Вячеслав Зубарев: «У нас законодательство поощряет жуликов»

Почему авторынок России уступает западному, о новом мегамолле, почему Tesla Илона Маска больше компьютер, чем автомобиль, о борьбе за экологию, люксовых авто, Госсовете РТ и демократии рассказал глава «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев в «Интервью без галстука» экс-гендиректору АО «ТАТМЕДИА» Андрею Кузьмину.

Вячеслав Викторович, приветствую вас. Спасибо, что нашли время пообщаться. «ТрансТехСервис» — один из наиболее опытных брендов, существует уже 27 лет и дошел уже до федерального масштаба. Поздравляю вас с недавним событием — ТТС открыл мегамолл на трассе М-7. Это яркое событие в бизнесе республики, туда приезжал Президент РТ. Почему этот проект имеет особую значимость для республики, на ваш взгляд?

Спасибо за приглашение и теплые слова. Что касается мегамолла, я бы сказал, что это событие важно не для бизнеса, а для жителей республики. Потому что значительная часть населения автомобилизирована и многие приобретают либо меняют автомобиль. По статистике автомобили с пробегом продаются в России и Татарстане значительно больше и чаще, чем новые. И бизнесмены, и журналисты сфокусированы на покупке новых авто. А с пробегом это как будто уже не событие. Ничего подобного. Это, конечно же, событие.

Откровенно говоря, прозрачность в этой сфере оставляла желать лучшего. Чаще встречается обман, там ниже защищенность. Поэтому я считаю, что открытие мегамолла на М-7 — это прежде всего событие для людей. Они получают возможность привычное для себя действие совершить совершенно в другом качестве.

Мы постарались применить там все достижения, которые на сегодняшний день есть. Это очень комфортные условия выбора автомобиля: полное, подробное и правдивое описание машины, юридическая защита покупателя, экономия времени клиентов. Действительно, такой масштабный проект реализуется в России впервые. Но не это главное.

В Москве и Питере есть же огромные автосалоны…

Таких больших нет. Именно по автомобилям с пробегом. Да, есть автомобильные деревни, которые не уступают по площади. У нас тоже такие есть, в одной из них мы сейчас находимся. Но мы говорим именно об автомобилях с пробегом, такого выбора действительно нет нигде. Вам нужно туда съездить, и мне будет интересна ваша реакция как бывалого человека, который многое видел.

У меня за жизнь было около пятнадцати автомобилей, и действительно всего три — новые. А остальные так или иначе брали где-то на рынке. Я помню еще те времена, когда на автомобильном рынке на Амирхана случались субботние тусовки с перекупщиками и ощущения безопасности там не было.

Как раз мы делаем решительный шаг в этом направлении. Это безопасность, открытость, описание, комфорт, и мы стремимся к высокой скорости обслуживания. Для современного человека временной ресурс приобретает все большее значение.

Там решены все вопросы, от кредитования до подбора автомобиля, и это в дополнение к тем ресурсам, которые у нас уже были. Сегодня в эпоху цифровизации IT-технологии играют важную роль. У нас сейчас хороший сайт. По объективным оценкам, это один из лучших сайтов в России, на котором можно подобрать автомобиль. Прежде чем ехать куда-то, вы можете предварительно зайти, посмотреть, пометить себе, выбрать те автомобили, которые вас интересуют, и только после этого приехать.

Оригинальность решения в том, что мегамолл находится за городом, на М-7. Казалось бы, что в центре города удобнее. Но здесь такие объекты нельзя поставить, потому что большая площадь. И все-таки покупка автомобиля — это не каждодневное событие.

Я засекал, из центра Казани в зависимости от дорожной обстановки можно доехать за 30 минут. Но зато там мы вам сэкономим больше, чем 30 минут. Это оправдано. Когда вы приходите выбирать из 1 и 2 тыс. автомобилей, то что-то вам точно понравится. Конечно, мы пионеры в этом отношении. Такой большой объект с такими большими инвестициями вынести за город. В региональном бизнесе такого не было. Я надеюсь, что казанцы, жители близлежащих регионов оценят это.

Мегамолл пользуется популярностью?

Народ, безусловно, пошел. Мы ожидаем, что в дальнейшем популярность будет только нарастать. Сейчас, особенно по субботам и воскресеньям, людей много. Востребована электронная очередь.

Что сказал Президент Татарстана Рустам Минниханов на открытии лично вам?

Президент у нас достаточно откровенный и прямой. Если честно, больше говорил ему я, объяснял, что это за объект. Он сказал однозначно, что это действительно здорово и нужно жителям республики. Поэтому он и приехал на открытие, и его приезд означает, что это событие — хороший шаг в том, чтобы качество жизни в республике улучшилось.

Конечно, остается масса проблем. Главные проблемы в автомобилях с пробегом надо решать на законодательном уровне. Мы явно в этом плане отстаем от цивилизованных стран.

В чем, например?

У нас законодательство поощряет жуликов. Во всех странах Европы, в Америке обман клиента (например, сматывание счетчика) — это уголовно наказуемое действие, а у нас это воспринимается как невинная шалость. Я считаю, что это совершенно неправильно. Кого мы здесь защищаем? К кому проявляем гуманизм? Мы должны защищать законопослушных граждан, но это вне моей компетенции.

История авто с пробегом, падение спроса на авторынке и люксовые машины за 2 млн

Сейчас есть сайты, где можно узнать информацию об авто. Что вы о них думаете?

Такие сайты собирают данные у таких, как мы, и потом публикуют. Но туда могут заложить и неверные данные. Да, у них есть доступ к определенному количеству автомобилей, которые мы автодилеры им даем. Но как в дальнейшем будет складываться дело с этими classified (сайтами объявлений) — большой вопрос. К тому же там все равно не полный объем информации, и когда есть соблазн обмануть и знать, что тебе ничего не будет, то все-таки кто-то будет это делать.

Как вы докажете, что у вас автомобиль с подлинной историей жизни?

Это касается не всех автомобилей. Про одни мы говорим, что знаем их историю и даем гарантии, а про другие — нет. Но мы их и стараемся продавать не в таких мегамоллах, а в аукционах. Но, честно говоря, там их покупают те же самые перекупщики. Куда они отправляются дальше — вопрос большой. Самые сомнительные автомобили мы, конечно, не продаем клиентам, потому что у них останется осадок.

Когда вы покупаете авто, я могу тысячу раз сказать, что не знаю о нем ничего. Купив и обнаружив серьезные неполадки, человек все равно будет ругать ТТС.

Конечно, это будет пятном на вашем авторитете.

Вот поэтому самые сомнительные автомобили мы стараемся не выкладывать для продажи.

Какова сейчас экономическая ситуация в обществе? И насколько состояния кошелька потребителя отражается на продаже новых и подержанных авто?

Я считаю, что продажа автомобиля — один из лучших индикаторов уровня доходов и уверенности в завтрашнем дне. Если у клиента хороший и постоянно растущий доход, он охотно покупает автомобиль и прирастает в своих аппетитах. Когда ты уверен, что завтра будет не хуже, чем сегодня, а скорее всего лучше, ты и кредиты охотно берешь, и делаешь покупки.

Совершенно другая ситуация, когда уровень доходов не растет, а падает и нет уверенности в завтрашнем дне. В этом случае ты свои желания тормозишь и понимаешь, что можно выбрать что-то поскромнее, купить автомобиль с пробегом, а не новый. Судя по статистике продаж, конечно, экономическая ситуация в обществе, мягко говоря, не улучшается.

Я, конечно, не могу спорить с официальной статистикой. У меня нет таких данных, я просто говорю о своих наблюдениях. Автомобильный рынок России в этом году сокращается. Незначительно, но это такое пограничное состояние между стагнацией и падением, для полноценного падения не хватает менее пяти процентов. Официальная статистика зачастую хромает, и я думаю, что реальный спрос упадет больше, чем на пять процентов.

На этом фоне рынок богатых, люксовых автомобилей как себя чувствует?

Зачастую мы к этому сегменту зачисляем все автомобили, которые относятся к премиум-сегменту. Например, считается, что BMW — это люкс, но их сейчас можно купить от двух миллионов, и это будет далеко не люкс.

Сколько стоит люкс, по-вашему?

У каждого свой люкс, понимаете. Мы сейчас с вами сидим, рассуждаем, а кто-то скажет: «Зажравшиеся, разве за 2 млн автомобиль — это не люкс?» Если говорить о классификации, которая установилась в автомобильном мире, то, наверное, люкс — это представительский класс. Например, Mercedes S-класса или BMW седьмой серии. Поставить четкую границу невозможно, но это все-таки дорогие машины, стоимость которых начинается в районе от 5 до 10 млн рублей.

В этом сегменте были случайные люди. Они заработали деньги, захотели себе сделать праздник. Они, конечно, «отвалились». Есть те, у кого даже 10 млн рублей — это, условно говоря, доход за несколько дней. Эта категория стабильно растет со спросом. Для них, наверное, тоже кризис существует, но у каждого по-разному. Мы с вами, несмотря на кризис, можем позволить обновить обувь или гардероб, то есть не меняем таких привычек. Кто-то не меняет таких привычек, как покупка дорогого автомобиля.

А падение в этом сегменте есть?

Есть, по крайней мере по нашим продажам.

Богатые тоже заплакали.

Да. Конечно, кто-то растет, кто-то снижается. Например, у Land Rover в этом году сильное падение, процентов на 30. А у BMW будет рост. То есть в целом он стабилен. Даже по российской статистике премиум-сегмент luxury брендов, может, чуток подрастет, но по субъективным ощущениям все немного начинают экономить.

Захват других регионов и рынок авто в Татарстане

Как выглядит Татарстан на фоне Марий Эл, Чувашии, Башкирии? Вы же в этих регионах тоже работаете.

Мы же все живем в России, и проблемы у нас похожие. Отличается уровень дохода, где-то люди посостоятельнее, а где-то победнее. Это зависит от количества предприятий и уровня зарплат. Татарстан с Башкирией достаточно близко находятся. По сравнению с другими регионами мы привыкли ощущать себя лидерами, и на то есть основание. Если говорить по продажам и уровню обеспеченности автомобилями, то Татарстан, конечно, лидирует. У нас два из трех крупных городов, которые продают основной объем, находятся в РТ. Казань и Набережные Челны. Продажи Татарстана от общехолдинговых составляют, наверное, порядка 50% и даже больше.

Планируете экспансию в другие регионы? Говорят, что когда рынок внизу, то самое время его завоевывать.

Вопрос в том, что экспансию хорошо делать тогда, когда есть перспектива. Мы это использовали в 2009 году, потому что было падение, рост, а потом резко увеличилась доля рынка. Но сегодня, к сожалению, перспектив для роста автомобильного рынка, сколько-нибудь ощутимого, я не вижу. Экспансия — это очень агрессивное слово, и мы такого не планируем. Но если отдельные точечные предложения будут выгодны, мы будем развиваться.

Москва, Питер?

Несколько раз у нас были предложения, достаточно заманчивые. Но, честно говоря, здесь есть еще один ресурс — человеческий и управленческий, потому что это серьезный шаг, который потребует изменения нашей работы. Поскольку у нас есть корпоративная культура, уже устоявшаяся, то просто не получится оставить все как есть. Нужна серьезная реорганизация.

Учитывая, что дальше я ожидаю борьбу за выживание, то здесь очень важно быть не большим, а эффективным. Взвесив все за и против, мы пока отказывались от таких возможностей. В наше не самое позитивное для бизнеса время должен быть запас прочности. Потому что рискнуть, агрессивно расти, а потом рухнуть, быть большим, но хрупким — такого желания точно нет. Всегда должна быть устойчивость, должна быть надежность. Для нас это главный приоритет сегодня, потому что предприятия будут бороться за то, чтобы остаться на рынке.

«Отжим» бизнеса как наказание за политическую позицию

Чувствовали вы все эти годы работы себя защищенным? Как бизнесмен, как человек. Я это спрашиваю в связи со скандалом вокруг руководства «Рольфа». Приходилось ли сталкиваться с тем, что вас выдавливали из бизнеса?

Лично мне нет. Я считаю, что мне повезло, что мы начали бизнес в Татарстане. Наша республика стабильная, предсказуемая. Для бизнеса важно, чтобы были понятные правила, чтобы можно было просчитать наперед. В целом, конечно, сегодня ситуация для бизнеса очень тревожная.

С Сергеем Петровым я знаком лично и знаю его подход к бизнесу. Это уникальный человек, это персона номер один в автомобильном бизнесе России, который двинул его в цивилизованном направлении. Одна из конкурентоспособных отраслей, где нас можно сравнивать с любой цивилизованной страной и мы по многим параметрам ничем не уступаем, это именно автобизнес. Во многих случаях мы даже выигрышнее будем смотреться, а возникло это, по сути, на пустом месте. Что было в 90-е годы? Система обслуживания «АвтоВАЗа»? Я с этим сталкивался, когда начинал автобизнес. Я не был уверен, каким он должен быть, но точно понимал, каким он быть не должен.

Петров был пионером во многих отношениях. Многие, включая меня, у него учились. Да, он политически активный человек, не скрывал свою позицию, но к бизнесу у него всегда было одно отношение: обязательное соблюдение законов. Мы с ним часто общались, дискутировали. Конечно, я не юрист и не интересовался, что ему инкриминируется, но назову вам факты.

Первое: я знаю, что он всегда стремился быть законопослушным и понимал, что чем крупнее бизнес и активнее позиция его владельца, тем больше риски. Он всегда привлекал дорогих, но качественных юридических консультантов. По-моему, ту сделку, за которую его судят, сопровождала PricewaterhouseCoopers.

Она сделала заключение, но потом какая-то пятигорская оценочная фирма сделала заключение, что они прежде неправильно оценили, и этого оказалось достаточно!!! Лично для меня это очень тревожный сигнал, потому что в моем понимании это все не стыкуется. Конечно, я не могу делать никаких выводов и говорю только о своих ощущениях.

Вам не хотелось свернуть бизнес и уехать куда-нибудь в теплые страны?

Если бы захотелось, я бы так и сделал. А если серьезно, то нет, конечно. Но это очень тревожный звонок, и я не знаю, как это понимать. Если его наказывают за какие-то другие дела, например политическую позицию, то у нас же демократия, в конце концов.

А что говорят в ваших кругах? Полез в политику, сильно высовывался и получил за это?

В наших кругах говорят много и разного, как и во всех кругах. Но в принципе есть идея, что отжим бизнеса — это наказание за политическую позицию. Что дальше будет — время покажет, но будем надеяться, что все как-то разрешится.

Как я вижу, оба варианта не прибавляют настроения вам и вашим кругам?

Отжим бизнеса — точно. Но я вне политики в отличие от Петрова, и поэтому это напрямую меня не затрагивает, но как гражданин России каждый из нас думает, почему, если я говорю какую-то вещь, отличную от официальной точки зрения, неужели это будет наказуемо? По Конституции же нет.

Госсовет Татарстана и защита интересов бизнеса

Вы говорите, что вне политики, но зачем тогда пошли в Госсовет в прошлые созывы?

«Политик» — понятие емкое, как и «лакшери». Все мы в политике, так или иначе и обсуждаем события, которые происходят. Но я имею в виду фундаментальные основы политики, на уровне идеологии. В Госсовет Татарстана я шел по одномандатным округам как представитель бизнеса, как человек, компетентный в вопросах экономики. В этой части я занимался политикой, наверное, раз в Госсовете четыре созыва был. Представлял интересы бизнеса. Вы правильно меня поправили, что в какой-то степени в политике. Но я сконцентрирован прежде всего на экономических вопросах.

Почему не пошли дальше еще на один срок?

Я был четыре срока, куда больше. Я считаю, что должна быть ротация, должны приходить люди с новыми взглядами. Наверное, должны быть люди и постоянные, которые работают на профессиональной основе, а я все-таки совместитель.

Какую пользу бизнес-сообществу вы принесли, будучи их официальным представителем?

Госсовет — это коллективный орган. В обсуждении всех вопросов экономики и бизнеса я занимал проактивную позицию, не стесняясь, высказывал свою точку зрения. В этой части совесть моя чиста, я считаю, что свой долг выполнил. В каких-то вопросах я не обладал достаточными компетенциями и полагался на мнение тех людей, которым доверяю.

Избирателям своим вы помогали?

Обычно под этим подразумевается спонсорская помощь. Конечно, помогал. Мы и сейчас помогаем, хотя я уже не депутат, потому что это социальная ответственность бизнеса. Хотя я считаю, что главная социальная составляющая бизнеса — прежде всего, развивать бизнес, создавать рабочие места и платить зарплату. Например, у нас в мегамолле работает порядка 150 человек.

Илон Маск и электрокары, Грета Тунберг и экология

Вы видели презентацию нового автомобиля Илона Маска - Cubertrack?

Презентацию не видел, но про него и его автомобили Tesla я слышал. После нашего разговора обязательно посмотрю. Я считаю, что Илон Маск не автомобилист и все это мероприятие временное. Но он молодец. Нужны люди, которые взрывают привычный ход дел. Далеко не все, что он говорит и делает, будет использоваться в дальнейшем, но сильно изменит автопром.

Tesla никогда не будет в автосалонах, это идеология Илона Маска, у него нет дилеров, и это одна из новаций. Но Tesla — это скорее компьютер, который обладает некоторыми возможностями автомобиля.

Как относитесь к электромобилям?

Я считаю их перспективными, но не в тех масштабах, в которых это сегодня позиционируется. Эта ускоренная электромобилизация — искусственный процесс, сделанный западными политиками и популистами. Они успешно эксплуатируют экологическую тему, когда обращаются к людям и говорят: «Хотите ли вы, чтобы был свежий воздух? Тогда голосуйте».

А к Грете Тунберг, которая стала человеком года по версии журнала Time?

Мне она глубоко симпатична как неравнодушный человек, который не обладал никаким ресурсом и заставил обращать на это внимание. Но другое дело политик, который должен рассчитывать и думать о благе страны, но когда они начинают заниматься популизмом, здесь мое восхищение девочкой сменяется скепсисом по отношению к политикам.

Школьных знаний по физике хватит, чтобы посчитать КПД двигателя внутреннего сгорания и тепловой электростанции. Посчитайте и сравните количество выбросов. Условно говоря, на одну лошадиную силу или передвижение на сто километров автомобиля сколько нефти потратит электрокар и обычный автомобиль. Электромобиль в этом случае тратит в 1,5 раза больше, то есть значительно. Получается, атмосферу через электрокар мы загрязняем значительно больше.

Говорят, что европейские страны переходят на альтернативные источники энергии — солнце, ветер. Да, но в соседней Польше есть 200 тепловых электростанций и ветер оттуда дует на Германию, получается то же самое. Мы же говорим об атмосфере, и все равно выбросы из Китая, Польши или Нигерии, все идет в общую атмосферу, поэтому все это лукавство.

Но в крупных городах, где сложная экологическая ситуация, я считаю, что электромобили — это очень хорошо.

Вы интересовались перспективами топлива на водороде?

Я знаю, что такие разработки идут. Энтузиасты каждого топливного направления утверждают, что их направление самое правильное.

А на ваш взгляд, кто победит?

У меня нет ответа на этот вопрос. Это рассудит время. Обычные автомобили на двигателе внутреннего сгорания должны стать более экологичными. Развитие электромобилей тоже плюс. Но нужно разделить эту тему на две части. В рамках отдельно взятого города или страны, где в массовом порядке будут применятся электромобили, это плюс для экологии. Там, где проблемы с экологией, как, например, в Шанхае, Пекине или Москве, электрокар позволит бороться с загрязнением окружающей среды.

Если Казань перейдет на электромобили и станет более экологичной для населения, это плюс. Поэтому развитие парка общественного транспорта, который будет передвигаться на более экологичном топливе, должно только поощряться.

Например, авто на газомоторном топливе.

То, что сопутствует улучшению экологии, безусловно должно применяться. Однако когда мы говорим, что снесем весь парк, — это неправильно. А передвигаться между городами, когда в мире еще существует масса тепловых электростанций, то зачем там электромобили.

Причем по электрокарам есть еще ряд неизведанных проблем вроде литиевых батарей и их утилизации. Литий — это сложный элемент, и непонятно, какой вред он может нанести экологии.

Никто еще не просчитал, какой урон он может нанести окружающей среде?

Рассчитали, но расчеты часто бывают ошибочны. Как мы знаем, ситуации на Чернобыльской АЭС тоже просчитывали, и, по заявлениям компетентных людей, риск сводился к нулю, тем не менее авария произошла.

Пока практики и основательных проработок вопроса литиевых батарей пока нет, поэтому я считаю, что все это риски.

Коллекционирование марок, Porshe Taycan в Барселоне и пессимизм

Сменим тему. Вы в детстве играли с моделями машин, где открывались двери, капот и был виден двигатель?

В моем детстве подобных моделей не было ни у кого. Все было многим проще и обилия игрушек не было. Но я очень любил автомобили и играть в машинки, как, в общем, и подавляющее большинство мальчишек.

Коллекция таких машинок у вас была?

Я начинал их собирать, но это было уже не в детстве, а многим позже. В детстве я пытался собирать марки на автомобильную тематику.

А какое авто было вашим самым любимым?

Мне нравятся динамичные и стремительные, а также чувствительные и информативные автомобили, потому что я сам люблю ездить за рулем и для меня важно, чтобы я с авто был единым целым. Под эту категорию попадают многие модели BMW, Audi, Porshe, Land Rover.

Вы любите ездить на большой скорости?

Я люблю скорость, гонять на треках, когда предоставляется такая возможность. Меня периодически приглашают на презентации автомобилей, где нам дают первыми их опробовать. Мы проводим своего рода тестирование машин, но уже не для инженеров и разработчиков, а для маркетологов, которым мы даем обратную связь, как автомобиль воспримет клиент.

Презентации происходят в России или за рубежом?

Как правило, за рубежом, ведь мировая презентация бывает раньше, чем российская.

Какое авто вы тестировали недавно?

Porshe Taycan в Барселоне, это было пару месяцев назад.

До салонов он еще не дошел?

Это уникальный автомобиль, который не застоится в салонах, потому что его привозят на заказ, потому что это «взрывной» аппарат. Он за три с лишним секунды разгоняется до 100 км, и это электромобиль.

Расскажите о перспективах вашей организации. Есть ли у вас оптимизм как у руководителя, куда вы будете вести ваших людей?

Мне нравится выражение «Пессимист — это просвещенный оптимист». Пессимистично я отношусь к перспективам быстрого роста автомобильного рынка, потому что рост произойдет только после повышения активизации экономики страны. Без этого роста рынка не будет.

Я давно не слышал прогнозов, что наша экономика начнет расти высокими темпами.

Сейчас все прогнозы осторожные.

Вот откуда взяться оптимизму, если здесь прямая зависимость. Но в части развития бизнеса я оптимистичен и уверен, что мы устойчиво стоим на рынке. Бороться за выживаемость мы не должны сегодня, однако мы должны работать над повышением эффективности для того, чтобы выжить в будущем. Да, сложно. И зарабатывать прибыль становится сложнее, она у нас постоянно падает. Инвестиционные проекты должны быть более взвешены и оценены. Однако то, что мы будем развиваться и не будем в кризисе, в этом у меня есть полная уверенность.

Я желаю вам и вашему предприятию процветания, потому что ваше процветание — это наше процветание. Если вы начнете развиваться, люди начнут покупать автомобили тогда и экономика в стране оживится.

Хорошее пожелание. Наше процветание будет только тогда, когда будут процветать жители России. Поэтому со своей стороны желаю, чтобы доходы наших граждан росли и чтобы они имели возможность почаще покупать автомобили, — это и будет залогом нашего процветания.

Спасибо за интервью!

Спасибо вам!