Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Интуризм под вопросом: коронавирус или скачок курса валют обвалит тревел-бизнес Татарстана?

Интуризм под вопросом: коронавирус или скачок курса валют обвалит тревел-бизнес Татарстана?
Изолированные китайские города, запрещенное сообщение, прогрессирующее распространение коронавируса COVID-19 и вдобавок взлетевшие курсы валют. «Татар-информ» рассказывает, как влияет международная эпидемия на агентства тревел-отрасли в РТ.

Горящие туры – и те не берут

Хозяйка казанского туристического агентства «Другое измерение» Юлия Каурова ведет свой бизнес уже 12 лет. Ее компания, как признается она сама, за это время многое пережила (и закрытие для туризма Египта, и банкротства туроператоров), но такой лихорадки туристической отрасли еще не видела.

«Путевки не берут вообще. Туризм встал. Мы продаем международные направления, и продаем много. Продавали… — сама себя поправляет Юлия. — Раннее бронирование в этом году хорошо шло, с января и февраля броней было много, но все встало, когда закрыли Китай. Раннее бронирование остановилось, и крупный оператор (единственный оператор, который возил туристов из Казани в Китай. — Ред.) не вернул никому денег», — рассказала «Татар-информу» владелица агентства еще до известий о взлетевшем курсе доллара и евро.

По словам собеседницы, за последнюю неделю из Казани в ее фирме были заявлены лишь две брони в Арабские Эмираты. Горящее предложение на мартовские праздничные выходные 14 тысяч на человека за 10 дней в этом направлении осталось невостребованным.

«Это копейки! Но даже это не берут — все боятся ездить. Из-за коронавируса люди вообще боятся бронировать заранее что-либо. У нас до вспышки в Италии собирались бронировать люди Грецию, Испанию, Тунис. Все написали: „Ой, подождем, сейчас вообще не понятно и страшно заранее что-то брать“», — констатировала Юлия Каурова.

Наметившееся несколько дней назад обострение с Турцией, отметила она, усугубило бы ситуацию кратно. Именно эта страна продолжает, по ее словам, оставаться основным летним направлением, составляя 85-90% всех пакетных туров.

«Война (боевые действия. — Ред.) была далеко не в Турции, но если бы закрыли границы в связи с обострением отношений с Турцией, как было два года назад, то всё. Мы с ужасом ждали встречи Путина с Эрдоганом», — призналась Каурова.

Эпидемия коронавируса, при этом подчеркнула она, уже сейчас сказывается и на внутреннем туризме. Брони аннулируют группы, собиравшиеся посетить Казань. В том числе из-за того, пояснила директор туркомпании, что Министерство образования России выпустило постановление о запрете поездок школьных групп по России.

«У нас уже есть аннуляции двух групп со 100-процентной оплатой. Но отели казанские ведь не возвращают денег людям (и нам), а оставляют их депозитом. То есть мы тоже людям не можем эти деньги вернуть, ибо они у отеля. Будем возвращать из будущего заказа на этот же отель», — поделилась положением дел Юлия Каурова.

В случае отмены международных туров компания возвращает приобретателям свою комиссию (от тура в Китай стоимостью 100 тыс. рублей это 3 тысячи), остальное должен вернуть туроператор (организатор авиаперелета и трансфера), однако это разорит игроков рынка. Решением к сегодняшнему дню один из крупнейших российских туроператоров предлагает перебронировать внесенные средства туристов на любое направление и любые сроки по выбору до 31 января 2021 года.

«Они присылают ответы на наши досудебные заявления… А что сейчас бронировать, если никто ничего не бронирует и все боятся куда-либо лететь? Пойдут в суд туристы. Но судиться они будут с нами, а мы — привлекать в соответчики туроператора. Это долго и дорого. И дело не в том, что операторы не хотят возвращать деньги: при разрешении выводить деньги на другие брони все было бы нормально, если бы не коронавирус, из-за которого последующие продажи тоже встали вообще», — разъяснила собеседница.

Полный возврат денег туристам за «замороженные» туры, по ее словам, моментально обанкротит туроператоров, которые этими средствами уже оплатили лизинг самолетов, трансфер и проживание «отмененных» туристов.

«В нашей среде паника. Многие московские агентства закрыли офисы или ищут, с кем разделить аренду офиса», — резюмировала Юлия Каурова.

Коронавирусный PR на мировую истерию

Директор агенства AVT-travel Азамат Сабиров сравнил работу в туристической отрасли с нахождением на вулкане. Бизнес всегда сильно зависит и от политики, и от международной обстановки, констатировал он.

Если направление в Китай, «замороженное» из-за коронавируса, нельзя назвать одним из приоритетных для россиян в целом и татарстанцев в частности, то Италия, отметил он, одно из ключевых направлений. Пожалуй, второе после Турции.

По его мнению, из-за эпидемии коронавируса падение спроса почти на всех направлениях составляет сейчас от 15 до 20%. В целом можно ожидать падения рынка на 50, а то и 60%, так как в нарастающей панике люди будут все больше отменять поездки.

«Вирусы ОРВИ, ВИЧ присутствуют в более масштабном варианте, но почему-то именно коронавирус вызвал такой хайп и PR-эффект. Для туристического рынка это катастрофа. Италия вторая по направлению. Хорошо еще, что Эрдоган с Путиным договорились о перемирии в районе Идлиба — все выдохнули, что хотя бы Турция не закрывается. Но уже имеющийся PR-эффект от коронавируса для туристического бизнеса — катастрофа, волна последствий которой будут ощущаться два-три года. Могут обанкротиться операторы, компании, Lufthansa уже 70 тысяч рейсов отменяет… Туротрасль в шоке», — обрисовал перспективу директор агентства.

При этом, по его словам, такой «PR-бум раскручивается кем-то наверху», напоминая четкую методичку.

«Для властей все хорошо — они хотят, чтобы мы летали по курортам Краснодарского края, но ведь они не готовы», — сказал Сабиров, признав, что для Казани и республики в целом это хороший момент для развития внутреннего туризма.

«Не поедут люди, отели понесут убытки. Это аукнется к концу году. Один британский лоукостер уже обанкротился. Через два-три месяца может быть совсем другая, не очень красивая картина. Нужно еще ориентироваться на то, что Казань не Москва. В Москве труднее придется турбизнесу — там больше полетная сетка, прямые рейсы в Италию. Операторам, которые были на Италию ориентированы, будет очень сложно», — констатировал он.

О проблемах «у коллег» наслышан известный казанский горнолыжный гуру, директор туристической компании COMPANION SP Сергей Пасечник. Он отмечает с их слов настороженность и выжидательную позицию в оплатах, предварительных заявках и глубине продаж.

«Обстановка в мире, конечно, отражается. Переносы крупных событий, где участников ожидалось 1000 человек, где-то больше 5000 человек, — футболы, фестивали и прочие массовые мероприятия закрываются, переносятся и так далее. Это, конечно, сигнал для остальных крупных корпораций. Иран или Южная Корея не являются для россиян такими популярными направлением, как Италия. Эта страна, конечно, наиболее значительна, особенно в преддверии майских праздников и лета, потому что это и культурное, и пляжное направление», — сказал Сергей Пасечник.

В самом COMPANION SP, по его словам, отказов пока не было, впрочем, как и заявок на Китай и круизов в итальянском направлении. Все покажет следующая неделя, когда будут открыты ежегодные продажи на зимние каникулы, горнолыжный сезон 2020-2021.

«Я думаю, что будут некоторые люди и фирмы, которые откажутся, скажут, что не так важны нам скидки, которые происходят в этот период, гарантии, сколь важно понимание, что же будет дальше. Сейчас есть настороженные звонки и запросы, как что будет, но отказов нет. Мы и сами, случается, отвергаем какие-то заявки, потому что люди не готовы принимать решения. Детские весенние каникулы и майские праздники покажут, что будет с отраслью в этом сезоне», — предположил он.

Он также считает, что эпидемия коронавируса — серьезное испытание как для крупных туроператоров, так и для турфирм.

«Действительно, можно ожидать уменьшения количества туристических агентств. Здесь стечение обстоятельств должно быть таковым, что мелкое агентство попало под крупный заказ именно в ту страну, где объявлен запрет (туристических полетов) и перенос. Как правило, у таких компаний кроме 10 тысяч рублей ничего нет в зоне ответственности, это может стать фактором закрытия, банкротства. Но и все, конечно, зависит от того, насколько долго это протянется. Если через две недели найдут вакцину, выделят средства, то я думаю, что это может пройти незамеченным. Но если это будет дольше одного-двух месяцев, то, конечно, могут посыпаться крупные операторы, связанные с нишевыми направлениями», — заключил Сергей Пасечник.

Валютный поддых

Вслед за волной антикоронавирусных санкций, к которым за весенние праздники подключился Израиль, а Италия усилила особый режим на территории всей страны, косвенный удар по туротрасли нанес изменившийся не в пользу рубля курс евро и доллара. Непролонгированное Россией соглашение по нефтедобыче со странами ОПЕК повлекло рост обеих валют, курсы которых с открытием московской биржи 10 марта прибавили на начало дня сразу по 4-5 рублей.

При таких обстоятельствах в выигрыше остались те, кто заранее забронировал тур и уже оплатил его, подчеркнул в беседе с корреспондентом «Татар-информ» президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан (АТАРТ) Рамиль Мифтахов.

«Для них ничего не поменяется — у них все хорошо, все шоколадно, они купили по низкому курсу. Те туристы, которые только планируют поехать, будут покупать по новому курсу, который будет устанавливать Центральный банк и туроператоры, работающие с отправкой туристов за рубеж. Там где-то 2-3% от ставки Центрального банка. На сегодняшнее утро удорожание составляет ориентировочно 6-7%. Но оно не катастрофично с точки зрения глобальной истории, хотя все равно неприятно», — высказал уверенность собеседник агентства.

Кроме того, по его мнению, изменение курса валют не будет сильно играть роли в отказах от поездок. Довлеющим здесь все-таки останется коронавирус.

«После Италии быстро распространились запреты поездок по странам Европы. Это будет основная причина отказов от поездок в те страны, где коронавирус бушует или где найден. Влияние на сегодня по росту валюты играет роль, но не настолько существенно, как коронавирус. Даже если путевки подорожают на 10%, люди просто сократят количество дней, поменяют направление, возьмут подешевле. Но все равно, думаю, поедут, паники никакой не будет», — сказал Рамиль Мифтахов.

По сравнению с обвалом рубля в 2014 году, когда курс валют скакнул в 2 раза, 10% рост доллара и евро к рублю сейчас не столь критичен для отрасли, считает он.

«Доллар сейчас не 130 рублей, чтобы говорить о такой панике. Люди все равно поедут отдыхать. И мы понимаем, что в течение недели курс доллара может и отыграть назад. Я думаю, что сейчас первый шок прошел, и мы видим, что, например, нефть уже подорожала со вчерашнего дня на 6%. Сейчас трудно понять, как будет развиваться ситуация, но доллар, я думаю, сейчас резко поднимется, потом остановится и будет в районе 72-73 рублей. Честно вам скажу: у нас больше паника из-за коронавируса. Он вообще может обнулить всю историю туризма. Представляете, вы потребитель, хотите куда-то поехать, открываете карту, а на карте нашей планеты все страны покрыты коронавирусом… Логика простая с точки зрения клиентов: где меньше вирус, туда и поедем. При выборе между вопросом денег и вопросом безопасности вопрос безопасности первичен».Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев