Мороженое со вкусом скандала: на смену «Обамке» пришли «Хохол» и «Бедный еврей»

В Набережных Челнах сегодня бурно обсуждают креативный подход производителя мороженого при подборе названия для новой продукции. На прилавках фирменных киосков «Славица» появилось лакомство «Бедный еврей».

«Где вы видели бедного еврея?»

Немногие любители сладкого успели попробовать на вкус эпатажный продукт. Но его название и оформление упаковки уже вызвали волну возмущения среди представителей еврейского сообщества. Причем эмоционально отреагировали не только местные жители, но и их сородичи в Москве.

Весьма жестко выразился по данному факту председатель еврейской общины Набережных Челнов, генеральный директор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг.

«Я сам продукцию „Славицы“ еще не видел, — сказал Штейнберг нашему изданию. — Но мне уже позвонили мои знакомые из Москвы. Они глубоко возмущены появлением товара с таким названием. Я тоже, мягко говоря, шокирован. Во-первых, где они видели бедного еврея? Во-вторых, кто им позволил задевать национальные чувства? У нас только в Челнах проживает более пятисот еврейских семей. Маркетинг маркетингом, но надо же иметь и уважение к окружающим. У нас многонациональный город. Все живем дружно. Никто никогда не позволял себе задевать национальные струны рядом живущих людей. А тут явились неизвестно откуда пришлые и будоражат общественность эпатажными выходками!»

По словам Штейнберга, он в ближайшее время намерен связаться с руководством «Славицы» и выставить ему несколько требований.

«В частности, буду настаивать на прекращении производства мороженого с неэтичным названием. Если руководство не пойдет на встречу, будем судиться!» — сказал представитель общины.

Как «Славица» завоевывала Челны

ИА «Татар-информ» попыталось связаться с производителем мороженого. Но в компании сообщили, что никаких комментариев по этому поводу не дают.

Известно, что фабрика мороженого «Славица» была основана в 1997 году в Красноярске. В ее ассортименте свыше десятка брендов и 70 наименований. В Челны красноярская «дочка» пришла в 2015 году. На удивление местных предпринимателей, компании удалось быстро найти общий язык с челнинской властью. И вскоре на улицах города появилась целая сеть киосков «Славицы». По данным из открытых источников, «Славица» разместила в городе сразу 44 торговые точки.

Правда, позже УФАС России обнаружило нарушение у «Славицы». По сведениям федеральной службы, земля под торговые точки была предоставлена в обход установленному законом порядку — не через аукцион. В частности, УФАС настаивало на сносе 25 киосков. Позже администрация города реализовала площадки через аукцион. Но не во всех случаях «Славице» удалось удержаться на своих местах.

«Обамка» – это американский «Чунга-Чанга»

В конце апреля 2016 года «Славица» вновь привлекла к себе внимание. На этот раз своей продукцией. На прилавках фирменных киосков «Славица» появилось мороженое «Обамка» в шоколадной глазури. На обертке мороженого был изображен темнокожий мальчик с сережкой в ухе и золотым браслетом на ноге.

Надо отметить, что тогда топ-менеджеры компании «Славицы» были более разговорчивыми и утверждали, что название лакомства не содержит политического подтекста.

По словам создателей продукта, идея дизайна упаковки появилась благодаря воспоминаниям о советском мультике «Чунга-Чанга». А так как мороженое имело темную начинку, авторы решили его назвать «Обамкой».

Кстати, из-за шумихи, которая почти сразу возникла вокруг лакомства, «Обамка» тут же стала дефицитом. Так, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев смог угоститься нашумевшим продуктом только в Тольятти, где проходила презентация татарстанских товаров. Поел запретный плод и мэр Тольятти Сергей Андреев. По их утверждению, никаких крамольных ассоциаций, кроме воспоминаний о детстве, мороженое у них не вызвало.

Между тем слава об «Обамке» докатилась и до США. Там проявление «российского юмора» не поняли и назвали его антиамериканизмом.

«Мы не видели данный продукт в продаже, но мы разочарованы антиамериканизмом, который продвигают СМИ и который стал в России очень распространенным, особенно когда принимает дискриминационный или расистский оттенок», — процитировали высокопоставленного американского чиновника газеты США.

В частности, New York Post разразился по этому поводу публикацией, в которой вспомнил все факты «плохого поведения России» на мировой арене: от аннексии Крыма до военной интервенции в Сирии. Журналисты британской газеты The Times проявили солидарность с американскими коллегами и также назвали челнинское мороженое расистским продуктом. Более того, производителя обвинили не только в расизме, но и в пропаганде гомосексуализма и ухудшении международных отношений.

Далее, по одним сведениям, фабрика «Славица» отказалась от выпуска мороженого с названием «Обамка». По другим сведениям, компания не только не отказалась от шоколадного бренда, но даже официально стала его правообладателем.

Нет лучшей рекламы, чем хороший скандал

После этого «Славица» запустила мороженое «Хохол» в желто-голубом цвете, которое очень скоро стало хитом продаж. Особенно по душе оно пришлось детям, потому что имело вкус банана и жвачки Bubble Gum.

Никаких особых претензий к названию этого мороженого у общественности на этот раз почему-то не возникло. Хотя, если верить словарям, слово «хохол» является уничижительным обращением к представителям украинской диаспоры.

И вот третий факт скандального маркетинга в исполнении «Славицы». На этот раз эпатажным продуктом заинтересовалась прокуратура.

Прокуратура Челнов начала проверку по факту выпуска компанией «Славица» мороженого «Бедный еврей». Об этом ИА «Татар-информ» сообщила заместитель прокурора города Эльвира Тимирова. По ее словам, сейчас по данному факту проводится проверка. Выясняется, насколько законно использование как самого названия, так и государственной атрибутики Израиля, с помощью которой оформлена упаковка мороженого.

Конечно, надзорный орган еще скажет свое веское слово. Но нас интересует в данном случае другое: почему компания с такой завидной регулярностью дает своим новинкам скандальные имена, вызывая тем самым волну возмущения у общественности?

Впрочем, ответ лежит на поверхности. Недаром же говорят, что нет лучшей рекламы, чем хороший скандал. Возможно, такой маркетинговый ход, как в случае с «Обамкой», несмотря на все минусы, принес компании неплохие дивиденды, и она решила повторить «на бис» свой успех?

Тогда в скором времени любителям сладкого маркетологи «Славицы» могут предложить мороженое с каким-то другим «нетолерантным» привкусом. Даже страшно подумать, что это может быть...