Директор цирка: Слониха Дженни поступила как истинная женщина и выставила конфликт напоказ

Конфликт двух слоних на манеже, критика зоозащитников, потеря билетов на миллион рублей, условия «опилок» и последствия пандемии — об этом и многом другом рассказал директор Казанского цирка Рамиль Шарифуллин в интервью Андрею Кузьмину.

Здравствуйте, Рамиль Дамирович! К сожалению, наша встреча проходит на фоне инцидента со слонихами, который произошел на манеже Казанского цирка. Вы присутствовали там во время происшествия?

В тот момент я находился в Перми, в командировке. Там мы сейчас прокатываем свою программу. В то воскресенье я как раз собирался выезжать в Казань, чтобы в понедельник выйти на работу. Был шок, потому что раньше таких ситуаций со слонами в Казанском цирке не возникало. 

Расскажите о ЧП, которое произошло с работником гастрольного тура?  

Служащий прибыл в Казань вместе с артистами. Сейчас идет расследование, имел ли право работник находиться в вольере со слонами в тот момент, когда рядом не было дрессировщика. 

На ком лежит основной груз ответственности на артистах цирка или на принимающей стороне?

Мы выступаем прокатчиком. Я как минимум испытываю моральную ответственность. 

Вам пришлось перестроить программу?  

Да, мы переименовали наш прокатный продукт «Цирк со слонами» в «Магию цирка». Там сильный иллюзион, и вместо слонов мы добавили аттракцион «Колесо смелости», где работают казанские артисты. В предыдущей программе не было ни одного артиста из Казани. 

Что произошло со спросом на билеты после происшествия? 

Спрос есть, но у него есть определенные тенденции, для периода с марта по апрель. Изменения заметны, но в целом они в рамках тенденций, которые происходят после окончания каникул. 

Безопасно ли сейчас посещать ваш цирк?

Нам советовали поставить в манеже сетку-ограждение во время выступления слонов. Я не согласен, потому что в сумме две слонихи весят 9 тонн и никакое ограждение их не сдержит. 

И единственный вариант, если слоны будут выступать в будущем, — не продавать билеты на два первых ряда. Например, когда выступают хищные звери, есть различные варианты ограждений вроде клеток, но масса тигра или льва в среднем 250 кг, а в случае слонов она в несколько раз больше.  

После шумихи много ли вы потеряли в финансовом плане?

На представление, которое мы вынужденно отменили, были раскуплены билеты на общую сумму 1,1 млн рублей. Многие люди сдали билеты, но были и те, кто готов был прийти в цирк на шоу слонов без слонов. После ЧП мы в течение недели не готовы были возвращать животных в работу.  

Как себя сейчас чувствуют слоны?

Нормально. С ночи после первого инцидента их не выводили из вольера. 

Слоны умные и чувствительные животные, их ругали после произошедшего?

Я не думаю, что они до конца понимают всю суть проблемы, которую создали. Единственное, по поводу любовного треугольника между двумя слонихами и дрессировщиком можно сказать, что молодая слониха Магда, которая весит четыре тонны, обычно задирала Дженни. У нее скопилась злость, и она поступила как истинная женщина и сделала так, чтобы конфликт увидело как можно больше глаз. 

«На безопасное расстояние от животных людей отвели за несколько секунд»

Много ли сейчас в Казанском цирке животных? Как они себя чувствуют и в каких условиях содержатся?

В данный момент на балансе Казанского цирка нет ни одного животного. Все животные прибывают к нам на гастроли. Для того чтобы нам взять животных, нужно строить дополнительные вольеры для того, чтобы их содержать. 

Как вы сами относитесь к тому, что животных используют в качестве артистов в цирке? Ведь многие зоозащитники против того, чтобы животные выступали на манеже. 

Я не согласен с зоозащитниками. В тех слоновниках, которые я знаю, работники разве что пылинки не сдувают с животных и для них они как члены семьи. Алекс Гертнер очень хорошо относится к своим животным, Серж Гулевич тоже сторонник гуманной дрессуры. Тут получилась палка о двух концах, ведь будь Гулевич жестоким дрессировщиком, то любовного треугольника просто бы не сложилось. Они бы его боялись, а не любили. 

Если брать сторонника гуманной дрессуры Ростислава Гаврылива, который дрессирует хищных кошек, то он обращается со своими подопечными как с домашними животными. Это все известно, когда ты видишь это изнутри, а снаружи все выглядит иначе. Люди отрабатывают в интернете способы манипуляций массами, все это понятно и видно, просто об этом все молчат и прикрываются защитой животных. 

Неоднократно нам показывали ужасающие условия, в которых содержат животных передвижных зоопарков. Как вы относитесь к таким зоопаркам?      

К таким зоопаркам, в том формате, который вы описали, я отношусь негативно. Но в стационарных цирках мы соблюдаем все обозначенные нормы и правила. Даже если бы мы захотели вести себя по-свински, то мы не можем себе этого позволить с точки зрения контроля, который над нами установлен. 

Если кто-то выложит в интернет случаи издевательств в цирке, то потом устанешь доказывать обратное, ведь слухи быстро расползаются. Например, одно из татарстанских СМИ написало, что внутренние службы цирка ничего не предприняли, когда произошел инцидент со слонихами. Категорически не согласен со студентами, которые пишут такие тексты, по причине того, что внутренняя служба цирка занималась эвакуацией зрителей. Все это видно на видеозаписи. 

Я ставлю твердую пятерку внутренней службе цирка за то, как они экстренно эвакуировали зрителей. Они сделали все возможное и предельно оперативно. 

Сколько времени заняла эвакуация?

Все было сделано максимально оперативно. На безопасное расстояние от животных людей отвели за несколько секунд. 

После этого инцидента вы как-то измените свою политику по приглашению других животных в наш цирк? Как-то изменились планы?

Плох тот человек, у которого совсем нет страха. Это нормальное, здоровое чувство. Из практических шагов — мы как минимум намерены не продавать билеты на первые два-три ряда, наиболее близкие к арене. Думаю, это эффективная мера и она будет иметь ощутимый эффект. 

Работа в пандемию, Дю Солей и рейтинг цирков

Какие планы у цирка на предстоящие лето-осень?

Традиционно в конце апреля — мае наша труппа выходит на плановые отпуска. Также мы работаем над созданием двух летних шоу-программ. Пока держим в секрете, будем ли приглашать на нашу арену гостей и кто это может быть. 

Прошедший год был непростым для всех наших граждан. Как пережили пандемию вы? Ведь выступлений не было, а это основной заработок…

Мы занимались репетициями, создавали новые номера, которые презентовали во время новогодней программы. Так получилось, что аккурат перед стартом пандемии в прошлом марте у нас родились тигрята. Все время самоизоляции они провели у нас, за поддержку в содержании данных животных мы очень благодарны руководству республики и ряда наших районов. 

В сентябре мы возобновили свою работу и максимально быстро вернулись к рабочему состоянию. 

Какова сейчас разрешенная посещаемость ваших представлений?

С недавнего времени Роспотребнадзор разрешил заполнять 75% зала. При этом ценовая политика не претерпела изменений, несмотря на прошедшую пандемию. Цены на цирковые представления в России вообще одни из самых социально ориентированных. 

Как ковидные ограничения сказались на гастрольной деятельности цирка? Куда собираетесь ехать в ближайшие месяцы? 

Пока это держим в тайне. К тому же пока нет окончательного понимания по открытию границ в те или иные страны. Ведь может возникнуть ситуация, когда кто-то выехал, а обратно вернуться уже не может. А такие случаи у наших коллег уже были. 

Как относитесь к ситуации, когда из-за закрытых границ к нам не может попасть известный канадский цирк Дю Солей, который в предыдущие годы регулярно гастролировал в Казани и радовал жителей своими представлениями? Не считаете их своими конкурентами?

Нет, не считаем. У них свой зритель и у нас свой. При этом с каждым годом у Дю Солей зрителей становилось все меньше, потому что зритель раскусил их формат. А он достаточно депрессивный, это шоу совсем не для детей. Они себя и не позиционируют как цирк для всей семьи. Не раз смотрел их постановки на одной из ледовых площадок Казани, и детям там было скучно. 

Наш продукт больше ориентирован на семью. Наши представления более понятны для детей, их философия ближе для понимания людьми в целом. А Дю Солей — это цирк для взрослых, для более узкой аудитории. 

Вообще любой цирк — это демонстрация сверхвозможностей человека. Я как человек, который знает цирк изнутри, могу сказать — у Дю Солей большинство трюков находятся на среднем уровне. 

А чем они берут? Шоу, постановка или что-то еще? Мы можем так делать?

Сложно сказать, чем они берут зрителя. Например, как раз перед пандемией московские гастроли Дю Солей прогорели. Зрителей оказалось гораздо меньше, чем они рассчитывали. Правда, казанский зритель очень сильно отличается от московского и питерского. Это разные любимые номера, разница в менталитете людей, которая сказывается на их развлекательных предпочтениях.

А какая средняя заполняемость залов у вас? Она как-то изменилась после реконструкции здания несколько лет назад?

У нас есть госзадание, есть задачи и планы в финансовой сфере. В 2019 году мы их перевыполнили, и очень серьезно. Были хорошие прогнозы и на 2020 год, но пандемия внесла свои коррективы. 

Надеюсь, все принятые ограничительные меры принесут свои плоды. Да, мы платили зарплаты в полном объеме. Но пандемия была тяжелой не только с какой-то финансовой точки зрения, тяжело морально. Когда идет такой застой, все находится в ступоре, люди начинают просто выгорать. Артист без сцены сгорает как свечка. 

Существует ли в цирковой сфере свой профессиональный рейтинг? Какой в стране самый «крутой» цирк на сегодняшний день?

Есть несколько очень достойных цирков в России. В каждом из них работают высочайшие профессионалы своего дела, к которым мы относимся с огромным уважением. Например, это братья Запашные, работающие в Большом государственном Московском цирке на проспекте Вернадского. Также упомяну таких деятелей, как Анатолий Сокол, Гия Эрадзе, и ряд других высококлассных цирковых актеров.  

Что касается рейтингов, то наше новогоднее шоу многие поставили на второе место после Москвы. То есть мы находимся в первой тройке среди цирков страны по итогам новогодних постановок. 

Продолжаются ли занятия в цирковой школе, как она работает в новых реалиях?

В 2020 году мы были вынуждены на некоторое время прекратить репетиции в цирковой школе, потом там стартовали каникулы. Но, согласно всем нормативам Роспотребнадзора, мы смогли провести вступительные экзамены и произвести набор. 

Сейчас на площадке цирковой школы обучаются порядка 150 человек. Обычно до конца доходят немногие, зато они приходят в профессию со всеми нужными навыками. Эти навыки формируют характер, дисциплину и другие качества, которые помогают в целом по жизни. 

Цирку уже несколько сотен лет, и кажется, что все самое интересное уже придумали до нас. Как сейчас придумывают номера, программы, чтобы поддерживать постоянный интерес зрителя?

На самом деле цирку уже несколько тысяч лет. Первый из них появился около 6 тысяч лет назад.   

Сегодня в цирке есть специальные режиссеры-постановщики, в том числе в нашей цирковой школе, которые помогают ставить эти номера. Рисуется «скелет», на который накладывается цирковой номер и формируется выступление. 

Бывает ли в цирке воровство номеров?

Не буду лукавить, почти в любой творческой среде, связанной с театрально-зрелищными учреждениями, постоянно все что-то друг у друга подглядывают. Сейчас ведь возможностей для этого гораздо больше. 

Как у вас создавалась новогодняя программа, кто был за нее ответственным?

Мы ограничены периодами для той или иной постановки, и новогодний формат наших выступлений сформировал я, анализируя потребности зрителей. Получилась достаточно гармоничная программа, где представлены воздушные номера и номера на манеже, джигитовка. Благодаря тому что театрализованная линия немного хромает, можно усилить его величество трюк. Одно с другим постоянно борется, но мы выбираем приоритет в сторону трюка. 

Насколько сейчас сильны в Казанском цирке семейные династии артистов?     

Цирк в России — это династийное предприятие. Дети цирковых артистов зачастую выбирают судьбу своих родителей, потому что с самого детства они попадают в условия «опилок», то есть постоянных переездов. Может, дети цирковых и знают другую жизнь, но она может показаться им скучной. 

Как вы впервые оказались в цирке?

Впервые я там оказался в качестве практиканта и почувствовал цирк с точки зрения машиниста сцены. Затем я занимался формированием дизайнерского контента в нашем цирке, работал в качестве главного администратора почти 10 лет. Затем у меня была командировка длиною в год в Рязанский цирк в качестве заместителя по строительству, и после двух конкурсов я заступил на должность директора Казанского цирка. К тому же первое мое высшее образование — ветеринарное, второе — экономическое, третье — режиссуры. 

Что вы можете пожелать нашим зрителям? 

На территории Казани есть место, в котором вы всегда сможете получить хорошее настроение и увидеть удивительные вещи. Со своей стороны мы обещаем организовать все возможное для того, чтобы безопасность зрителей была организована на высоком уровне. Мы приносим свои извинения, форс-мажоры случаются везде. 

Спасибо вам за интервью!