Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Талия Минуллина: Бренд Татарстана должен быть мощным, понятным и вызывающим доверие

Талия Минуллина: Бренд Татарстана должен быть мощным, понятным и вызывающим доверие
Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана рассказала, какой подарок готовит вместе с коллегами ко Дню республики, почему трудно переманить инвесторов из Москвы и как относится к сплетням о себе. Подробнее — в новом интервью, которое Минуллина дала Андрею Кузьмину.

«100% Татарстан»: 12 дней непрерывного видеоконтента о республике и для республики

Талия Ильгизовна, приветствую тебя. Спасибо, что согласились принять участие в нашем проекте. Агентство инвестиционного развития активно участвует в праздновании 100-летия ТАССР. Как всегда, вы подошли к этому суперкреативно, придумали некое действо — форум, который пройдет в сентябре. Расскажите, что это такое.

Здравствуйте, Андрей. Я все расскажу, это уникальное событие. Думаю, не только в масштабах нашей страны, но и на зарубежном пространстве, потому что мы пока не видели, чтобы какой-то регион или какая-то территория сделала визитную карточку в виде видео о своей территории. Татарстан сегодня это делает. Этот проект был поддержан Президентом нашей республики, и он дал поручение хорошо подготовиться с точки зрения контента. Это формирование интеллектуального делового пространства, которое называется «100% Татарстан». Это онлайн-форум, который будет идти с 30 августа по 10 сентября. Затем на технологической платформе, на которой мы формируем этот контент, все это останется. Мы сможем дальше дополнять, развивать и так представлять Татарстан на международном пространстве.

То есть это будет некая онлайн-база, в которой можно найти всё, что угодно, о Татарстане?

Можно и так сказать, потому что у нас там за 12 дней контента по факту дней на 36 минимум, потому что в трех стримах идет онлайн-трансляция. Это большое количество контента, которое подразделяется на 21 направление: вовлеченный лидер, история территорий, отрасль культуры, спорт, образование, здравоохранение, строительство, биотех, сельское хозяйство и продовольствие, безопасность, активное население, молодежная политика, инвестиции и предпринимательство, экономика. 

А в какой форме будет сам контент? Фильмы, мультфильмы, презентации, интервью?

Мы отобрали 12 форм видеоконтента, потому что очень тяжело постоянно смотреть, например, панельные дискуссии, когда 5-6 человек сидят и говорят. Получается скучновато, поэтому мы разнообразили и выбрали 12 форм. Это журналистские работы и репортажи, это готовые видеофильмы о Татарстане и о наших спортивных, культурных, промышленных объектах. Конечно, это интервью с интересными людьми, с лидерами мнений. Это и чиновники, и бизнесмены, и активные представители населения. 

Дальше — формат дебатов, когда есть два противоречивых мнения, а люди пытаются убедить друг друга. Не эмоционально, а аргументировано по вопросам, которые в той или иной степени волнуют каждого из нас. Например, что эффективнее — частная медицина или государственная? Кто должен заниматься воспитанием детей — семья или школа? Это разные вопросы, поэтому мне кажется, что это будет очень интересно. Есть формат панельных дискуссий, формат мастер-классов, формат лекций.

Мы хотим рассказать о достижениях Татарстана за последние лет десять. Понятно, что что-то и к 100-летию Татарстана будет приурочено, но больший акцент на последней десятилетке и, конечно, планах на перспективу. Стоят вызовы по цифровизации, на которые республика должна реагировать как территория. Здесь очень важно, как мы планируем эту работу, за счет каких ресурсов мы планируем ее выстраивать. Это и время, и финансы, и люди, естественно. 

Вот такая площадка. Это уникальный опыт и для команды, которая создает контент, потому что никто этого еще не делал. Татарстан всегда был инноватором во многих пилотных проектах внутри страны, поэтому я думаю, что это будет хорошим примером и для других субъектов России.

Расскажите, как и когда все это можно будет посмотреть. Кто ваши потенциальные зрители? Где все это будет анонсироваться?

Это сайт 100tatarstan.com. Сайт, который мы специально для этого мероприятия выкупили. Будет идти трансляция с 30 августа по 10 сентября. Важно, что осуществляется синхронный перевод на русский, татарский, английский языки. Нас в принципе может посмотреть весь мир. 

Работу этого сайта мы уже запустили, регистрация доступна. Она очень простая, буквально Ф.И.О. и электронную почту надо ввести, чтобы мы понимали, кто нас смотрит, кто наша аудитория.

Рассчитываем мы в первую очередь на внутреннее наше население Татарстана, чтобы они понимали, что мы делаем как Правительство, чтобы качество жизни в республике росло. Далее — наши партнеры из российских регионов. У нас со многими субъектами подписаны межправительственные соглашения. Это наши партнеры в торгово-экономической, научно-технической, образовательной, культурной, туристической сферах. Чтобы было видно, как мы выстраиваем работу с регионами, с представительствами Татарстана в России и за рубежом. Дальше — наши международные партнеры, конечно. Например, мы рассчитываем на татарские диаспоры за рубежом. Это достаточно большая аудитория.

скриншот сайта 100tatarstan.com

Хотим, чтобы это стало полезной площадкой, где в едином стиле объединена информация. Мне кажется, это тоже знак единения нашей республики и команды, что мы способны внутри друг с другом договариваться, очень четко понимаем и видим цель, планы развития, вовремя их реализуем, и собственно результаты, которые мы благодаря этой слаженности достигаем.

Так, как в АИРе сосредоточены все инвестиционные возможности Татарстан, то, зайдя на площадку АИРа, я могу набрать и найти любую информацию. Так и здесь это будет. На сайте можно будет узнать о многоплановой жизни республики, верно?

Да, именно так, потому что эта история далеко не только об инвестициях, а обо всех 21 направлении. Для нас это тоже опыт, но ведь так или иначе инвестиции связаны с секторами, есть отраслевой принцип. Например, есть инвестиционные проекты по спорту, по строительству, промышленности, здравоохранении. Так или иначе мы практически со всеми отраслями взаимосвязаны — это раз. 

Во-вторых, почему именно агентство этим занимается, потому что надо признаться, что если территорию не знают, в нее не инвестируют. Чтобы нам привлекать сюда средства и быть магнитом для капитала, в том числе международного, надо повышать свою узнаваемость. Нужно, чтобы нас знали, не путали ни с какими другими территориями. Этот бренд Татарстана должен быть сильным, мощным, понятным и, конечно, вызывающим доверие. Для этого нужно больше о себе рассказывать. Площадка в том числе об этом.

Круто! Я, естественно, желаю вам всяческих успехов. Действительно, видно, что все зашевелились, все министерства, ведомства, начальники. Все думают, как себя лучше представить, и т. д. Люди понимают, что в дальнейшем это будет иметь эффект, что на них в том числе будут выходить через эту площадку.

Знаете, в чем тут проблема? Мы пытаемся, у нас 12 дней эфира. Начинаем смотреть сейчас, а эфирного времени на самом деле не хватает, хотя кажется, что его очень много. Мы возьмем одну отрасль, например образование. Понимаете, во-первых, это история про дошкольное образование, потом школы, среднее звено, дальше вузы. 

Все вузы у нас отраслевые. Про каждый вуз РТ можно рассказывать часами, потому что там интересные программы. Один только Университет Иннополиса чего стоит. В РФ с точки зрения ИТ, это один из самых мощных и инновационных вузов. Повышение квалификации для людей, работающих на предприятиях, программы образования малого и среднего бизнеса. У нас есть концепт Life long learning — образование на протяжении всей жизни, Институт старости. 

Если в течение 12 дней рассказывать только про образование Татарстана, то даже их нам может не хватить. Поэтому нам важно сфокусироваться на приоритетах, показать, где у нас есть достижения, которые будут полезны нашим коллегам из других регионов, и поговорить о том, какие есть проблемы. Да, у нас есть проблемы в отраслях и нужно искать пути их решения совместно. Много проблем на междисциплинарной волне, и это одна из самых важных тем в организации такого мероприятия. Например, Университет Иннополис относится и к ИТ, и к образованию.

Это будет не только презентационная площадка, ведь на ней встречаются министры, начальники и лидеры мнений, дискутируют. Словом, происходит поиск и решение проблем.

Нам бы хотелось, чтобы это мероприятие послужило поиску проблем и принятию решений этих проблем, а также планы о том, как это будет реализовываться и на какие показатели мы будем ориентироваться в дальнейшем. 

У нас будет налажена прямая связь с нашими гражданами, и каждый, кто будет смотреть, сможет зайти и задать вопрос в прямом эфире, написать комментарий и предложить свои идеи. Для нас как для Правительства это еще одна форма работы с нашими гражданами. Каждый человек получит ответ на свой запрос, даже если мы не сможем сделать это в эфирное время.

Кто продолжает инвестировать в Татарстан, несмотря на коронавирус и закрытые границы?

Расскажите, как республика переживает пандемию коронавируса, сократился ли объем прямых инвестиций за первое полугодие?

В прошлом году по международным инвестициям, привлечению частных средств в экономику из-за рубежа мы впервые вошли в топ-12 регионов России. Нам удалось привлечь 1,8 млрд долларов в 2019 году. 

В этом году будет падение, и не только по внешним инвестициям, но и по прямым иностранным инвестициям и портфелям. Каким оно будет, пока сложно прогнозировать. По первому полугодию мы видим сегодня падение по иностранным инвестициям больше, чем по внутренним. По внутренним мы тоже увидим падение, но чуть позже. 

Инвестор — это человек, который имеет доходность от ряда предприятий. Прибыль от этих доходов он уже может вложить в другие проекты. В период пандемии, когда рынок и потребительская способность упали, инвестор не сможет выполнить все инвестиционные планы, поэтому те проекты, которые были у нас на сопровождении в инвестиционном агентстве, мы начали пересматривать. 

В итоге вся группа проектов была поделена на три фазы. Первая фаза касается проектов, которые идут вне зависимости от пандемии и доходы таких проектов формируют из технологической платформы. Таких проектов у нас порядка 5%. 

Вторая фаза — это проекты, которые нуждаются в инвесторах. Для ряда проектов мы нашли за этот период инвесторов. Синергетический эффект в такое время очень важен. Эти проекты составляют 65% от общей доли. 

Остальные 30% — это проекты, которые отложены на определенный период, и есть надежда, что в будущем они будут реализованы. Эти проекты связаны с людьми, которые, приезжая в республику, берут анализы сырья, просматривают индустриальные площадки или открывают здесь юрлицо, потому что по законам РФ они не могут иначе осуществлять в стране свою предпринимательскую деятельность. Но приехать они не могут, потому что пока границы закрыты. То есть это проекты, которые мы не можем сдвинуть до тех пор, пока не будут возобновлены авиаперелеты.    

Какие из стран будут вкладывать инвестиции в Татарстан и в каком объеме?

В этом году мы ожидаем из стран Европы и Китая большой приток. За первый квартал 15 стран, за второй квартал числятся пока Германия, Нидерланды, Эмираты, Китай.

В основном приходят инвестиции по проектам, которые уже работают в Татарстане, и сейчас они наращивают свой капитал. Компания Haier на завод стиральных машин закупила новое оборудование, которое стоит 1,5 млрд рублей. Большой проект идет по строительству логистического терминала и завода по телевизорам, которые вместе составляют 2,3 млрд рублей. В первом квартале 2022 года будет введен в эксплуатацию завод по производству металло-штампованных деталей для производства бытовой техники — это 2,8 млрд рублей. Это все вкладывает фирма Haier. В августе они снова получили разрешение на вывод капитала — 62 млн 600 тыс. долларов. Его мы увидим к концу года. 

Объем инвестиций не самое главное. Самое главное сейчас — сохранить надежные партнерские отношения с нашими инвесторами, коллегами. Всем тяжело. 

архив

Если говорить про социальную ответственность бизнеса, то международные инвесторы Татарстана в период пандемии практически все делали благотворительные, спонсорские программы. Например, Haier 69 единиц техники поставил в больницы бесплатно. Наши крупные компании — «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» — и много других инвесторов, как внутренних, так и внешних, присоединились. 

В «Макдоналдсе», например, кормили врачей бесплатно в период пандемии. Они очень помогли, когда кафетерии и рестораны были вынуждены закрыться. Я просила и генерального по «Макдоналдс» в России, он дал четырех вице-президентов, которые помогли нам провести онлайн-курс для предпринимателей на тему, как перейти в онлайн-режим доставки. Это определенная лояльность, которую мы имеем за счет наших добрых отношений. Поэтому подгонять их и говорить им: «Давайте быстрее, больше денег нужно, в экономике все плохо» — не вариант. Всем сейчас не очень хорошо!

Никто из иностранных инвесторов не сократил рабочих?

У них есть квота на иностранную рабочую силу. Некоторые закрывали производства на определенный период, но выплачивали заработную плату, не сокращали персонал. Федеральная программа, направленная на сохранение рабочих мест, здесь сыграла положительную роль.

Вы объехали множество стран, проводили переговоры с инвесторами. Как ваше общение продолжилось в пандемию? Оно перешло в онлайн?

Была неделя или две, когда агентство оказалось в подвешенном состоянии. Я работала в антикризисном правительственном штабе, ребята пытались понять, что будет с проектами, партнеры тоже не могли ответить на наши вопросы. Мы продолжили работу и перестроились на волну видеоконференций. Это удобно, ряд этих форматов мы перенесем в «посткоронавирусную» жизнь. Например, если мы сопровождаем инвестиционный проект по строительству, там задействованы профильные ведомства, министерства, сетевики и сам инвестор — участников много. Все мы подключаемся раз в неделю, обсуждаем планы на следующую неделю, 20-30 минут на один проект, и всё — по каждому проекту идет движение.

Инвестор при этом может сидеть в Китае, Европе?

Да, и это очень удобно. Мы продвигаемся по каждому проекту 30-минутными видеоконференциями, которые еженедельно проводим. Мы проводили бизнес-миссии онлайн с Германией, Китаем, Туркменистаном. Их и наш предприниматели общались друг с другом. Этот формат хорош тем, что мы остаемся на связи, ничего при этом не тратя. Множество вопросов можно решать онлайн.

Есть ли предварительный план по возобновлению зарубежных поездок? Куда направите усилия в первую очередь?

Если и будут несколько поездок, то только в IV квартале 2020 года. Это будут те страны, в которые мы планировали свои поездки в этом году, — был годовой план, запланированные встречи. Это была Франция, Турция. Ряд стран мы успели посетить, например, 3 февраля в США, в Нью-Йорке, была презентация Татарстана по выполнению 17 целей устойчивого развития в мировой штаб-квартире ООН. Также там была встреча Президента РТ с Генеральным секретарем ООН господином Гутерришем. С точки зрения дипломатии это высокий уровень, если не высочайший.

Всё будет зависеть от открытия границ, эпидемиологической обстановки?

tatarstan.ru

Это точно.

Жаль, что в этом году не прошел крупнейший форум Kazan Summit. Сообщалось, что он пройдет в 2021 году. Как относитесь к его отмене и с какими надеждами смотрите в 2021 год?

Я считаю, что для нас в приоритете должна быть безопасность наших граждан. Как можно рисковать в такой ситуации? Да, нам нужны контакты, контракты и новые инвестиционные проекты. Но когда на весы ложатся здоровье людей и контракты, то выбор очевиден. Поэтому я не могу говорить о том, что что-то пошло не так и это выводит нас из равновесия. У меня мобильная адекватная команда, мы очень хорошо перестроились, сделали расписание на год. 

У нас есть база людей, которые ежегодно приезжают к нам, сейчас там уже много тысяч человек — это и страны ОИС, российские регионы — в общем, все, кому интересно развитие отношений с исламскими странами. По этой базе мы делаем рассылку онлайн-мероприятий. Например, проходит серия интервью с послами. Я нахожусь на прямой связи с послом Египта, Индонезии, Туниса, сейчас планируем новых гостей. В онлайн-режиме мы обсуждаем вопросы сотрудничества, сколько туристов застряло, когда откроют небо, как поддерживать бизнес и вообще как развиваются отношения с российскими регионами, не только с Татарстаном. Чрезвычайные уполномоченные послы иностранных государств с воодушевлением откликнулись на нашу инициативу, так что мы проводим эту сессию вебинаров.

Мы проводим разного года обучающие курсы совместно с Российским исламским университетом. «Ак Барс Капитал» основал паевой инвестиционный фонд «Лалэ», который работает по принципам шариата. С ними мы сделали бесплатный онлайн-курс по исламским финансам. Это тоже вызвало большой интерес аудитории — 500 человек уже прошли этот курс. 

На следующий год пока запланировали на весну это мероприятие, надеюсь, что не придется его откладывать.

Для АИР Татарстана все инвесторы равны

Фокус внимания АИР может переместиться на внутренних инвесторов? Может, нужно смотреть внутрь российских регионов?

Ненавижу этот вопрос, потому что все время говорят, что у нас акцент на международных инвесторах, а это не так. У нас все инвесторы равны. Когда иностранный инвестор регистрирует здесь предприятие, он становится по факту российским. Поэтому нельзя говорить, что мы кому-то помогаем больше, всем помогаем одинаково. Просто на внутреннем рынке инвесторам легче сориентироваться, у них уже есть партнеры, клиенты, консалтинговые компании, которые предоставляют им информацию на коммерческой основе (а мы делаем это бесплатно). Мы не вмешиваемся в эти вопросы: хотите работать на коммерческой основе с какими-то компаниями — пожалуйста. Мы как Правительство РТ обеспечиваем достоверные сведения и предоставляем их. С внутренними и внешними инвесторами мы работаем одинаково. 

Другое дело — внутренние инвесторы, такие как «Татнефть». Это очень крупный внутренний инвестор, у компании огромные инвестиционные программы, и мы смотрим, что там происходит, пытаемся включить в эту цепочку наших российских и международных партнеров, чтобы они тоже принимали участие.

Вы не закидываете удочку в другие регионы? Не переманиваете, как Москва? Занимаетесь активной маркетинговой политикой?

Конечно занимаемся. Мы сами выходим на разные компании, звоним и читаем в СМИ, пытаемся их переманить. Но если сравнивать с Москвой и Московской областью, то инвесторы почти всегда идут под гарантированный сбыт. Они говорят, что готовы производить у нас вагоны метро, но сравним метро Казани и метро Москвы и представим, какой мы можем предоставить сбыт? А там им говорят, если локализуетесь у нас — выкупим вагоны, а если локализуетесь в Татарстане — покупать у вас ничего не будем. Это касается практически любой продукции. 

Там, где может быть обеспечен большой заказ, госзаказ, тяжело конкурировать с федеральным центром. С Питером мы конкуренцию выдерживаем с большим трудом. 

Сейчас региональные команды по инвестициям во всех субъектах России дружат. У нас есть Национальная ассоциация инвестиционных агентств России, там я член правления. Мы постоянно встречаемся и обсуждаем, что есть всякие инвестиционные жулики, которые ходят во все регионы, предлагают и обещают, непонятно что подписывают, обманывают. Мы этой информацией делимся внутри сообщества.

То есть у вас есть «черный список»?

архив/Михаил Захаров

Конечно. Иногда передаем друг другу инвесторов. Например, когда он говорит, что уже в этой части России охватил рынок и готов расширяться. Это тоже здорово, что у нас есть такое инвестиционное сообщество, где мы обсуждаем какие-то проблемы с законодательством. 

Сейчас Татарстан становится более логистически доступным. Наверное, это тоже повлияет?

Если говорить про размещение, в мире есть тренд «глокализация». Это глобализация и локализация. Это по факту присутствие крупных компаний на локальных рынках, которые укрепляются. Растет запрос на национальный бренд, на индивидуальность, поэтому открывается много перспектив. Другое дело, что это небольшие производства для небольшого сбыта на конкретной территории. 

Вы с оптимизмом смотрите на инвестиционное будущее?

Я всегда смотрю с оптимизмом. Я считаю, что мы сами формируем нашу энергетику, отвечаем за то, что происходит в нашей жизни. Если в ней что-то идет не так, то первый, кто в этом виноват, — мы сами.

Есть какие-то обстоятельства, но людей вокруг нас, кроме родителей, мы выбираем сами. Но если бы можно было выбрать родителей, я бы выбрала своих. Надеюсь, многие считают так же. В целом наш круг общения, профессиональная деятельность — всё это в наших руках. Транслирующаяся безысходность мне совершенно непонятна, она мне не импонирует. 

Даже в период пандемии?

Я считаю, что пандемия — это огромные возможности. У нас компания «Аромат» в 15 раз увеличила производство дезинфицирующих средств. «Нэфис» хорошо поднялся. Из четырех предприятий по сырью для масок два оказались у нас в Татарстане. Это же здорово. 

Построили больницу за 100 дней. Лучший пример, который сейчас тиражируется во всех субъектах России. Это был вызов для команды строителей, но это хорошо, что эти вызовы есть. Это рост компетенций и уверенности в себе на рынке.

Говорят, что кризис — это лучшее время для начала бизнеса.

Конечно. Я об этом даже лекцию читала для «Фабрики предпринимательства». Рассказывала, как транснациональные компании (Nike, Adidas, Lego) родились именно во время кризиса. Сейчас они держат мировой рынок в своей отрасли. 

Минуллина рассказала, почему не обращает внимание на сплетни

Вы публичный человек, и так или иначе ваша жизнь становится предметом интереса разных людей, иногда врагов и конкурентов. В Сети в прошлые годы были скандальные вбросы о вас. Как вы к этому относитесь?

У меня нет личного Инстаграма, только Facebook. Я захожу туда редко, общаться с друзьями из других стран. Мне неинтересно, кто куда с кем пошел, кто что ел, что надел. Моя жизнь достаточно насыщенна и интересна, чтобы я занималась ей. Много времени уходит на работу, поэтому свободное время я скорее потрачу на общение с близкими и друзьями или почитаю книгу, чем буду сидеть в соцсетях и смотреть, что у кого происходит. Может, меня так воспитали, может, моя жизнь слишком насыщенна, чтобы я копалась в жизни других. Если моя жизнь для них интереснее, чем их собственная, — это странно.

Я всего этого не читаю. У меня есть пресс-служба в агентстве и пресс-сводки, которые готовятся по четырем направлениям. Пресс-сплетен там нет. Если что-то про меня написано, что все обсуждают, чтобы я была в курсе, это там тоже есть. 

Это интересные проекты, многомиллиардные инвестиции в Татарстан. Или какая-то ерунда, которая не стоит работы, которую делает моя команда. Кроме того, многие такие обсуждения заключаются в оценке внешности, деятельности. Она может быть позитивной или негативной. Я с возрастом стала мудрее и перестала давать оценку другим людям. Вообще. Потому что для этого надо встать на их место, овладеть полной информацией и понять, что происходит в жизни человека. А мы этого никогда до конца не знаем. 

Еще мы разучились друг друга слушать. Люди в современном мире очень много хотят говорить и очень мало хотят слышать и слушать. У меня иногда создается ощущение, что сейчас блогеров больше, чем людей, которые слушают. 

Мне кажется, один из хороших навыков, которые могут развивать молодые люди, — это фиксация времени в соцсетях. Второе — это навык слушания. Он в жизни может дать многое.

Спасибо большое, Талия.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев