В Челнах администрация местного дельфинария просит бизнес помочь животным выжить в условиях запрета на массовые мероприятия. Из-за COVID-19 здесь отменили все шоу, и теперь запасы еды для дельфинов стремительно тают, долги по «коммуналке» и реагентам грозят оставить млекопитающих и других водоплавающих без привычной среды обитания, морской воды. Об этом рассказал агентству директор заведения Марсель Зарипов.
«Двери дельфинария закрыты для посетителей с 23 марта, когда были введены ограничения для противодействия распространению короновируса. С этого момента мы не дали ни одного представления. Не получили ни рубля выручки. Хотя и до этого посещаемость только падала. Как только начал распространяться страх перед коронавирусом, люди „самоограничили“ себя в развлечениях. Мы схватились за голову еще в феврале, когда вместо хотя бы привычных для этого тяжелого месяца 800 тысяч рублей получили 200 тысяч. Но сейчас у нас и этого мизера нет».Марсель Зарипов
Челнинский дельфинарий открылся в 2006 году и остается единственным стационарным заведением такого рода в Поволжье. За годы своего существования филиал Анапского дельфинария стал популярен среди туристов, которые приезжают сюда не только из Татарстана, но и из Пермского края, Удмуртии и других субъектов РФ.
«Мы постоянно работаем над обновлением программ и номеров. Мы устраиваем яркие шоу. Последние представления „Легенды южных морей“ и „База морских супергероев“ шли на ура. У нас во время некоторых представлений играет скрипач. Получается завораживающее зрелище, сочетающее музыку, блики воды и дельфинов. В планах у нас показать постановки „Алые паруса“ и „Затерянный мир“ о подводных обитателях. Кроме этого, в дельфинарии проводят дни рождения, делают предложения руки и сердца, приезжают свадьбы, готовят сюрпризы с катанием на лодочке и многое другое. Мы стараемся поддерживать интерес зрителей, они нас любят», — подчеркнул Зарипов.
Отдельная тема — дельфинотерапия. Она занимает важное место в деятельности учреждения.
«Мы работаем с Центром лечебной педагогики „Чудо-дети“, который выиграл грант на организацию в нашем городе дельфинотерапии. Перед занятиями дети проходят диагностику, и им определяются показания, в воде их сопровождает специалист. Считается, что дельфины являются источниками естественной ультразвуковой терапии, а также помогают особенным детям выйти из самоизоляции».Директор дельфинария
Чтобы в местном дельфинарии можно было проводить терапевтические занятия, здесь провели реконструкцию: дно бассейна сделали двойным, чтобы сопровождающие могли стоять на нем, когда поддерживают больного ребенка. Переоснащение чаши проходило при участии уникальных специалистов, стройматериалы выписывали из Европы. Кроме того, для особенных детей приобрели гидрокостюмы, которые в меньшей степени обладают водоотталкивающими свойствами и не так плотно соприкасаются с кожей. Занятия с ребятами проводят не только сотрудники дельфинария, но и нейропсихолог. Отзывы о занятиях поступают самые восторженные, дети ждут их с нетерпением, уверяет представитель дельфинария. Но из-за введенных ограничений они тоже пока не проводятся.
«Снижение же посещаемости связано не с тем, что люди „наелись“ нашими представлениями, а с конкретными экономическими и эпидемиологическими обстоятельствами», — подчеркнул Марсель Маратович.
Как пояснил Марсель Зарипов, у дельфинария есть расходы, которые из-за запрета на выступления никуда не делись.
«В первую очередь это питание животных, которым мы даем свежемороженую рыбу определенных сортов, котикам еще нужны креветки. В день требуется 50-60 килограммов рыбы. Всего на содержание животных в день уходит до 17 тысяч рублей».Марсель Зарипов
Представитель дельфинария уточнил, что к поставщикам рыбы они предъявляют жесткие требования.
«Перед употреблением рыба не проходит термическую обработку. Она идет в пищу в сыром виде. Поэтому отклонений от норм не должно быть вообще: по срокам хранения, целостности упаковки и другим параметрам. „Держать марку“ могут далеко не все поставщики, поэтому мы дорожим теми, с кем работаем», — подчеркнул собеседник.
Еще одним важным моментом является расход соли. Один раз в десять дней в бассейн закладывается 10 тонн соли, чтобы не допустить опреснения воды.
«Пока наши поставщики еды и реагентов нам идут навстречу — готовы предоставлять продукцию в долг. Но насколько хватит их запаса прочности? Ведь когда закончится карантин, никто предсказать не берется», — отметил Марсель Маратович.
Кроме того, дельфинарию нельзя накапливать долги по электричеству, а это 350 тысяч рублей в месяц. По словам Зарипова, электроэнергия нужна не только для того, чтобы освещать помещение, но и для содержания бассейна в рабочем состоянии.
«У нас есть специальное устройство, с помощью которого мы обеззараживаем воду. Если нам отключат электричество за неуплату, то вода придет в негодность, а это дополнительные расходы. По „коммуналке“ тоже расходы немалые — до 150 тысяч рублей в месяц», — пояснил руководитель.
Дельфинарий ищет способы выхода из кризиса, в том числе предлагает и такую форму взаимодействия, как предоплата.
«У нас есть предприятия, которые делают коллективные заказы по льготной цене. А льгота очень хорошая. Получается, один билет им выходит в 150 рублей. Мы готовы продолжать работать по гибкой схеме, но хотелось бы, чтобы и предприятия помогли нам в трудную минуту, осуществив предоплату. Благодаря этой финансовой подушке мы бы еще продержались какое-то время Мы разослали письма своим коллективным заказчикам. Очень надеемся, что они пойдут нам навстречу», — говорит директор.
Несмотря на трудности, животные должны содержаться в достойных условиях. Дельфины не виноваты в разбушевавшейся пандемии. Они не могут понять, что жизнь меняется и им нужно «немножко потерпеть», считают в заведении.
«В Челнах сейчас обитают шесть дельфинов семейства „афалина“ (разновидность, помещенная в Красную книгу. — Ред.) и четыре морских котика: Инга, Зоя, Рэм, Ирбис, малыши Норд и Нюша, а также морские котики Элио и Элина, Ванесса. Каждый из артистов — это уникальная личность со своим характером и взглядами на жизнь», — рассказали в учреждении.
За годы работы дельфинария здесь родились три дельфиненка. Рождение дельфинов в искусственно созданных заведениях — большая редкость: за все время существования дельфинариев в России — с 60-х годов прошлого века — зафиксировано всего несколько подобных случаев. Рождение дельфинят в Челнах говорит об исключительно благоприятных условиях содержания животных здесь, подчеркивают специалисты.
Одним из новорожденных стал мальчик по имени Ирбис, он до сих пор выступает в местной труппе.
«Ирбис до последнего времени оставался единственным любимцем местного семейства китообразных, так как большая часть челнинских дельфинов — девочки. Поэтому „пацан“ Ирбис жил как в малине, пока к нам не приехал Рэм. Теперь обожания со стороны слабого пола стало поменьше», — улыбается Марсель Маратович.
Зарипов считает, что в сложившейся ситуации животным могли бы помочь предприятия и отдельные граждане — взять кого-то из подопечных под опеку. По словам представителя дельфинария, это не новшество. Опека над животными практикуется во всех зоопарках с мировыми именами. Это такая же благотворительность, но с элементами пиара.
«Есть возможность взять шефство над любым из дельфинов и котиков. Предлагаю обратить внимание на симпатягу Ирбиса — челнинца по месту рождения и менталитету».Директор дельфинария
Зарипов рассказал и о том, как в дельфинарии следят за здоровьем своих подопечных. Это и обязательные ежедневные осмотры, и забор крови раз в месяц, и другие обследования.
«Дельфины болеют так же, как и люди. У них бывает онкология, инсульт и сердечные патологии. Вирусным инфекциям тоже подвержены. Но напрямую от человека подхватить вирус они не могут. Так же как и человек от них. Поэтому бояться контакта с животными не надо», — утверждает специалист.
Нет комментариев-