Штрафы и осмотр автобусов при инспекторе ГИБДД: какие изменения ждут водителей при прохождении ТО

Кто из водителей может продлить действие техосмотра из-за пандемии? Когда начнут штрафовать за отсутствие диагностической карты? Сколько автолюбителей в Татарстане прошли техосмотр по новым правилам? Обо всем этом — в репортаже ИА «Татар-информ».

Какие изменения ждут автолюбителей?

С 1 марта по всей России начали действовать новые правила прохождения техосмотра транспортных средств.

«Ни для кого не секрет, что несколько лет назад у нас была принята либеральная реформа, касающаяся прохождения техосмотра. Она привела к тому, что теперь диагностическую карту могут принести даже на дом», — рассказал замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров.

По новым правилам, техосмотр проходить придется — авто сфотографируют до начала прохождения ТО и после него. На снимках должны быть видны передняя часть машины и госномера. Без этого начать и завершить техосмотр будет невозможно.

Кроме того, на обоих снимках будут указаны координаты места и время — они подтвердят, что техосмотр был пройден в одном месте и за определенное время. Например, на осмотр легковушки должно отводиться не меньше получаса.

Сама диагностическая карта станет электронной и будет оформляться в Единой автоматизированной системе технического осмотра (ЕАИСТО), специально разработанной МВД. Войти в систему оператор сможет только с помощью электронной подписи. По просьбе водителей карту могут распечатать на бумаге.

«Сейчас на территории Татарстана работают 57 операторов и 104 пункта, которые могут выполнить всю эту работу. Вся информация об этом размещена на сайте Союза автостраховщиков, то есть все в открытом доступе», — добавил Егоров.

Легковушки, грузовые авто массой до 3,5 тонны и мотоциклы, возраст которых не достиг четырех лет, освобождены от техосмотра полностью. Однако те же транспортные средства сроком от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в два года. Старше десяти — раз в год.

Иной порядок прохождения техосмотра у такси, автобусов и грузовиков массой свыше 3,5 тонны. Владельцы транспортных средств возрастом до пяти лет должны проходить техосмотр ежегодно, после — дважды в год. 

«Мы сохранили право водителей проходить техосмотр ранее установленных сроков. Если владелец считает, что нужно сделать это раньше, вопросов с этим возникнуть не должно», — добавил замминистра. 

Свои коррективы в реформу внесла пандемия. Водители, чьи техосмотры истекали с 1 февраля по 30 сентября, могут продлить срок действия техосмотра еще на полгода. Однако владельцы авто, у которых техосмотр истекал до 1 февраля, будут обязаны пройти его по новым правилам. Кроме того, обязательным осмотр авто станет для водителей, которые еще ни разу не получали диагностическую карту, и тех, кто вносил изменения в конструкцию авто.

«Информацию о наличии и сроках действия диагностической карты с 1 марта можно получить на сайте Госавтоинспекции. Все это в открытом доступе — каждый водитель может посмотреть, есть ли у него небольшая отсрочка», — объяснил Андрей Егоров.

Стоимость прохождения техосмотра, по словам представителя ведомства, останется прежней. Для легковушек цена будет варьироваться от 350 до 450 рублей, для грузовых авто до 5 тонн — от 400 до 500 рублей, более 5 тонн — от 450 до 650 рублей. При прохождении повторного техосмотра в течение 20 дней водителю придется заплатить ту же сумму еще раз. 

Автобусы будут осматривать только при сотрудниках ГИБДД

Отдельно спикеры остановились на вопросе о  техосмотре автобусов. По словам главного госавтоинспектора республики Ленара Габдурахманова, в прошлом году сотрудники ГИБДД остановили более 350 автобусов с неисправными рулем и тормозами, а с начала этого года — 23. 

«Автобус — это источник повышенной опасности. В них перевозят большое количество людей. Любое ДТП с участием автобуса, к сожалению, приводит к большим потерям», — уточнил Габдурахманов.

Главным нововведением для владельцев автобусов стало прохождение техосмотра только при участии сотрудника ГИБДД. Для этого в Татарстане работают 32 пункта в 24 районах республики. Заявку на осмотр владелец автобуса может подать в любой пункт, независимо от места регистрации транспорта.  

«Заявку можно оставить по телефону или электронной почте любому оператору. Абсолютно неважно, где вы проживаете, техосмотр вы можете пройти в любом субъекте. Я уже не говорю о том, что в границах республики можно оставить заявку в любом районе», — объяснил Габдурахманов.

После получения заявки оператор в течение дня составляет график осмотра автобусов. Решение о включении заявки владелец должен будет получить за день. 

Что ждет операторов, проводящих техосмотр? 

Нововведения коснутся не только владельцев авто, но и самих операторов, проводящих их проверку. Теперь сотрудники ГИБДД будут контролировать и их работу — к примеру, будут выяснять, сколько автобусов они осмотрели за день.

«Пропускная способность пункта может быть не более 5 процентов. На осмотр автобуса уходит примерно 72 минуты. При восьмичасовом дне операторы могут провести только семь автобусов. Но если в базе отразится, что за день они осмотрели 17 автобусов, то мы поймем, что операторы, мягко говоря, лукавят», — уточнил главный госавтоинспектор. 

Если за оператором зафиксируют пять нарушений, его будет ждать внеплановая проверка. Кроме того, недобросовестным техэкспертам будет грозить штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а их руководству — от 200 до 300 тысяч рублей.

«В прошлом году мы приостановили работу 25 операторов, 21 из которых были в других субъектах России. За выдачу диагностических карт без реального осмотра транспорта к ответственности было привлечено 13 операторов», — подвел итог по этому блоку главный госавтоинспектор. 

Водителей будут штрафовать за отсутствие техосмотра 

Еще одно важное нововведение, которое ожидает водителей только в 2022 году, — это штрафы за отсутствие техосмотра. Сейчас за это штрафуют только водителей такси, автобусов и машин, предназначенных для перевозки опасных грузов. К ответственности привлекают и человека, который выпустил авто на линию. 

«Наложение такого штрафа с 1 марта следующего года будет возможно на водителя любого транспортного средства, сам штраф составит 2 тысячи рублей», — объяснил Габдурахманов.

За четыре дня по новым правилам прошли техосмотр уже более 600 татарстанцев. По словам главы ГИБДД по РТ, трудностей с новым порядком получения диагностических карт не возникает. 

«С каждым днем количество прошедших техосмотр по-новому растет. Если сначала это было 15 транспортных средств, то 4 марта — уже 291. Мы мониторим каждый день», — добавил главный госавтоинспектор. 

В заключение Габдурахманов призвал водителей не тянуть с прохождением техосмотра — по его словам, отсрочки из-за пандемии могут привести к коллапсу в октябре. 

«Мы настоятельно просим проходить водителей техосмотр планово, чтобы никаких проблем в будущем не возникало», — сообщил глава Госавтоинспекции.