Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Ильфак Шигапов – трагическая судьба татарского дитя». В Казани вспоминали продюсера, журналиста и поэта

«Ильфак Шигапов – трагическая судьба татарского дитя». В Казани вспоминали продюсера, журналиста и поэта
5 апреля в концертном зале филармонии вспоминали татарского журналиста, писателя, продюсера, публициста, автора множества песен Ильфака Шигапова. В этот день он отметил бы 50-летний юбилей.

Концерт в память о Шигапове назвали «Узен ничек сон?» («А сам-то как?»). Эти слова при жизни любил говорить сам Ильфак Шигапов. А строки взяты из песни «Абзый», написанной молодым поэтом Ренатом Галиаскаровым. Песню исполнил певец Ильназ Гарипов – так же, как исполнял Ильфак Шигапов, – под мелодию гитары.  

«Нет ни одного татарина, не знавшего Ильфака Шигапова»

«Прочитав стихотворение, представил себе картину, как Ильфак абый писал музыку: всегда с кофе и гитарой. Он творил в особенном стиле, в стиле «Ильфак абый». За все время, пока мы работали вместе, он написал мне три песни, и все они мне очень дороги. Мы проработали вместе недолго, но он занимает большое место в моей душе. Ильфак абый был очень хорошим человеком. И вообще всюду было заметно, насколько его уважают – куда бы мы ни приехали с гастролями, в любой деревне, в любом районе Татарстана, нет ни одного татарского человека, кто не знал бы Ильфака Шигапова. Поэтому его творчество, его имя – вечны», – сказал Ильназ.

Корреспонденту «Татар-информа» певец рассказал и о том, что Шигапов был не только продюсером, но и верным, близким другом: «С ним можно было поговорить на любые темы. Он был неотрывен от народа, не только в творчестве, но и в жизни был среди народа, вместе с народом. Он мог поговорить и с серьезными людьми, и с обычной дояркой, и с таксистом на их языке, эта была личность, обладающая удивительными чертами». 

 «Зрители скучают по Ильфаку»

Ильфака Шигапова зрители запомнили открытым, искренним человеком.

«Он открыл павильон «Татарча» в торговом центре «Муравейник» в Казани. Там продавались товары исключительно на татарском языке. За книгами и журналами я всегда приходила туда. С Ильфаком мы там и познакомились, разговорились. Мы, люди старшего поколения, нуждаемся в теплом слове, общении. А он открыто, часами мог с нами говорить. Никого не считал чужим, всегда встречал тепло, как родного человека.

Просто уму непостижимо, думаю, думаю и поражаюсь. Это был очень крепкий, сильный человек. Кто бы мог подумать, что он уйдет из жизни таким молодым, – поделилась воспоминаниями зрительница из зала Савия Габдрахманова.

«Я всегда уважала его как личность – правдолюб, смело высказывающий свое мнение. В каждой написанной им песне есть глубокий смысл. Он был отважным. Поэтому после него остались его добрые дела, его доброе имя», – говорит другая поклонница творчества Шигапова Гульниса Галиева из Казани.

«Написал более 350 песен, выпустил более 20 альбомов»

В зале был аншлаг. Друзья, родные, односельчане, коллеги Ильфака. В душе каждого из них лишь теплые воспоминания…

На концерте выступили Марсель Вагизов, Рустам Сарваров, Алмаз Хамзин, Рифат Зарипов, Вадим Захаров, Рашит Шамкай, Фанир Галимов, Римма Никитина.

Вечер памяти организовали главный редактор газеты «Шахри Казан» и журнала «Сююмбике» Гульнара Сабирова, руководитель Фонда Рашита Вагапова Рифат Фаттахов, руководитель компании «Аксу», продюсер Рустам Сарваров.

«Кем был Ильфак Шигапов? Что он искал в этой жизни, что делал? Эта личность отличалась от остальных искренностью и правдивостью. Поэтому сегодняшний вечер памяти отличается от других концертов. Хотя Абзый и сам был другим, необычным человеком. Как и свойственно талантам, у него были свои странности. Он старался изменить мир природным талантом, мыслями, большими идеями. Он знал то, чего не видели другие, и указывал на это. За короткую жизнь написал более 350 песен, выпустил более 20 альбомов», – отметил ведущий концерта, главный редактор «Татар радиосы» Айваз Садыров. 

«Он или громко смеялся, или мог заплакать»

На сцену вышла Ильсия Бадретдинова. 

Саный яңгыр тамчысын, 
Татый әрем ачысын 
Гади генә сәер кеше... (Считает капли дождя, пробует горечь полыни – обычный странный человек…)

«Сэер кеше» («Странный человек») – одна из первых песен Шигапова. Есть мнение, что песня автобиографична.

Ильсию Бадретдинову считают самым успешным «проектом» продюсера Ильфака Шигапова. Его песни в исполнении Бадретдиновой стали прорывом в татарской эстраде.

«Первую песню – «Кунел» Ильфак посвятил мне. Не посвятил, точнее, песня была написана после нашего знакомства, до этого он не писал. Он придумал текст, пока я выходила в магазин. Мне тогда было 20 лет. Дома он встретил меня со словами: «Я написал песню». Я совсем не знала об этом его таланте. Усадил рядом с собой, включил магнитофон. Песня длилась более семи минут. Не понимаю ни слова, ни музыку. «Красиво?» – спрашивает Ильфак. Ответила: «Страшно красиво». Я была простой деревенской девушкой. До встречи с Ильфаком я пела о любви, дружбе, в общем, это были совсем другие песни. Я долгое время удивлялась, помню, как говорила: «Ильфак, ну что ты, разве такая песня бывает?» – рассказывает Ильсия. 



Потом пошли другие песни – «Сэер кеше», «Ялгыш язмыш». Бадретдинова рассказала и о том, как Ильфак Шигапов писал свои песни. «Он всегда находился в поиске, стремился к чему-то новому. Пятнадцать лет он писал песни в одном состоянии, в одной среде. Старую гитару не выпускал из рук. Внутри гитары всегда был маленький кусочек от сушки, который Нариман (сын – Ред.) еще совсем маленьким уронил внутрь. Ильфак не разрешал его оттуда доставать, видимо, это был своего рода талисман. Кусок сушки так и болтался в гитаре, – со слезами на глазах вспоминала она. – В большой кружке рядом на столе всегда был кофе. Работая, много курил. Два-три часа к нему нельзя было подходить. Потому что он погружался в свой мир. Он мог громко засмеяться или вдруг заплакать».

Ильсия Бадретдинова исполнила последнюю песню авторства Ильфака. «Последнюю свою песню Ильфак начал записывать на диктофон. К сожалению, записан только один куплет. Мне эту запись отдала дочь Ильфака Зарина. «Ильсия апа, послушай, пожалуйста. Мне кажется, в этой песне он высказал то, что хранил в глубине своей души, высказал то, что хотел бы сказать тебе», – сказала она. С первого дня нашего знакомства я мечтала спеть дуэтом с Ильфаком. Не вышло, он не послушался. «Нет, не выйду», – отвечал он. Поэтому хочется, чтобы эта песня звучала именно его голосом. Первый и последний дуэт», – сказала певица.

«Весной ходил босиком, а кыстыбый любил только с маслом»

Последнее время Ильфак Шигапов и Ренат Галиаскаров поддерживали тесное общение. Ренат тоже вспоминает друга только с теплом в сердце.

«С Ильфаком абый мы познакомились через Ильназа Гарипова. Я и раньше его знал, но теснее общаться мы стали чуть позже. Любя, он всегда обращался ко мне «Абзый». Оба мы люди творческие, у нас всегда находились общие темы, мысли, мечты и планы на будущее. К сожалению, мы так и не успели претворить их в жизнь. Ильфак абый не знал, что такое ночной сон. Он или строчил статью для газеты, или писал песню. Бывало, что общались до ночи, прощались, а потом все равно до 5 утра по телефону обсуждали написанный материал», – вспомнил Ренат.

Ренат Галиаскаров с особой теплотой рассказал о том, что весной, как только снег подтаивал, Ильфак любил ходить по земле босиком, кыстыбый предпочитал есть, щедро обмакнув в масло, а в его кармане вперемешку с сигаретами всегда лежала куча маленьких бумажек – с номерами телефонов. «А под настроение» он мог несколько раз слушать песню Айдара Галимова «Бэхет алмасы», – добавил Айваз Садыров.

«Ильфак абый мечтал увидеть мои сольные концерты»

Ильфак Шигапов родился в селе Старый Иштеряк Лениногорского района. Он внес огромный вклад в татарскую журналистику. Как журналист стал известен в 90-х годах, сотрудничая с редакцией газеты «Татарстан яшьлэре». Позже стал писать стихотворения на социальные темы.

Последнее место работы Ильфака Шигапова – газета «Шахри Казан». Стоит вспомнить и о его издательской деятельности. Он первым из татар создал и вел сайт с эротическим уклоном «Тишек», издавал газету «Нихэл, кызый?».

В последние годы продюсер работал с новой исполнительницей – Айсылу Габдиновой. Большую популярность девушке принесла песня «Экспонат» группы «Ленинград» – она исполнила ее на татарском языке. «Ильфак абый мечтал увидеть мои сольные концерты. К сожалению, он ушел очень рано. Наверное, в этом мире больше нет такого человека. Мне не хватает его советов, мудрых слов. Очень сильно скучаю, тоскую», – сказала Айсылу.

Это Айсылу сняла на видео выступление Ильфака Шигапова и разместила запись в Инстаграме. Как отмечает певица, впервые продюсер вышел на сцену 15 февраля на концерте в Балтасинском районе. Сегодня Айсылу радуется, что успела записать эту песню. «Это видео – дорогая память для меня», – говорит она.

Вспомнила она и том, как они познакомились: в 2015 году на телепередаче. Продюсер как раз был в поиске интересных молодых исполнителей, ему понравилось, как поет Айсылу.

Ильфак Шигапов не любил рассказывать о своих проблемах, жизненных трудностях. Он не показывал свои переживания. Даже если на душе кошки скребли, он не ходил, вздыхая и сетуя на судьбу. С любовью и теплотой рассказывал о своих детях, они были его утешением, вспомнили ведущие концерта памяти Шигапова.

«Хочется ответить, но это невозможно»

Многие песни Ильфака Шигапова так и остались неспетыми. На вечере памяти они прозвучали со сцены филармонии. Новую песню «Улым» («Сынок»), сохранившуюся на телефоне Шигапова, исполнили Зульфат Зиннуров и Альбина Кармышева.

Мине көтә минем улым –
Җанымдагы күз нурым.
Алар өчен яшим бу җирдә
Көтә мине минем улым. (Меня ждет мой сын – свет очей моих. Ради них я живу на свете, меня ждет мой сынок)

«Очень сильно волновался, растерялся. Эта песня сегодня прозвучала впервые. Мы постарались исполнить ее в стиле Ильфака абый, по-простому, как это делал он.

С этим человеком судьба свела меня 15 лет назад в агентстве Oscar-records. Я делал первые шаги в эстраде, записывал свои первые песни. Ильфак абый работал там вместе с Ильсией, они ездили по гастролям.

Ильфак абый был простым человеком. Никогда не гордился собой, не зазнавался. Нельзя пересчитать все его положительные качества. Очень добрый, благородный, открытый, всегда с улыбкой приветствовал издалека. Если речь заходила о работе, он прерывал и спрашивал: «А сам-то как?» Вот сейчас не хватает его этого вопроса. Хочется ответить ему, но это уже невозможно. Но он видит всех нас», – сказал Зульфат Зиннуров.

«Сегодня и папа сидел с нами в этом зале»

У Ильфака Шигапова остались дочь Зарина от первого брака и общий сын с Ильсией Бадретдиновой – Нариман. Мальчика часто называют копией отца.

«В этом году папе исполнилось бы 50 лет. К сожалению, не получилось. Я горела идеями об организации его большого юбилея. Он ушел из жизни очень рано. Ему бы еще жить и жить, творить и творить…

Папа никогда не отмечал дни рождения. Я сказала: «Папа, в следующем году у тебя юбилей, давай хоть разок отметим твой день?!» Он тут же отвечал: «Нет, зачем еще!» Но я его уломала. Увы, не свершилось...

Я хочу выразить огромную благодарность организаторам этого вечера, зрителям, пришедшим сегодня. Концерт идет очень душевно. Папа тоже сегодня рядом с нами. Он сидел в зале. Я почувствовала это», – сказала сквозь слезы Зарина.                      

«Не хочется верить, что тебя больше нет»

Друзья и коллеги, пришедшие почтить память Ильфака Шигапова, утверждают, что он любил жизнь, спешил жить. Не стал скрывать тоску по нему и Марат Кабиров. Свои мысли он выразил в стихах.

Син юклыкка ышанасым килми,
Ышанасым килә син барлыкка.
Кемнәр кайда яшиләрдер – белмим...
Мин яшимен синле чынбарлыкта.

Син татарга яңа җырлар бирдең...
Яңа баскыч инде... яңа канат...
Татар күтәрелде... Үзең бик үк
күтәрелмәдең дә аңа карап.

Күтәрелмәүләрең гаҗәп түгел,
Җиңел түгел бит ул – беренчелек.
Кадергә иң мохтаҗ чакларында
Беренченең кадерен белүче юк.

Син бу җиргә җыр калдырып киттең...
Көләрлек тә җырың, еларлык та...
Синең чынбарлыкта яшибез без..
Син генә юк шушы чынбарлыкта. 

«Ильфак – не раскрытая до конца личность»

Народный поэт Татарстана Равиль Файзуллин сказал корреспонденту  «Татар-информ», что раскрыл Шигапова с другой стороны: «Я назвал бы Ильфака трагедией татарского дитя. Он ушел из жизни, не успев раскрыться. Я не был в тесных отношениях с этим человеком, но много читал о нем в прессе за последние годы. И вот сегодня на концерте я открыл эту личность для себя совсем с другой стороны. Но все же я сказал бы, что он не раскрыт до конца.

В нем заложен большой талант, и в какой-то степени он его осуществил. Стремился привнести в татарскую эстраду что-то новое, у него были свои последователи, и через свои песни он хотел донести людям свое слово, свою правду. 

Талант – дар от Бога, богатство народа. Очень жаль, что многие талантливые личности уходят из жизни очень рано, вот так, трагически.


«Каждый день плачет, рассматривая фото Ильфака»

Ильфак Шигапов ушел из жизни 31 мая 2017 года.

Очень быстро информация о его смерти распространилась в интернете и СМИ. В социальных сетях появились сообщения, что продюсер умер не своей смертью.

Во «ВКонтакте» 20 мая он оставил такие строки: «Я ухожу… Без сожалений, без обид. Благодарю небеса… Я люблю вас, люди…». 23 мая появилась запись: «Я был… Я был в вашей жизни».

«Я не могла сдержать слезы во время концерта. Выплакалась. Сколько людей собралось почтить память моего иркэм, вспомнить о нем. Что бы сказал Ильфак, если бы увидел это? Всегда обращалась к брату «иркэм». Я старше его на пять лет, можно сказать, что я его вырастила, воспитала. Он с детства тонко чувствовал. С пяти лет начал читать книги. Он читал сказки на одном дыхании. Он прочитал все книги в сельской библиотеке. 

Ежедневно по два-три часа мы говорили по телефону. Мы были с ним очень близки. Даже сейчас, делая что-то, я думаю, а что бы на это сказал Ильфак. Часто снится мне. Если в моей жизни случается что-то хорошее, он улыбается. Кажется, и на небесах он радуется за нас… Мама очень скучает. Каждый день плачет по нему, рассматривая фото», – рассказала родная сестра Ильфака Резида Мухамметова.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев