Пешком по рельсам: в Челнах между автогигантом и городскими властями проехал «трамвай раздора»

На днях в Набережных Челнах «трамвайный» конфликт между ПАО «КАМАЗ» и ООО «Электротранспорт» перешел в новую фазу. Жертвами очередного обострения «рельсовой войны» стали рядовые работники автогиганта, которые брали маршрутки штурмом, добирались на завод в переполненных автобусах, но все равно опаздывали к началу смены. В ситуации разбиралось ИА «Татар-информ».

«Опоздала на работу – топала пешком 40 минут…»

Формальным поводом для очередного трамвайного коллапса стали действия не ООО «Электротранспорт», а поставщика электроэнергии. ООО «Татэнергосбыт» из-за долгов трамвайного управления обесточило подстанции, обеспечивающие электричеством «камазовские» направления. В результате две с половиной тысячи людей, выйдя после смены с работы, так и не дождались вагонов на своих остановках.

Как рассказал ИА «Татар-информ» руководитель Департамента информационной политики автогиганта Олег Афанасьев, 28 августа Набережночелнинское подразделение «Татэнергосбыт» отключило подстанции, которые питают трамвайные линии в промышленной зоне, где кроме прочих предприятий располагаются заводы «КАМАЗа». Рабочие лишились возможности нормально уехать с работы, а те, кто выходил в ночную смену, не смогли вовремя добраться до предприятий.

На следующий день ПАО «КАМАЗ» организовало перевозку своих работников на автобусах партнерских компаний и попросило увеличить количество рейсов владельцев маршруток.

Однако, по словам представителя автогиганта, полностью решить транспортный вопрос таким образом не получилось, поскольку для перевозки понадобилось бы 150 автобусов. А где взять такое количество транспорта в экстренном порядке? В результате утром значительная часть камазовцев опоздали на работу.

Моментально в социальных сетях появились посты с возмущениями работников КАМАЗа.

«Сегодня опоздала на работу на завод, топала пешком 40 минут. Спасибо некоему Шамсудинову, господину трамваев всея Челнов, который должен немерено „бабок“ энергетикам. Решил проблемы очень просто — отменил все рейсы на заводы. Вот не хочет он тратить деньги на доставку меня и тысяч камазовцев на работу. Вопрос к руководству города: почему сложилось такое наплевательское отношение к работникам нашей компании. Мы также платим налоги, оплачиваем проезд, как и остальные жители Челнов, но постоянно страдаем от перебоев общественного транспорта. Ладно хоть начальство в положение вошло — не „наехало“ за опоздание. Нас сегодня много „ножками“ добиралось на работу», – написала одна из работниц завода.

«На данный момент взаимоотношения между ООО „Электротранспорт“ и ООО „Татэнергосбыт“ урегулированы. Трамваи к вечеру обещают запустить», — сообщил в среду, 29 августа, Афанасьев.

«Челнинцы платят за свой проезд, никто их не дотирует»

Однако поскольку долг трамвайного управления перед энергетиками до сих пор не погашен, есть вероятность того, что ситуация может повториться.

Как удалось узнать агентству, долг, который образовался у трамвайного управления перед энергетиками, составляет свыше 11 млн рублей. Транспортная компания была заблаговременно предупреждена о возможных отключениях. Однако средства для погашения долга так и не нашлись.

По одной из версий, которую озвучили источники ИА «Татар-информ», трамвайщики объяснили отсутствие средств на погашение долга невыплатами со стороны ПАО «КАМАЗ» за перевозку его работников.

«Три года назад ПАО „КАМАЗ“ передало в муниципальную собственность челнинский трамвай со всем его рельсовым хозяйством. Тогда же была достигнута договоренность, что первое время „КАМАЗ“ будет дотировать трамвай, перечисляя по 30 млн рублей ежегодно. Выплаты должны были производиться, пока предприятие не встанет на ноги и не достигнет безубыточности. Три года мы выполняли свои обещания. В прошлом году заплатили 26 млн рублей. А в этом году после проверки Контрольно-счетной палаты исполкома города данные перечисления были признаны незаконными. Что вполне логично: челнинцы платят за свой проезд, и никто не заставляет работодателей доплачивать за них лишь на том основании, что люди на трамвае добираются до места работы», — разъяснил ситуацию Афанасьев.

Напомним, что это не первый конфликт автогиганта с ООО «Электротранспорт». Транспортная война длится уже несколько лет.

Так, весной прошлого года МУП «Электротранспорт» отменило ночные выезды в промзону, чем вызвало возмущение камазовцев. Конфликт решался путем создания рабочей группы в исполкоме. Ночные перевозки восстановили.

Но вскоре возник спор по поводу дополнительных выплат, которые ранее делал «КАМАЗ» за перевозку своих работников. В октябре прошлого года перевозчик вновь заговорил об уменьшении рейсов в промзону из-за их убыточности, что привело к массовым опозданиям рабочих на заводы.

ПАО «КАМАЗ» заявило, что будет менять транспортного партнера. И тогда конфликт погас, не успев сильно разгореться. Поскольку ООО «Электротранспорт» обещало увеличить количество единиц техники на камазовских направлениях.

«Занижение сборов по выручке – это своего рода хищение»

Этот год ознаменовался новым витком разбирательств. Они коснулись лизинговых платежей ООО «Электротранспорт». Город в спешном порядке покрыл счета в размере 435 млн рублей за лизинговые автобусы, чтобы не доводить дело до суда. Но сейчас над ООО «Электротранспорт» повис уже следующий, не менее весомый лизинговый платеж.

Между тем весной 2018 года депутат от КПРФ Владимир Васев выступил с разоблачительной речью на сессии городского Совета. Поводом для этого стал отчет Контрольно-счетной палаты Челнов. Народный избранник обратил внимание на результаты выездной проверки сотрудников КСП по обилечиванию пассажиров в автобусах МУП «Электротранспорт».

У ООО «Электротранспорт» есть серьезные проблемы с выручкой. Между тем в день проверки объем выручки был превышен аж на 86 процентов.

Из этого коммунист сделал вывод: «Ежедневный заниженный сбор по обилечиванию пассажиров можно рассматривать как своего рода хищение».

Депутат также обратил внимание на то, что значительная часть из 190 автобусов, полученных по лизинговой программе, уже вышла из строя и не подлежит эксплуатации.

Тогда глава МУП «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов в противовес сказанному депутатом заявил корреспонденту ИА «Татар-информ», что автобусов, которым требуется тяжелый ремонт, у предприятия не так уж много — буквально 3 – 4 единицы, а проблему с обилечиванием пассажиров надо решать поэтапным внедрением безналичного расчета.

Верните трамвай КАМАЗу!

Однако, по мнению представителей ПАО «КАМАЗ», реформаторские шаги руководства МУП «Электротранспорт» результатов пока не дают. Недавно прозвучало даже сенсационное заявление о том, что руководство автогиганта готово забрать себе обратно трамвайное хозяйство, поскольку не видит существенных улучшений в работе челнинского трамвая.

В беседе с ИА «Татар-информ» руководитель Департамента по информационной политике ПАО «КАМАЗ» подчеркнул, что это лишь один из вариантов, предложенных автогигантом для улучшения ситуации, но не основной. Исполком города вообще заявил, что такого рода предложений от «КАМАЗа» не поступало.

Но кадровые изменения, которые недавно произошли в ООО «Электротранспорт», свидетельствуют о том, что челнинские власти пытаются как-то гасить постоянно обостряющийся конфликт.

Так, было заявлено, что в автобусное подразделение МУП «Электротранспорт» назначен новый руководитель. Им стал Александр Гурьянов. Ранее автобусное предприятие возглавлял гендиректор МУП «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов, который одновременно занимался организацией и трамвайных, и автобусных перевозок.

«Рашид Шамсутдинов возглавлял оба направления в сфере организации общественного транспорта в переходный период. Теперь, когда этапы структурных и других преобразований пройдены, автобусное предприятие возглавил другой опытный транспортник», — разъяснили в исполкоме.

«Трамвай – социальный проект, убытки никуда не денутся»

Но, как видим, несмотря на окончание переходного периода, проблемы с обеспечением камазовских направлений трамваями остались. Мы связались с гендиректором ООО «Электротранспорт» Рашидом Шамсудиновым, чтобы узнать его точку зрения на сложившуюся ситуацию.

«Ситуация с обесточиванием камазовских направлений сложилась в результате высоких затрат, связанных с ростом стоимости электроэнергии, запасных частей, комплектующих, — заявил Шамсудинов. — На протяжении всего времени существования трамвайного управления перевозки в промышленную зону были убыточными. Поэтому КАМАЗ дотировал их, так как наше предприятие формировало расписание с учетом особенностей режима работы заводов. И это, естественно, приводило к дополнительным убыткам. Учитывая то, что в 2018 году КАМАЗ отказался от продления договорных отношений, мы разработали расписание в соответствии с пассажиропотоком. Расписание минимизировало убытки предприятия, но оно не учитывало режим работы подразделений КАМАЗа. Опять появились жалобы. Руководство автогиганта вышло с ходатайством о формировании нового расписания — с учетом режима работы заводов. Мы пошли навстречу, разработали расписание, удовлетворяющее потребности КАМАЗа, но оно привело к дополнительным убыткам, так как пришлось увеличить число подвижного состава».

По словам Шамсудинова, из-за этого в первом полугодии у предприятия возникли убытки в размере 15 млн рублей. КАМАЗ обещал найти возможность их компенсации. Однако вопрос до сих пор остается открытым. И погасить имеющуюся задолженность ООО «Электротранспорт» перед АО «Татэнерго» не представляется возможным, уверяет главный трамвайщик Челнов.

Мы также попросили Рашида Шамсудинова прокомментировать возможность возвращения челнинского трамвая обратно КАМАЗу.

«Это несерьезно — то заберите трамвай себе, то верните его нам... Так вопросы не решаются. Мы тут не в песочнице сидим и не в бирюльки играем. К тому же такие манипуляции противоречат существующему законодательству и не дают ответа на основной вопрос: что будем делать с дополнительными убытками? Ведь они никуда не денутся. КАМАЗу в любом случае придется вкладываться и покрывать их. Являясь членом правления Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта, могу сказать, что мне неизвестно ни одно трамвайное предприятие, которое покрывало бы все расходы самостоятельно. Трамвай везде несет социальную нагрузку, поэтому тариф на перевозки всегда устанавливается ниже себестоимости. Все трамвайные предприятия дотируются или имеют прямые договора. Пример тому Нижнекамск, где дополнительные убытки погашает ПАО ”Нижнекамскшина”», — сообщил Шамсудинов.

Но, судя по накалу бушующих страстей, стороны пока не слышат аргументов друг друга. Во всяком случае, Олег Афанасьев заявил ИА «Татар-информ» о том, что после последнего инцидента с обесточиванием трамвайных линий «камазовского» направления руководством автогиганта рассматривается возможность подачи жалобы на ООО «Электротранспорт» в прокуратуру.