«Меня очень вдохновляет основатель посткроссинга Пауло»

Бывший журналист Мария Мокеева, увлекаясь посткроссингом, сменила профессию, занялась печатным производством, запустила интернет-магазин открыток и написала о них книгу. Она рассказала Sntat о том, как познакомилась с основателем всемирного посткроссинга и как рождаются почтовые открытки.

«Открытковорот», затянувший сотни тысяч людей

Мария, я пыталась разобраться, как работает система отправки открыток. Показалось немного замороченной. Вначале человек должен заказать открытки в интернет-магазине, дождаться их, потом пойти на почту, купить марку и только тогда отправить?

Боюсь, вы подошли к посткроссингу не с той стороны. Интернет-магазины тут вообще ни при чём. Есть онлайн-проект Postcrossing, который придумал португальский программист Пауло Магальянш в 2005 году. Можно по-разному перевести это слово на русский, например, «открытковорот». Звучит странно, да? Поэтому в русском языке появилась калька с английского – «посткроссинг». Строго говоря, посткроссинг - это исключительно обмен открытками через сайт postcrossing.com. На этом настаивает основатель проекта, кроме того, ему принадлежат права на это слово, это зарегистрированная торговая марка. Вы регистрируетесь, заполняете анкету о своих интересах, даете системе свой почтовый адрес (он не попадает в открытый доступ, не волнуйтесь). В настройках вы можете выбрать, хотите ли вы обмениваться открытками со всем миром, включая ваших соотечественников, или только с людьми из других стран. Вам выпадает совершенно случайным образом адрес другого посткроссера, каждый раз - разного. Чаще всего первыми выпадают немцы или американцы. Потом уже начинают выпадать более экзотичные страны. Я отправляла открытки и в ЮАР, и на остров Мэн… Когда ваша открытка дойдет до получателя, он ее зарегистрирует по специальному набору цифр (ID открытки выдается вместе с адресом). После этого ваш адрес выпадет кому-то и где-то, это всегда сюрприз. И через несколько недель вам придет открытка от этого незнакомца. Что касается марок, то необязательно каждый раз ходить на почту за ними. Посткроссеры покупают заранее побольше почтовых марок (на почте или салоне «Коллекционер»), клеят их на открытки дома и уже потом относят на почту или в почтовый ящик. Открытки с марками, а точнее с «литерой», которая их заменяет, существуют, на почте продаются.

Свой обратный адрес на открытках не пишут?

 Можно писать, если вы не против ответной открытки. На официальном сайте postcrossing.com люди общаются по темам, там они обмениваются адресами в личных сообщениях.

Есть ли в России альтернативные посткроссингу сервисы? 

Посткроссинг стал так популярен в нашей стране (Россия на первом месте по количеству зарегистрированных участников на postcrossing.com - 110 тысяч), что это понятие довольно быстро потеряло своё первоначальное значение, и сейчас им называют чуть ли не любой обмен открытками. Я не считаю это правильным, хотя сама часто использую это слово в самом широком значении. Есть чудесный проект «Добропочта». Он организует отправку писем и открыток в благотворительные организации для людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Это проект очень близкий к посткроссингу по ценностям и почтовой тематике. 

«Как чашечка кофе утром»

С какого времени сами занимаетесь посткроссингом? Сколько отправили открыток, сколько получили и из каких стран?

C 2015 года отправила и получила по 422 открытки через официальный сайт. И ещё столько же через форум официального сайта. Страны самые разные: Австралия, Великобритания, Тайвань, Норвегия, Германия, Швейцария, Швеция, Франция, Индонезия, Малайзия, Китай, Израиль, Корея, Бразилия, Япония, Финляндия… Ой, их очень много! Ведь люди из 248 стран мира участвуют в Postcrossing.

Знаете ли людей-рекордсменов в посткроссинге?

Если говорить о русских на postcrossing.com, то там у нас бессменный лидер Евгений Новиков, журналист из Курска. У него 8434 отправленных открыток и примерно столько же полученных.

Посткроссинг – это допинг? Почему люди вообще это делают?

В моей книге «Посткроссинг. Книга тайных знаний» как раз есть глава про посткроссеров, где я задаюсь этим вопросом. Причины самые разные. Да, есть увлеченные посткроссеры, которые посылают открытки каждый день. Хотя допингом я бы это не назвала. Просто открытки становятся частью жизни, счастливым ритуалом, как чашечка кофе утром в тишине. Они дарят маленькие радости, удивляют, передают теплые приветы от незнакомых людей из других стран. Мне доставляют радость все этапы. Предвкушаешь, какой адрес попадется, потом знакомишься с профилем «выпавшего» посткроссера. Выбираешь открытку, продумываешь текст, клеишь марки, опускаешь послание в почтовый ящик. Потом – томительное ожидание, и вдруг ты находишь в собственном почтовом ящике hurray (с англ. «ура» - так называются письма-благодарности от получателя)! Долго рассматриваешь открытку, всем показываешь, убираешь в специальный альбом, а потом пересматриваешь…

Посткроссинг даёт сладкое чувство ностальгии по тем временам, когда родственники постоянно обменивались открытками. Он позволяет «путешествовать» и общаться с людьми из разных стран, не покидая своего городка, помогает учить иностранный язык, справиться с чувством одиночества и найти вдохновение. Обмен открытками приводит к коллекционированию, дарит минуты спокойствия в будничной суете. А еще он наводит на мысль, что люди в разных странах во всем очень похожи друг на друга: они хотят жить в безопасности, стремятся к счастью, беспокоятся о здоровье близких, любят бывать в красивых местах и пробовать что-то новое. Они - это мы. Эта мысль в наше время информационных войн, когда правительства стран никак не договорятся между собой, - как прививка против межнациональных раздоров. Кого-то посткроссинг вдохновляет на реальные путешествия. Такие истории я рассказываю в своей книге и на моем подкасте «Открытки Амели». Был выпуск «Как путешествия начинаются с открытки».

Хотел обменяться открытками, а нашел почти миллион единомышленников

Как можно написать целую книгу про открытки?

За 150 лет существования почтовой открытки с ней столько всего происходило, что можно и целую серию книг об этом написать! Меня больше интересовала жизнь почтовой открытки в XXI веке; посткроссинг, благодаря которому почтовая карточка не исчезла насовсем из нашей жизни с появлением электронной почты; и конечно, люди, которые сейчас издают, покупают, посылают, коллекционируют и изучают почтовые открытки. Кроме того, почтовая открытка связана со многими интересными темами: искусством, историей, текстами, почтой, почтовыми марками. Мне радостно от того, что сама знакомлю читателя с интересными историями и увлеченными людьми. 

С кем вас познакомил поскроссинг и что интересного он принес в вашу жизнь?

Как-то я подружилась с одной немецкой барышней, моей ровесницей. У нас похожий вкус в открытках. Мы стали посылать друг другу карточки без повода и без. Она знала, что мне нравится немецкий иллюстратор Михаэль Сова. Однажды в книжном магазине в её городке была встреча с ним. Она пошла на нее, а потом прислала мне открытку с его иллюстрацией и подробным рассказом об этом мероприятии! 

Главное, что дал мне посткроссинг - это замечательных друзей. Через официальный сайт я завязала бумажную переписку с посткроссерами из Германии, Великобритании и США, а благодаря моему магазинчику познакомилась с девушками, которые стали моими близкими подругами. А открытие магазина «Открытки Амели» как раз и стало тем интересным событием, которое изменило мою жизнь. У меня появилась миссия - издавать почтовые открытки для людей, которые так близки мне по духу, которым так их не хватает. 

Есть среди новых знакомых те, от кого вы получали мощный внутренний, творческий заряд?

Меня очень вдохновляет Пауло, основатель postcrossing.com. Я познакомилась с ним ещё в первый год работы над магазинчиком, но знакомство было шапочным. Когда мысль о книге только появилась, я сразу написала Пауло и спросила, могу ли я написать книгу про посткроссинг и даст ли он мне интервью. Он не только подробно ответил на мои вопросы, но и подбадривал меня все два года, в течение которых велась плотная работа над текстом. Он восхищает меня своей простотой в общении, трудолюбием и верой в свой проект. Уже больше 15 лет он посвящает себя развитию Postcrossing, организует важные мероприятия, посвящённые почтовой открытке. А ведь когда-то он создал этот сайт только потому, что хотел найти людей из других стран, с кем можно было бы обмениваться открытками. Надеялся найти человек 200, а нашёл больше 800 тысяч единомышленников! И я убеждена, что только благодаря postcrossing.com и Пауло почтовая открытка не ушла в прошлое, более того, даже пережила новую волну популярности. 

«Делать бизнес увлекательнее, чем читать об этом»

Маша, вы ведь – журналист. Как решились сменить занятие? 

Я была начинающим книжным журналистом. Рецензии на книги, репортажи с книжных презентаций - за это практически не платят, особенно вчерашним студентам. Работать в найме не хотелось, и я попробовала создать собственный проект. Как раз в тот момент, когда я находилась в поиске работы, я и увлеклась посткроссингом, так что все сложилось, как пазл.

Трудно это – начинать бизнес да еще и в новой сфере? 

Магазин у меня больше пяти лет, но думать о нем как о бизнесе я начала только полгода назад. Первое время это был просто «проект», которым я занималась в свое удовольствие, немного при этом зарабатывая. Я действовала методом научного тыка: например, по ходу дела разбиралась, как сделать интернет-магазин (на сайте-конструкторе это оказалось несложно), какие картоны существуют, как договариваться с художниками, работать с типографией. Всё это интуитивно понятно, надо только начать. Благодаря статьям в Интернете и Youtube сейчас можно научиться чему угодно. Только на третий год работы я поняла, что мне нужно более системное обучение, чтобы развиваться, и прошла онлайн несколько курсов: по ведению Instagram, по работе с Wildberries, по рекламе. Сейчас в свободное время читаю книги разных бизнесменов, хотя, признаться, быть бизнесменом куда увлекательнее, чем читать об этом. Зато в этих книгах я нашла для себя много вдохновляющих и утешающих мыслей.

Вы только продаете открытки или придумываете дизайн и печатаете тоже?

Мы вообще не закупаем открытки, они все - нашего производства. Большинство интернет-магазинов открыток так и работают. По сути, мы - магазины-издательства. Кстати, тут нет ничего необычного: в Российской империи очень часто открытки издавали книжные и писчебумажные магазины.

Сюжеты авторы «высиживают» в приключениях

Мне кажется, в интернете много предложений с открытками. Этот бизнес при высокой конкуренции позволяет развернуться, благодаря чему он развивается?

Смотря с чем сравнивать... Разве 20-30 маленьких интернет-магазинов - это море для такой большой страны? Этот бизнес держится на энтузиазме своих владельцев и за счет постоянной поддержки посткроссеров-покупателей. До появления интернет-магазинов открыток, в нашей стране очень сложно было найти точки, где бы продавались разнообразные почтовые открытки по демократичной цене. В деревнях, селах и маленьких городах это вообще практически невозможно. Интернет-магазины почтовых открыток в такой ситуации стали палочкой-выручалочкой. Большинство из них и создали сами посткроссеры. На самом деле магазины открыток - это маленький мирок, где многие друг друга знают. Часто владельцы магазинов дружат между собой и помогают друг другу. Мы чем-то похожи на книжную индустрию: всё время стараемся держаться на плаву, придумывать что-то новое.

 Что, например?

Уже упомянула про подкаст о посткроссинге, проводила творческие конкурсы, сотрудничала с блогерами. Но самая лучшая из всех затей была книга о посткроссинге! Обо мне и магазинчике сразу много новых людей узнали, благодаря книге удалось заработать на аренду офиса и зарплату для помощницы, выйти на новый уровень.

 Сколько у вашего магазина открыток? Кто у вас придумывает темы, дизайн, изображения? С людьми каких профессий вы сотрудничаете? 

За все время работы было издано около 500 сюжетов. Количество открыток, которые в данный момент в наличии, меняется каждый день, но обычно это около 200 видов. Перед изданием нового тиража пишу план, исходя из того, каких тем давно не было, какой скоро праздник, что сейчас модно. Ориентируясь на него, ищу готовые иллюстрации и фотографии у российских художников, иллюстраторов и фотографов, как правило, в Instagram. В процессе поиска всегда нахожу что-то крутое и неожиданное или заказываю иллюстрацию. Как-то так получается, что в итоге каждый новый тираж получается намного интереснее изначального плана.

Наши авторы, чьи фотографии мы печатаем в серии «Моя Россия», постоянно ездят в командировки по «медвежьим углам». Я очень люблю следить за их приключениями в сторис в Инстаграме. То они идут несколько дней в гору, то спят в палатке на берегу озера невероятной красоты, то мчатся в собачьей упряжке. Бывает, летят на старом вертолёте на далекий остров, забираются в заброшенный шахтерский городок. Иногда отправляют дрон к ничего не подозревающему медвежонку, сами сидят много часов в маскировке, приникнув к объективу, чтобы сфотографировать редкую птицу… Так, в приключениях и путешествиях, рождаются их фотографии.

Читайте о посткроссинге также:

Энже Садыкова: «Слова с вплетенным национальным кодом сильно откликаются в душе татар»

«Ты меня бесишь» - это вызывает вау-эффект»

Основатель татарского посткроссинга: «Чтобы татары всего мира чувствовали связь с помощью почтовых линий»