Толпа заражает и затягивает: казанский психолог о том, как подростков вовлекают в акции протеста

Многие ли из тех, кто в минувшую субботу был в центре Казани, понимали, зачем туда пришли? Как подростков увлекают и подталкивают на сомнительные поступки? Как вырастить человека здоровым не только физически, но и психологически, «Татар-информу» рассказала эксперт по деструктивным организациям, психолог Ирэн Боброва.

Есть отработанные психологические приемы для воздействия на толпу. Они одинаковы для взрослых людей и детей?

Естественно. Если мы обратимся к психологии масс, то поймем, что в таких случаях всегда есть два раздражителя — внешний и внутренний. Как правило, внутри толпы всегда есть тот, кто стоит и кричит: «Пошли!» На тех роликах, которые активно распространяли в соцсетях, работает именно такая тактика — кто-то также призывает идти туда, молодежь идет.

Как вы считаете, использовались ли такие приемы во время событий, которые прошли в выходные в центре города в рамках федеральной акции протеста?

Когда молодые люди шли с толпой, сработало так называемое заражение в толпе — все пошли, и я пошел. На самом деле у многих из них не было истинных убеждений, такие поведенческие признаки характерны для молодежи.

Я интересовалась у коллег, что происходило перед этой акцией. Оказалось, многие подростки выкладывали в соцсети видеоролики, на которых зазывали выйти на улицы. Но на самом деле дети и молодежь, которые вышли на улицы, пришли не с какой-то целью, а чтобы словить «хайп».

Молодежь в первую очередь вышла туда поглазеть и пофотографироваться — это некая реклама себя на фоне происходящих событий. У них не было истинных идей, политической подоплеки. Когда они кричат, многие даже не понимают посыла этих криков. Если попытаться расспросить их о происходящих событиях подробнее, скорее всего они не смогут ответить на этот вопрос. 

Почему для подростков важно выделяться на фоне других? 

Это желание показаться особенным среди сверстников, оно свойственно подросткам и молодым людям. Раньше, например, были какие-то соревнования, где они могли показать свою исключительность. За счет этого они реализовывают свою индивидуальность — молодым людям хочется быть быстрее всех, лучше всех, красивее всех. Все это напрямую связано с эмоционально-волевой сферой, которая как раз формируется в подростковом возрасте. 

Конечно, девочки хотят обратить внимание своей красотой, мальчики своей мужественностью. Как вариант многие из них хотят показать это хотя бы на фотографии, на фоне которой есть такие люди — полицейские. Каски, форма — все это напрямую указывают на силу. 

Подросткам и молодым людям внушить какую-то мысль легче, чем взрослым?

Это зависит от критического мышления. У взрослого человека сформированы моральные и нравственные качества, он более устойчив. У подростков этому только предстоит сформироваться — на фоне этого у них идут сомнения и противоречия. Соответственно, такую психику куда легче расшатать. 

Есть ли дети, которые уязвимы больше, которым легче внушить сомнительные идеи? 

Среди уязвимых детей так называемая социально незащищенная категория — это неполные семьи, неблагополучные родители или те, кто испытывает финансовые трудности. В этом случае у ребенка возникают внутренние переживания и тревога. К тому же он ищет ответы на свои вопросы, пытается самостоятельно справиться с жизненными неудачами. Человек уходит из семьи в том случае, если недополучает любви, внимания и ласки.

В этот момент они легко могут попасть под влияние сильной личности, которые может навязать им деструктивные установки. Они начинают делить мир на правильный и неправильный, свой и чужой. Сюда же входит деление общества по тем или иным признакам или деление мыслей на правильные и неправильные. Подростков легко могут вовлечь в любую асоциальную группу, где действуют именно такие деструктивные установки.

Можно ли сравнить механизм зазывов на протестные акции с тем, как детей привлекают в деструктивные группы?

В деструктивных группах сначала указывают подросткам на деление на правильных и неправильных, затем всячески пытаются убедить его, что они правильные. Затем они внушают мысли, что мир — это катастрофа и только он может его спасти. То есть усиливается та самая исключительность.

Но затем у человека культивируется чувство страха и вины. Человек не получает того, что он хотел, а ему внушают, что он виноват в этом сам, так как недостаточно старался и недостаточно верил в свою идею. Чтобы доказать обратное, подростку внушают, что он должен стараться еще больше. У него как будто спрашивают: «А что ты сделал для того, чтобы стать великим?» Внутренний конфликт у человека становится еще сильнее — естественно, это разрушает человека, тем более подростка. 

Как родители могут огородить своего ребенка от такого влияния?

Необходимо вкладывать в ребенка нужные моральные ценности. Молодежь — это наше будущее, ее надо настраивать на созидание. Это в первую очередь формируется в семье и образовательном учреждении. Чтобы их убеждения были более устойчивы, в школах на эту тему проводят классные часы, тренинги для подростков. 

Что касается семьи, то здесь нужно банально больше разговаривать со своими детьми. В подростковом возрасте дети как никогда нуждаются в повышенном внимании и понимании. Как со стороны детей, так и родителей важно уметь слушать и слышать, это и есть залог доверительных отношений. 

Нравственные установки закладываются в семье, родители должны давать это сами, в том числе и разговаривать на политические темы. Многие родители это упускают, ссылаясь на то, что это должны давать в школе. Но важно понимать, что школа и семья должны работать в связке.