Лариса Юрьевна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, почему в последние годы изменилась структура подростковой преступности и молодые люди стали более жестокими.
Анализируя ситуацию, надо сказать, что резко ничего не изменилось. Сейчас преступность стабильно держится на уровне прошлого года, ситуация находится под контролем. Даже те резонансные преступления, которые порой совершаются подростками, совершались и двадцать лет назад. Говорить о какой-то жестокости, возникшей сейчас со стороны несовершеннолетних, это неправильно. Нас часто спрашивают люди: «А кто эти дети, которые совершают преступления? Они из неблагополучных или нормальных семей?» Мы проводили специальный анализ. Как правило — половина наполовину. Да, есть дети, которые проживают в сложных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это бывает из-за пьянства родителей, низкого материального достатка. Но есть дети и из среднестатистических семей, где оба родителя работают. Получается, что в обоих случаях детям не хватает внимания. В первом случае родители неблагополучные, а во втором родители отмахиваются от детей, объясняя это нехваткой времени. К сожалению, у многих родителей не получается уделить достаточно времени ребенку, и в этом кроется весь корень зла.
Каков социальный портрет молодого правонарушителя? Почему подростки идут на преступления?
В основном это школьники, подростки в возрасте от 16 до 18 лет либо учащиеся других образовательных организаций. В их числе есть 30 процентов молодых людей, которые не учатся и не работают. Если человек не занят, не учится и не работает, то от ничегонеделания он окажется вовлеченным в совершение преступления либо может стать жертвой преступления сам. Несовершеннолетние преступники появляются из-за того, что когда-то кто-то за ними недоглядел. Конечно, первую роль тут играет семья. Понятно, что все мы загружены. Когда дети находились на дистанционном обучении, мы видели, как страдали от этого родители. Взрослые не привыкли к тому, что дети все свое свободное время проводят дома, и страдали от невозможности существовать в одном пространстве с детьми. Мы видели эти ролики в социальных сетях, возможно, где-то смешные, но они отражают проблему — не все родители могут говорить со своими детьми. У нас ведь как бывает: ребенок что-то сделал — родитель поругал. В этом взрослый видит свой вклад в воспитание. Очень важно, чтобы родитель знал и понимал, с кем его ребенок общается, чем занимается, что делает в социальных сетях. Это тоже важная проблема, о которой мы говорим.
Сколько несовершеннолетних правонарушителей в республике?
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоит около 2,5 тыс. подростков. Они, как правило, совершили административные либо уголовные правонарушения. Возможно, они не достигли возраста уголовной ответственности. Наша основная задача заключается в том, чтобы сделать все возможное, чтобы не допустить правонарушений с их стороны в дальнейшем. В этом мы видим нашу основную задачу и предназначение.
Как часто подростки идут на повторные преступления?
Думаю, что процентов десять все-таки совершают повторные преступления и правонарушения. Это особая категория, на которую мы обращаем отдельное внимание, стараемся проводить весь спектр возможных профилактических мер. Мы активно работаем с комиссиями по делам несовершеннолетних, работниками систем образования и по делам молодежи. В республике налажена межведомственная работа и многое делается. Однако пока мы все еще недовольны своей работой. Сегодня мы провели круглый стол с представителями Минобрнауки РТ и Минмолодежи РТ. Мы пригласили представителей различных молодежных объединений, которых в республике много, это и совет детских организаций, и молодежное объединение «Форпост». Есть молодежь, которая живет интересно, и это нужно показать.
Почему дети интересуются воровской тематикой?
Воровскую тематику и воровскую жизнь сейчас пытаются культивировать… Вот в СМИ показали — стало интересно, дети посмотрели. Если интерес угас, значит, все нормально. Очень бы не хотелось, чтобы дети в эту тему погружались. Если реально говорить об этом, то ничего романтичного в воровской жизни нет. Это тюрьма и совсем другая жизнь, когда человек выпадает из насыщенной, интересной и многообразной жизни.
Вовлечением подростков в воровскую тематику занимается определенная взрослая категория людей из собственных меркантильных интересов. Такие люди хотят получить от детей деньги. Преследуя собственные интересы, они создают иллюзию романтики воровской жизни. Думаю, что большинство подростков это сразу понимает. У нас много позитивной молодежи, редко бывает, что кто-то сильно отбился от рук. В данном случае мы сами руки не складываем, пытаемся вытащить подростка из этой ситуации.
Какие преступления совершают подростки?
Экономические преступления, в основном кражи, на долю которых приходится почти 40-50 процентов. Я считаю, что это происходит из-за непонимания своего поступка. Подросток не всегда преследует такую мысль: «Вот пойду-ка я украду». Увидел что-то случайно — возможно, возник интерес. Поэтому мы перед своими сотрудниками ставим задачу разъяснять. Подростки такие, что сегодня услышали, а завтра забыли. Поэтому наши сотрудники выступают со всевозможными лекциями и беседами, чтобы донести, что все-таки это преступление. Если взял у кого-то тайком телефон — это не просто посмотрел, это кража. Также в числе преступлений грабежи, вымогательства, угоны автотранспорта. Подросток не понимает, какая разница между кражей и грабежом, хотя грабеж — это более тяжкое преступление. Поэтому все это нужно объяснять. Мы какие-то точки соприкосновения с образовательными организациями уже выработали. У нас есть муниципальные служащие по профилактике семейного неблагополучия, которые работают по инициативе министра. Они работают в школах и других образовательных организациях, у них есть возможность более тщательно разъяснить нашим детям, как надо и как не надо поступать. Такие специалисты рука об руку работают с инспекторами по делам несовершеннолетних. Мы ждем определенного положительного эффекта в этом плане.
Какое наказание за преступления предусмотрено для несовершеннолетних?
Подростки в силу своего жизненного опыта подчас не понимают, что совершают и какая ответственность за это будет. Конечно, в Уголовном кодексе все четко прописано: за совершение тяжких и особо тяжких преступлений дается до 10 лет лишения свободы для несовершеннолетних, за преступления средней тяжести — от 3 до 7 лет. Надо сказать, что суды, как правило, сразу не идут на лишение свободы. Наверное, с одной стороны, это правильно. Если посадить подростка в тюрьму, окунуть его сразу в воровскую жизнь, которой, он, возможно, испугается, то он будет подстраиваться под нее и уже не сможет вести себя иначе.
Иногда подростку дают условное наказание или наказание в виде штрафа, обязательных работ, чтобы он понимал, что это наказание за тот проступок, который совершил. Тут есть грань. Как правило, подростки думают, что штраф оплатили родители — и на этом всё, наказание исчерпано. Самое главное, не упустить этот момент. Таких подростков мы берем на профилактический учет, закрепляем общественных воспитателей, отлажена совместная работа с представителями республиканской комиссии по делам несовершеннолетних.
Когда подросток в группе своих сверстников ходит по улицам, ему легче совершить любой проступок. Может быть, он хочет себя каким-то образом показать перед своими сверстниками. И вот эта вся бравада, как только их доставляют в органы внутренних дел, слетает. Они становятся растерянными, появляются слезы. Самое главное — не дать подросткам возможность переступить эту черту.
Как социальные сети и интернет влияют на подростковую преступность?
Есть еще один целый блок сложностей, связанный с тем, что дети сейчас уходят в социальные сети. Там легче показать себя с плохой стороны, выплеснуть негативную энергию. Мы видим для себя задачу не упустить подростков в этом непонятном виртуальном мире. Как показывают наши оперативные сводки, уже есть такие примеры, когда дети подвергаются сексуальному насилию в социальных сетях. Поэтому мы пытаемся разъяснить детям про безопасный интернет. Определенные наработки в этом плане есть, мы идем по этому пути.
Какие особенности в поведении подростков должны насторожить родителей?
Во-первых, родитель должен видеть, как его ребенок выглядит. Это могут быть даже внешние признаки, возможно, какая-то атрибутика на теле. Возможно, это не тату, а просто рисунок ручкой каких-то символов. Подросток может рисовать у себя в тетрадях какие-то странные фигуры, систематически зачеркивать какие-либо предметы. Тогда уже можно предположить, что ребенка что-то беспокоит. И мы не должны его полностью отпускать: вот тебе компьютер, вот тебе телефон — и делай всё, что хочешь. У взрослых должно быть понимание того, какой фильм скачал их ребенок, в какие игры он играет. Можно просто подойти и посмотреть, поговорить. Нужно показать свой неподдельный интерес, но не с той позиции, что это плохо.
Во-вторых, ребенок также может стать замкнутым, раздражительным. В любом случае самое главное — не устраивать конфликт. Любой конфликт для подростка — это как ЧП. Если он не найдет из него выхода, то может принять импульсивное решение. Были такие случаи, когда подростка просто отругали за то, что он не хочет учить домашнее задание, он вышел в свою комнату и совершил суицид. Это произошло импульсивно, на эмоциях. Нельзя загонять подростка в тупик своими догмами, своими «нельзя». Только запреты — это не совсем правильный подход.
В-третьих, можно обратить внимание на успеваемость ребенка в школе. Возможно, она резко упала. Как в таком случае поступить? Родитель должен решить сам. Если не получается пообщаться, сблизиться, то стоит обратиться к психологу. У нас есть масса психологических служб, на уровне Правительства принято решение и создан такой центр, который под своей эгидой собрал все психологические службы республики. Он мониторит, оказывает помощь. Есть профессиональные люди, которые могут поговорить. Если есть необходимость и требуется медицинская помощь, стоит обратиться к врачам. В случае алкогольной, наркотической и психотропной зависимости необходимо подключать специалистов. Если дело касается криминала, ребенок приходит домой с синяками, его обижают — нужно обратиться в полицию.
Есть детский телефон доверия, куда можно обратиться анонимно, также есть школьные психологи. Подростку нельзя замыкаться в себе, он должен кому-то рассказать, что его тревожит. Как только начинают работать профессионалы, весь страх рассыпается. И таких случаев были тысячи, когда своевременное вмешательство специалистов и полиции позволяло полностью решить проблему. Ведь в группировках все строится на запугивании и психологической обработке. Как правило, в таких группах пытаются найти слабое место у подростка. Чаще всего это делается для того, чтобы ребенок приносил деньги. Ему там говорят: «Приноси нам по 20 рублей, а мы будем тебя защищать». Надо уметь в жизни противостоять каким-то событиям, иначе может просто ничего не сложиться.
Нет комментариев-