В ходе интервью гость передачи «7 дней плюс» осветил темы: различия народа и нации, проблемы радикализма, татарских диаспор в регионах, а также перспективы развития татарского этноса.
Национальный вопрос в многонациональной стране всегда был объектом пристального внимания. Давайте для начала разберемся в терминах. В чем разница между такими понятиями, как народ и нация? И если я представитель народа, то возможно ли такое, что я не представитель нации?
Россия многонациональная страна, и национальный вопрос в стране остается острым вопросом. С другой стороны, большое количество этносов всегда являлось богатством государства. Безусловно, культура взаимоотношений складывалась веками.
Ученые часто спорят между собой касательно терминов «народ» и «нация». Но я подчеркну, что народ — это исконно русское слово и свойственно для нашей отечественной этнологии. На Западе же используют термин «этнос». В моем понимании «этнос» и «народ» понятия достаточно близкие.
Нужно, прежде всего, исходить из того, что этнос или народ — это группа людей, по выражению Макса Вебера, объединенная общностью языка, происхождения и территории. В этом отношении этнос — это стихийная группа людей, которых объединяют эти признаки.
Однако их еще не объединяет некое самосознание…
Совершенно верно. Более того, народ (этнос) свойственен для более ранних эпох, например Средневековья, а нация — это политический конструкт, возникающий в новейшее время. Как правило, он возникает в период строительства государств.
Конструирование нации и моральная поддержка татарских диаспор
Можем привести пример. Если я ученый и занят изучением народов, то я могу получить степень доктора социологических или исторических наук. Если я занимаюсь изучением наций, то я стану доктором политических наук?
Не обязательно. Принципиальное отличие заключается в том, что в период формирования и конструирования наций на первые позиции выходит такое понятие, как самосознание. Не стоит забывать, что если этносы и народы формируются стихийно, то нации формирует политическая элита. В свое время Иоганн Гердер четко заметил, что здесь большую роль наряду с самосознанием играет наличие высокой культуры.
Политическая или интеллектуальная элита занимается процессом конструирования нации в современном ее понимании. Проблемы формирования нации сегодня настолько неактуальны и неинтересны, что ими занимаются не только политологи, социологи, этнологи или историки, но и культурологи, философы. В последние десятилетия это является объектом изучения большого круга ученых, людей, связанных с искусством, культурой, и многих других.
Назовите главные вызовы, которые стоят сегодня перед татарским народом и нацией. Что сегодня ей угрожает? Есть мнение, что это глобализация, стирающая все различия между нациями и государствами.
Сегодня вызовы для татарской нации стоят те же, что и для всех граждан России. Вызовы не отличаются в зависимости от национальности, будь ты татарин, чуваш или мариец. Вызовы эти известны: проблема терроризма, наркомании и сохранение здоровья нации. Есть, конечно, и особенности, которые заключаются в сохранении традиций и языка. Мы должны прогнозировать будущее нации исходя из тех реалий, которые складываются на сегодняшний день.
Мои поездки по регионам РФ показывают, что процессы там происходят далеко не радужные. В Астраханской области я общался с татарской диаспорой, и они с болью в сердце говорили о проблемах, которые существуют в этнокультурном плане. На мой вопрос: «Как Татарстан вам помогает?» они с долей печали сказали: «Чак-чак, Сабантуй, хотелось бы больше».
Как думаете, чего бы им хотелось? Моральной поддержки, учебников?
Кроме моральной поддержки они хотят чувствовать себя нужными, нашими соплеменниками, частью нашей культуры. На сегодняшний день складывается впечатление, что они живут сами по себе. При этом дело в учебниках тоже. В школах, где еще в советское время преподавали татарский язык, литературу и историю, на сегодняшний день их нет по причине того, что нет учебников и кадров. Вакуум заполняют представители ногайской диаспоры, которые активно, при поддержке определенных сил меняют идентичность астраханских татар.
Те же процессы происходят в братском Башкортостане. Сейчас активно муссируется мысль о существовании некоего «северо-западного диалекта» башкирского языка.
Псевдорелигиозный экстремизм и метрополии для имигрантов
Можно ли сформировать нацию на основе генетики? Возможно, именно это происходит сейчас в соседней республике?
Есть интересная биологическая концепция формирования нации. Ее основателем был советский ученый Лев Гумилев. Сегодня генетические исследования проходят в русле концепции формирования наций. Я не являюсь сторонником этой концепции, потому что я убежден, что человека, семью, общность в целом формирует среда.
Я понимаю, что генетику необходимо знать и использовать для изучения предков во втором и третьем поколениях. Если из этого исходить, то кем мы можем назвать Пушкина? Генетически он представитель русской культуры.
Он такое же «лоскутное одеяло», как и любой из нас…
Естественно. Поэтому я убежден, что человека формирует среда, культура, историческая память и самосознание.
Мы уже упомянули понятие «экстремизм», и когда мы говорим о национализме, у нас есть шанс перепутать его со словом «нацизм» или «шовинизм». От утверждения «моя нация прекрасна» до утверждения «моя нация лучше всех» один шаг. Сейчас мы наблюдаем такие процессы в тех или иных проявлениях. Вы наблюдаете сейчас национальный экстремизм в Татарстане и как ему противостоять?
Я не буду лукавить, если скажу, что национальный экстремизм явно выражен в Татарстане. Меня больше волнует религиозный, или, если быть точным, псевдорелигиозный, экстремизм. Меня как представителя татарского народа беспокоит, что в последние 10-15 лет национальная идентичность постепенно меняется на конфессиональную идентичность, особенно среди молодежи. То же самое происходит и в регионах РФ. Надо признать, что определенная часть татарской молодежи при соцопросах указывает, что принадлежат к мусульманской нации. Для молодежи проблемы национальной самоидентификации вторичны. Первичными являются проблемы конфессиональной идентичности.
Я не сторонник того, чтобы говорить о том, что ценности, чуждые нашим традиционным ценностям, приходят извне, но так оно зачастую и бывает. Радикальные традиции не свойственны для татарской уммы, но все более и более усиливаются.
Вы видите в современной молодежи людей, стремящихся к национальному самосознанию?
Хочется провести параллель с советским периодом. В этот период на улицах Казани по-татарски особо и не разговаривали. Сегодня ситуация иная. Если взять КФУ, то это многонациональная Россия в миниатюре. У представителей татарской диаспоры, которые приезжают из соседних регионов, теплится надежда влиться в городе во что-то новое.
В сфере ваших интересов есть вопрос миграционной политики. Есть ли для Татарстана угроза, связанная с миграцией, приезжими, которые, приезжая сюда, не желают вливаться в нашу культуру?
Вопросы миграции непростые. С одной стороны, без мигрантов наша экономика просто не сможет существовать. Есть также этические аспекты, религиозные и многие другие. Например, в свое время философ Фридрих Ницше ввел в оборот понятие ресентимента (негодование или озлобление, — прим. Т-и) в отношениях раба и хозяина. В первое время раб восхищается своим господином, который его кормит. Но постепенно раб начинает понимать, что он никогда не достигнет уровня хозяина.
Явление ресентимента я проецирую на процессы, которые мы сегодня наблюдаем. В Татарстане проживает мусульманское население, и приезжают к нам люди мусульманского вероисповедания. Однако через год-два отношение мигрантов начинает меняться и переходит в недоумение. Оно ярче начинает выражаться во втором поколении. При этом главная проблема заключается и в нас самих. Мы должны им дать понять, что они наши будущие сограждане. Пока этого не будет, эта проблема будет существовать вечно.
Есть еще один аспект, на который я бы хотел обратить внимание наших граждан. Порой приходится слышать: «Понаехали». Это удел всех постимперий. Взять, например, Великобританию, там огромное количество индийцев, пакистанцев, то есть выходцев из бывших британских колоний. Конечно, Москва, Санкт-Петербург, Казань, как и другие крупные города, как оставались 100 лет назад для Средней Азии и Кавказа метрополией, так и будущие сто лет они будут ей оставаться.
Пока в их регионах качество жизни не будет высоким, они так и будут продолжать ездить. То есть ситуация меняться не будет — это нужно принять как факт. Наша задача — помочь мигрантам адаптироваться и становиться гражданами РФ.
Как вы считаете, за последние 100 лет что произошло с качеством национальной жизни регионов страны?
Конструкции нации формируются элитой этноса или госструктурами. Татары — это нация, которая формировалась элитой татарского социума, и основателем ее был Шигабутдин Марджани. Он, будучи богословом, первым поднял вопрос, что нет такой нации, как мусульмане. То есть он впервые сказал: «Мы татары».
Затем среди татарской элиты под воздействием идей Марджани появляется научная татарская мысль и политическая мысль, а именно создание современной нации. В дальнейшем она приводит к европеизации и гуманизации татарской нации. Кроме ценностей, свойственных для всех народов, есть непреходящие ценности, осознание сопричастности к своей культуре, истории и народу.
Я уверен, что татарская нация, являясь составной частью нашего многонационального государства, будет смело смотреть в свое будущее и сохранится. Народный поэт Габдулла Тукай писал: «Татарская нация, основа которой возникла в Заказанье, имеет право на очень длительное существование». Именно в татарской нации того периода он наиболее ярко видел взлет культуры, уровень самосознания, и данные процессы будут продолжаться многие столетия.
Спасибо вам за интервью!
Нет комментариев-