Экзам Губайдуллин: «У муниципалитетов республики задача одна – рост качества жизни людей»

Какие задачи решают на ежегодном съезде Совета, сколько жителей республики вовлечено в работу общественного самоуправления, какие законодательные новшества вывели самообложение на новый уровень и о многом другом – в интервью ИА «Татар-информ» рассказал председатель Совета муниципальных образований РТ Экзам Губайдуллин.
Съезд СМО РТ: 14-летняя история, более 1300 участников и обсуждение реальных проблем муниципального сообщества Съезд Совета муниципальных образований Республики Татарстан (СМО РТ) созывается ежегодно. Экзам Саматович, расскажите, какие вопросы будут подниматься на нем в этом году. История съезда берет свое начало с 2005 года. Задача стояла перед нами всегда одна – оценить работу муниципального сообщества за прошедший год и определить задачи на ближайшую перспективу. В рамках повестки ежегодно обсуждаются актуальные вопросы муниципальных образований разного уровня – как городских территорий, так и сельских поселений. Уже 14 лет работа съезда не обходится без участия Президента Республики Татарстан. Рустам Нургалиевич по достоинству оценивает работу органов местного самоуправления и, исходя из обозначенных проблем, определяет ряд важных задач. С докладами также выступают главы муниципальных образований разных уровней. На съезде Совет муниципальных образований представит отчет о работе за минувший год. В нем отражаются все итоги совместной работы Совета с муниципальным сообществом республики, в частности, итоги реализации республиканских программ. В целом отмечаются успешные результаты в работе по всем направлениям. Еще один вопрос, обсуждаемый на съезде, – довыборы в органы управления Совета муниципальных образований РТ. Также будут рассмотрены вопросы взаимодействия государственной и муниципальной власти, реализации федеральных и республиканских программ. Кто будет принимать участие в съезде в этом году? В работе съезда ежегодно принимают участие более 1,3 тыс. человек, из них 956 делегатов. Делегатами съезда являются главы всех муниципальных образований Татарстана. Также к участию приглашены заместители глав муниципальных районов, руководители исполнительных комитетов, ветераны органов местного самоуправления, представители территориальных общественных самоуправлений, землячеств, представители ключевых конфессий, общественных объединений, СМИ. Какой документ принимается по итогам съезда? По итогам съезда всегда принимается план совместных мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления РТ. Резолюция Совета муниципальных образований РТ выражает консолидированное мнение муниципального сообщества республики. Это очень важно, ведь именно консолидация мнений, выявление и защита общих интересов – отправная точка любой нашей работы. Вообще подобные мероприятия – отличная возможность провести черту, обсудить принципы и механизмы проектной работы в муниципальных образованиях. Ежегодно на съезде СМО ставится ряд задач для их совместного решения органами госвласти и МСУ. Насколько удалось выполнить поставленные задачи за прошедший год? Каждый год по итогам съезда готовится проект плана совместных мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления республики. Данный документ, наряду с федеральными и республиканскими программами, является одним из ключевых для работы всех министерств и ведомств с муниципалитетами. Показатели, характеризующие степень исполнения пунктов программы, выступают критериями эффективности совместной работы органов государственной и муниципальной власти республики. Говоря о выполнении этого плана, важно понимать, что одни задачи можно решить оперативно, другие же носят долговременный характер. В этом году перед нами было поставлено 29 задач: переход с аналогового на цифровое телевещание, переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, строительство новых агропромпарков, возможность участия поселков городского типа в конкурсах на получение грантов поселениями и многое другое. Могу сказать, что большинство задач, поставленных в плане, мы выполнили. Так, к примеру, событие, которое в этом году коснулось всех без исключения, – отключение аналогового телевещания. Более 1,3 млн домохозяйств в республике получили возможность бесплатно смотреть 20 федеральных телевизионных каналов в цифровом качестве. Данный результат достигнут благодаря слаженной работе органов государственной и муниципальной власти Татарстана. Часть вопросов рассматривалась на заседании круглого стола с участием руководителей исполкомов. В нашей практике активно используются совместные рабочие группы по проблемным вопросам с рядом министерств и ведомств республики. Главная задача общественного самоуправления – рост качества жизни людей В нашей республике активно ведут работу территориальные общественные самоуправления. Какие задачи перед ними стоят сегодня? Территориальные общественные самоуправления (ТОС) действительно ведут активную работу. К слову, в Татарстане насчитывается 391 действующее ТОС. Сегодня ТОС охватывают более 1,5 млн жителей Татарстана. Более того, с каждым годом мы наблюдаем еще большее повышение роли и влияния ТОС, с каждым годом инициативная группа объединяет в своих рядах все больше активных граждан. Задача всегда одна – повышение качества жизни населения. Благодаря ТОС каждый житель может заявить о важной для него проблеме и принять непосредственное участие в ее решении. Нужно отметить, что данный формат работы эффективен – жители сами задают вектор развития своих территорий, а территориальное общественное самоуправление оказывает большую поддержку. Конечно, деятельность ТОС не обходится без тесного взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, которые в свою очередь всегда стремятся поддерживать начинания граждан на местах. Ежегодно на конкурс лучшего ТОС Правительство РТ выделяет 50 млн рублей. За четыре года проведения республиканского конкурса 480 победителей и призеров получили грантовые средства. В этом году по итогам конкурса также были определены 120 лучших территориальных общественных самоуправлений года. Самообложение на новом уровне: сходы граждан, решение вопросов конкретных населенных пунктов и поэтапное голосование жителей В этом году в очередной раз в Татарстане прошел цикл референдумов и сходов по вопросу самообложения граждан. Какие законодательные новшества появились в процессе программы? Программа самообложения при поддержке Президента РТ Рустама Минниханова начала работать в республике с 2013 года. Нужно сказать, что география самообложения с каждым годом растет. Если в 2018 году самообложение поддержали в 93 поселениях, то на сегодняшний день «за» выступают в подавляющем большинстве поселений. Самообложение стало понятным и популярным инструментом развития муниципалитетов республики. И мы видим, что со временем этим форматом пользуется все больше регионов России, а главное – самообложение завоевало доверие большинства жителей республики, которые на практике видят результаты этой программы. Законодательное регулирование самообложения не стоит на месте. В 2018 году вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Теперь можно проводить самообложение в каждой конкретной деревне с помощью схода. Референдумы этого делать не позволяли. Также в мае 2019 года вступили в силу изменения о порядке проведения схода. Теперь в случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о его проведении. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Грантовая поддержка села: увеличение выплаты в полтора раза и возможность участия в конкурсе ПГТ Гранты сельским поселениям – еще одна форма помощи муниципальным образованиям республики, которая реализуется при поддержке Президента РТ уже седьмой год. Расскажите об этом подробнее. Конкурс на предоставление грантов сельским поселениям реализуется на территории республики с 2013 года, и ежегодно в нем принимают участие более 200 сельских поселений из всех 43 муниципальных районов. Хочу отметить, что ежегодно конкурс выигрывают 104 поселения. За семь лет в конкурсе приняли участие 1515 поселений. Победителями стали 728 поселений и три поселка городского типа. При выявлении победителя учитывается всё: среднегодовая численность постоянного населения, налоговые и неналоговые доходы на одного жителя, количество субъектов малого и среднего предпринимательства, количество поголовья крупного рогатого скота, доля протяженности дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог, количество преступлений, совершенных на территории сельского поселения. По инициативе Совета муниципальных образований с 2019 года изменилась сумма гранта. Теперь она выросла с 1 млн до 1,5 млн рублей. Но и это еще не всё. С этого года принимать участие в конкурсе могут и поселки городского типа, за победу они получают 2 млн рублей. Нужно сказать, что 1,5 млн рублей – сумма весомая. Как показывает практика, поселение принимает решение в пользу покупки трактора. Помимо этого, сумму гранта можно потратить на строительство детской площадки, ремонт дорожно-уличной сети, ремонт и реконструкцию сетей водоснабжения. Словом, грантовые средства направляются на решение социально значимых вопросов муниципалитетов. Подготовка муниципальных кадров: снижение текучки за счет роста зарплат и тренингов по креативному мышлению Высшая школа государственного и муниципального управления уже на протяжении нескольких лет обучает служащих. Главы сельских поселений повышают свою квалификацию, сотрудники аппаратов учатся чему-то новому. Как учитываются профессиональные задачи глав муниципалитетов республики при составлении программы обучения? Эффективность деятельности муниципалитетов во многом зависит от кадрового обеспечения муниципального управления, от профессионализма кадров. Сегодня на всех уровнях власти необходима высокая квалификация. Это напрямую относится и к работникам муниципальной власти, включая муниципальных глав и секретарей сельских исполкомов. Ведь перед главой сельского поселения стоит огромный спектр задач. Он должен быть и экономистом, и юристом, и хозяйственником. Всему этому нужно учиться. Знаний, полученных когда-то в школе, техникуме, вузе, сегодня недостаточно. Поэтому в республике уделяется большое внимание переподготовке и повышению квалификации работников органов местного самоуправления. Повышение квалификации муниципальных служащих в Татарстане носит системный характер. Совет муниципальных образований РТ участвует в этом процессе во взаимодействии с Департаментом государственной службы и кадров при Президенте республики. За последние годы в Татарстане через различные курсы и обучающие программы прошли практически все главы городов и районов, главы сельских поселений, руководители ТОСов. Тематика выступлений преподавателей и представителей Совета на курсах повышения квалификации скорректирована с учетом предложений, поступивших от органов местного самоуправления, а также прозвучавших в выступлениях делегатов предыдущего съезда. Формат подачи материала также меняется в соответствии с запросами аудитории и образовательными трендами. Значительная часть занятий носит вид практикумов и актуальную сегодня форму тренингов. С их помощью преподаются такие гибкие навыки, как системное и креативное мышление, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, и другие. Ключевой ресурс муниципального развития – кадры. В республике большое количество муниципальных образований, где требуются хорошие управленцы. Расскажите, как обстоят дела с кадрами в органах местного самоуправления? Успех нашей работы по реализации полномочий местных органов в определяющей степени зависит от муниципальных кадров. За годы муниципальной реформы в республике сформировался кадровый потенциал, идет обновление руководителей, активно используется опыт наших коллег, не одно десятилетие работающих на местном уровне. Анализ показал, что за последние два года несколько снизилась текучесть кадров. На сегодняшний день должности глав муниципальных образований замещают 924 человека. Главы 42 муниципальных районов совмещают руководство районом с управлением городским или сельским поселением. В органах местного самоуправления количество глав муниципальных образований в возрасте до 35 лет составляет около 9%. Глав в возрасте от 36 до 50 лет – 37%. Количество глав в возрасте свыше 50 лет составляет 54%. Процессы развития местного самоуправления поставили принципиально новые задачи перед персоналом муниципального управления. Изменение содержания и характера многих задач влечет за собой расширение сферы деятельности муниципальных служащих, их компетенций и профессиональных знаний, навыков. Как я уже отметил ранее, для поддержания уровня профессиональной подготовки ежегодно совместно с Высшей школой государственного и муниципального управления проводится обучение глав сельских поселений, сотрудников аппарата исполкомов, специалистов. Так, за 2019 год свою квалификацию повысили более 2,5 тыс. служащих. В республике немало делается для создания условий работы местных органов власти. В этом году повышена зарплата муниципальных служащих районного звена. С 2016 года реализуется программа капитального ремонта и строительства помещений сельсоветов. За это время отремонтировано 189 сельсоветов, построено 32 новых здания. По сложившейся традиции Президент Татарстана вручает лучшим сельским поселениям ключи от машин. Всего с 2010 года вручено 2120 автомобилей. Связь с зарубежными муниципалитетами – основа для будущего экономического сотрудничества Совет муниципальных образований активно взаимодействует с муниципальным сообществом. Установлены постоянные связи с муниципальными образованиями разных стран. Как именно происходит это взаимодействие? В этом году нашу республику посетили делегации из Карелии, Ленинградской и Ульяновской областей, Якутии. Недавно состоялся визит делегации Союза муниципалитетов тюркского мира. Кстати, РТ в общей сложности имеет побратимские связи с 17 турецкими городами. Все это дает основу для долгосрочного развития отношений, в том числе экономических. В рамках делового визита турецкая делегация ознакомилась с инвестиционной инфраструктурой Татарстана, в частности, посетила крупный промышленный центр нефтехимии и нефтепереработки – территорию опережающего социально-экономического развития «Нижнекамск», а также осмотрела древний Болгар. Эти визиты дают результаты в виде новых договоренностей, и мы составим план дальнейшей совместной работы.