все расставляет по местам. На Apple Music татарские песни представлены в небольшом объеме. Там есть Ришат Тухватуллин, Марсель Вагизов. Это тоже продвижение татарской культуры на весь мир.
Шоу-бизнес – область большая. Недавно на конференции в Санкт-Петербурге шоу-бизнес в интернете назвали многомиллиардным бизнесом. В России – приблизительно 600 миллионов долларов.
Здесь необходимо комплексное решение. Я бы создала какую-нибудь ассоциацию, но думаю, что они на такое не пойдут.
Ришат Тухватуллин в своем интервью говорил о необходимости такого союза. Он говорил о пересечении гастролей, о том, что один исполнитель не может содержать качественную студию, что нет возможности выступать на престижных сценах в других городах.
Мы в хороших отношениях с министрами культуры других субъектов. Если исполнители к нам обращаются, мы помогаем, пишем письма, обращаемся.
Но это бизнес. Поэтому и возникает так много вопросов. Например, есть вопросы о продаже зала. Должны ли присутствовать приглашенные или нет? Оплата идет от процентов проданных билетов или от полного зала?
Когда речь идет об эстраде, мы почему-то говорим только о молодежи, но ведь есть и старшее поколение. Они наше богатство. Но на сегодняшний день, я думаю, им будет тяжело собрать зал. Кто ходит на эти концерты? Есть старшее поколение, которое не готово платить определенную сумму денег за билеты. Республиканский проект «Илһамият» возил артистов старшего поколения по городам и районам республики, в другие регионы именно для этой аудитории. Скажем, очень любят Римму Ибрагимову, Зухру Шарифуллину, Айдара Габдинова. Об этом тоже нельзя забывать.
Кроме эстрадных песен есть культура слова. Для аудитории, любящей это направление, должен быть один комплексный продукт, и им надо управлять.
Есть вопрос современной культуры. Альтернативная музыка, рок-культура или хип-хоп. Они – это та же самая эстрада, только другой ее сегмент. Может быть, сегмент поиска.
Например, если говорить о европейской культуре, то они лучше примут современные группы, чем наших традиционных эстрадных исполнителей.
Мы поддерживаем связь с финским татарином Денизом Бадретдином. Я люблю Зулю Камалову. С удовольствием сходила на ее концерт. Потому что она исполняет народные песни в интересном звучании. И сама тоже пишет. Это надо любить и понимать, что все это должно быть. Многообразие – это замечательно.
Это трудно регулировать официально, потому что они не являются организациями нашего ведомства. Они самостоятельные артисты. Мы не вправе и не можем заставить.
Мы считаем, что у артистов, работающих в эстрадном направлении, должен быть свой союз. Если они сами объединятся, решать проблемы станет проще.
А министерство может что-нибудь предложить исполнителям для объединения?
Мы могли бы стать площадкой для объединения. Это можно сделать как информационный ресурс. Мы будем об этом говорить.
Для координации мы организовали отделение эстрадного искусства в Татарской филармонии. 4 января прошел первый концерт. Они должны показать уровень эстрадного искусства. Мы и впредь будем проводить мероприятия, чтобы показать качественный репертуар, живое исполнение, культуру эстрадного искусства. Нужно взращивать молодых. Над этим работает Кадим Нуруллин (директор Татгосфилармонии, – Т-и).
Исполнители смогут действительно зарабатывать деньги. Эти исполнители будут задействованы при организации гастролей филармонии. Наша задача – организовать концерты для татар, живущих вдали от Татарстана.
Хотя бы одна часть артистов будут работать официально по трудовой книжке. Пока это десять исполнителей.
А кто они?
Пока не скажу. Потому что мы пока ведем переговоры. Кто-то соглашается, кому-то хочется быть свободным, кто-то пока в раздумьях. Мы не можем принуждать.
Есть жалобы относительно выступлений на Сабантуях за рубежом – некоторые певцы говорят, что их не берут выступать.
Многие отказываются. Мы работаем по запросам – регионы сами просят, кого им отправлять. Они говорят, что им нужен такой-то артист.
Мы «закрываем» концертную часть, но нам еще нужны и татароязычные хорошие ведущие. Это требование времени.
Вы не хотели бы сделать приглашения на Сабантуи открытыми? Как госзакупки.
Это должна быть открытая система. Нужно посоветоваться и с Геллером (Генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ», – Т-и), эта площадка была бы хорошей. Я говорю о необходимости такого ресурса. Но это тяжело объяснить. Не все готовы указывать свои гонорары. Многие работают путем расчета оплаты на карту. Здесь возникает вопрос налогообложения. Правда, многие артисты по нашему совету зарегистрировались как самозанятые.
Присвоение почетных званий артистам порой вызывает недовольство. Например, писали, что певица Азалия Зиннат только делает шаги на большую сцену, а уже получила звание заслуженной.
Об этом трудно судить. Артист тратит немалые деньги на свое продвижение, на костюмы, запись песен, ротацию. Организация концертов требует больших затрат. Система поощрения званиями – лишь маленькая возможность для государства наградить артистов.
Эти звания есть не во всех странах. Но когда звание есть, оно подкреплено и финансами. А у нас такого нет. И это единственная форма поощрения.
Присвоение званий – вещь субъективная. Скажем, я слушаю исполнителей старшего поколения, заслуживших звания народных артистов. Кто-то нравится, кто-то нет. Для своей аудитории они звезды. Нужно их награждать или нет? Не могу сказать “да“ или “нет“. Но если у артиста есть своя аудитория, как быть? В культуре трудно вводить единые критерии. Кому-то творчество может нравиться, а кто-то скажет, что и голоса нет.
А кто принимает решения?
Решение принимает Комиссия по государственным наградам при Президенте Республики Татарстан. Муниципальное образование представляет, мы смотрим документы.
Отправляют документы для награждения очень талантливых людей, но в документах указана неполная информация. Или они составлены неверно. Мы вынуждены возвращать их обратно.
Есть критерии по стажу. Сегодня многие исполнители зарегистрировались как индивидуальные предприниматели. Почему мы говорим о том, что необходимо стать самозанятыми? Потому что по закону есть требования к стажу.
У нас нет должности «эстрадный исполнитель». Это может быть известный певец, а по трудовой он считается педагогом по вокалу. Возникает вопрос – а может быть, он не заслуженный артист, а заслуженный деятель искусств? Таких вопросов много, идеальной модели не существует.
Когда присуждается звание народного артиста России, идет обсуждение в Совете при Президенте. Мы организовали свой Совет по культуре. При присвоении звания народного артиста привлекаются эксперты, рассматриваются видео- и аудиоматериалы (это не относится к званиям заслуженного артиста и заслуженного деятеля культуры). То есть нет такого, чтобы посидели, обсудили и решили дать звание.
В репертуаре певицы Ильсии Бадретдиновой есть песня «Атказанмаган» («Незаслуженная») о поощрении государственными наградами. Что она должна сделать, чтобы стать заслуженной?
Есть порядок получения звания заслуженного. Для этого нужно проявить инициативу – руководство района или какая-нибудь организация должна представить к награде.
У Ильсии Бадретдиновой есть своя аудитория. Это красивая женщина и талантливая певица. Я подписана на нее в Инстаграме. Вообще я подписана на многих артистов.
При награждении званиями артистам объясняется, какая это ответственность? Вспомним случай с Уразовой и Тямаевым.
Ответственность должна быть у каждого. Но надо отметить – сегодня люди, оценивая других, слов долго не выбирают. Обсуждение людей стало нормальным явлением. Сегодня хайп стал флагом. Это неправильно.
В этом случае я защищаю своих. Мой принцип – понять людей. Мне кажется, эти исполнители не хотели никого обидеть. Когда ситуация приняла такой оборот, они и сами перепугались. Их резкий ответ – это была реакция на обвинения.
Вы верно заметили: ответственность прежде всего. И эта тема актуальна не только для эстрады. Лидеры общественного мнения должны чувствовать на себе ответственность, ведь они могут повести за собой и других.
А можно ли объяснить им это?
Если это не привито с младенчества, еще с материнским молоком, то в этом возрасте… Извините, но это не зависит от меня. Сейчас в школе мы обучаем детей, но о воспитании речи не идет. Учим сдавать ЕГЭ, нажимать на кнопки.
Нам не хватает разговоров о ценностях, делающих человека личностью. Не учат мыслить, анализировать и быть человечными.
Близится Всероссийская перепись населения. Один из наших исполнителей – Альберт Исмаил в преддверии переписи объявил себя башкиром, подобное заявление прозвучало и из уст Гузель Уразовой, правда, позже она забрала свои слова обратно. Артисты понимают, что ведут за собой народ? Когда-нибудь говорили с ними на эту тему?
Здесь речь все о той же ответственности. Я не готова обсуждать эту тему. Это их позиция. Каждый свободен в выборе. Я могу принимать это душой или не принимать, но я никак не могу на это повлиять.
Ставить себя рядом с той или иной известной личностью, отождествлять – это не лейтмотив переписи. В противном случае большая часть нашей молодежи стали бы англичанами или французами.
Понимание национальной идентичности – от знания и уважения своей истории, я так считаю. А у нас люди не знают свою историю, историю своего рода. Им нужны деньги, все остальное – неинтересно. Это трудно принять. Это страшно.
Хотя в последнее время наблюдается обратный процесс. Многие молодые люди задают себе вопросы: «Кто мы? Откуда мы?» Национальная идентичность идет от семьи. Это не только язык, но и быт, традиции.
Я родилась на востоке. Уважение к семье, роду, родителям появилось оттуда. Когда я приехала в Россию и увидела, как старшим и пожилым не уступают место в общественном транспорте, я испытала шок. У татар старших всегда почитали. Вот это уважение, терпимость исчезают.
Моя бабушка всегда говорила: «Пусть будет мир». Это стремление к гармонии. В жизни старшего поколения не было хайпа. Терпимость и стремление к гармонии – их образ жизни. Сейчас мы постепенно утрачиваем это.
А то, кем человек себя называет, зависит от того, чем наполнен его сосуд. В этот сосуд башкиры кладут одно, евреи – второе, и это дает свои плоды. Если ты называешь себя татарином, татаркой, то почему? На это вопрос ты сам должен ответить.
Артиста невозможно определить по национальному принципу. На это можно посмотреть и с другой стороны – артист поет на татарском языке. Работает на татарскую аудиторию? Да, работает. Развивает народное направление. В какой-то степени – да.
Я говорю о другом. Например, все знают, что Элвин Грей – башкир. К нему у зрителей не было никаких претензий. А тут человек долгие годы причислял себя к татарским исполнителям и вдруг перед переписью объявил о том, что стал башкиром. Общественность восприняла это негативно.
Я не буду это оценивать. Это – мое мнение. Я знаю Гузель. Она человек переживающий, из-за этой ситуации она тоже переживала.
У нее хороший голос. Могу сказать, что она очень хорошо поет.
Есть случаи, когда артисты ведут себя крайне неприлично. Например, один исполнитель – не буду называть имени – поет в состоянии опьянения, сидя в центре сцены. Кто-то раздевается. Может быть, во избежание таких случаев необходимо что-либо предпринять?
Мы ведь говорили о союзе. Союз профессионалов, определяющих для себя отдельные требования.
Сегодня мир идет по пути возвращения статуса союзов и объединений. Будущее за ними. В профессиональном сообществе певцы должны определить правила коммуникации, взаимосвязей.
Государство не может вмешиваться в это. Внутри данного профессионального объединения должно быть взаимное согласие. Навязывание своей позиции воспринимается вражески. Рождается вопрос: «А кто же судьи?»
Идеологию должен кто-то дать, объяснить. Но каким статусом должна быть наделена эта ассоциация, чтобы уважаемые люди стремились туда попасть? Это самое трудное.
К примеру, саморегулируемые организации строителей подкреплены на законодательном уровне. Если ты не состоишь в составе СРО, ты не участвуешь в тендере. Если ты не состоишь в СРО оценщиков, то ты не можешь заниматься оцениванием.
Какое будущее ожидает компанию «Барс-Медиа»?
Время покажет.
Нет комментариев-