Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ильдар Гильмутдинов: «Заставлять изучать родные языки тех, для кого они не являются родными, никто не собирается»

Ильдар Гильмутдинов: «Заставлять изучать родные языки тех, для кого они не являются родными, никто не собирается»
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов — о законопроекте о добровольном изучении национальных языков, новых подходах к изучению татарского языка и перспективах сдачи ЕГЭ на родном языке.

Как сегодня обсуждается законопроект о добровольном изучении национальных языков?

Сегодня (на момент интервью 15 июня — прим. Т-и) состоялось заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, который является главным исполнителем внесенного законопроекта. По сути дела, сегодня Комитет по образованию не рассматривал этот вопрос подробно, потому что все прекрасно понимают, что в таком виде законопроект окончательно принимать нельзя. И, соответственно, все согласились с тем, что рабочая группа, которая была создана с участием и депутатского корпуса, и представителей Администрации Президента РФ, достаточно поработала. Мы пришли к выводу, и у нас уже практически есть текст. Понятно, что он еще нуждается в доработке.

О чем этот текст?

Он о том, что нужно принимать закон только в той части, который говорит о том, что у учащихся и у родителей должен быть добровольный выбор изучения предмета «родной язык». Ровно только об этом будет итоговый документ законопроекта. И для того, чтобы у всех было понимание, что русский язык тоже является родным языком, у детей должно быть право в том числе выбора и русского языка. Соответственно, вносится изменение в части, где говорится о русском как родном языке. Хотя, конечно, он является таким де-факто. Тем не менее мы сочли необходимым это уточнить. Еще раз говорю, при всех больших замечаниях к законопроекту мы, я не могу сказать иначе, вынуждены рассматривать его. Потому что просто нет возможности решить этот вопрос в весеннюю сессию в соответствии с регламентом Госдумы. Если мы его не примем в первом чтении, эта тема уйдет далеко в осеннюю сессию, и мы еще долго будем мучить и себя, и граждан, которые не будут понимать, какой законопроект в итоге будет принят.

Поэтому, понимая, что законопроект требует серьезной доработки, Комитет по образованию вносит на рассмотрение парламента проект постановления Госдумы, который будет вноситься одновременно с законопроектом в первом чтении. В нем будет указано, что законопроект должен быть серьезно изменен, что там должна остаться только та часть закона, которая гласит о том, что у родителей обучающихся должен быть добровольный выбор изучения предмета «родной язык».

В проекте постановления также будет указано, что нужно разработать концепцию изучения родных языков, там будут предложения по созданию специального Фонда по поддержке изучения родных языков. Потому что сейчас остается очень много вопросов, связанных с изготовлением учебников, пособий, подготовкой специалистов и так далее. Пример — только по пяти языкам, при том что в России обучение идет на 30 родных языках, есть соответствующие учебники и пособия, прошедшие необходимую экспертизу и находящиеся в федеральном реестре. По остальным таких пособий вообще нет. Как педагог без учебников способен объяснять детям язык? Это же неправильно. Поэтому в постановлении появляется Фонд, он поможет этим субъектам, которые самостоятельно не могут обеспечить изучение родных языков.

Когда будет создан Фонд поддержки языков?

Это уже не наша прерогатива, мы даем в проекте постановления Госдумы соответствующие обращения к Правительству РФ. Нас там слышат, Администрация Президента РФ поддерживает такой подход. Есть понимание и у наших партнеров, у Сергея Владиленовича Кириенко (первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ — прим. Т-и), который непосредственно погружен в эту тематику. Все услышали республики, граждан и нас, депутатов Госдумы. Заставлять изучать родные языки тех, для кого они не являются родными, никто не собирается. Это самое важное.

Значит, нечего опасаться?

Еще раз хочу сказать, чтобы не было опасений у наших граждан, родителей, которые увидят 19 июня на рассмотрении Госдумы законопроект, вызывающий большие сомнения. Потому что вместе с ним будет внесено постановление, в котором указано, в каком направлении дальше нужно работать с этим законопроектом. Ровно на выходе, к 20–21 июля, будет закон, который гласит о том, что за родителями сохраняется право выбора изучения предмета «родной язык». А сам предмет будет присутствовать в основной части образовательной программы, как и алгебра, физика, химия и так далее. Соответственно, Министерство просвещения РФ на основании этого закона будет разрабатывать федеральные государственные стандарты для изучения родных и государственных языков. На основании этих стандартов системе образования будут предложены примерные образовательные программы, включающие в себя изучение в обязательной части родных языков.

Пусть никого не пугает слово «обязательный». Это значит, что он будет присутствовать в основной части образовательной программы. И слово «добровольный» тоже не должно никого пугать, тут речь идет о том, что в рамках предмета «родной язык» нужно будет выбирать, какой язык ты будешь изучать.

Другой вопрос — будут ли выбирать, допустим, татарский язык?

Предмет «татарский язык» должен быть не сложным, а очень увлекательным для детей, может быть, преподноситься в какой-то игровой форме, чтобы вовлечь ребенка в образовательное пространство. Поэтому сегодня Министерство образования РТ работает над новыми методиками, учебниками и пособиями, которые как раз предусматривают такой подход к языку. Например, грамматика со второго класса сложная, к сожалению, это только отторгает детей и родителей от изучения языка. Если мы оставим такой подход, то, конечно, будут сложности. Но если мы сделаем его увлекательным и доступным, это будет правильным. Плюс к этому необходимо предусмотреть мотивационные механизмы для тех, кто знает государственный  язык Республики (татарский). Например, давать им дополнительные баллы при поступлении в вузы. У нас есть еще ряд предложений, которые могут стать мотивацией к изучению государственного языка Республики. Предстоит много работы, но, тем не менее, у нас есть понимание, каким будет этот закон. После его принятия в июле, предстоит дальнейшая работа по стандартам совместно с нашими коллегами из Министерства просвещения РФ, в том числе из Министерства образования РТ, с целью популяризации языка и изменения методов его изучения.

Почему рассмотрение законопроекта в итоге перенесли?

Никакого переноса на осень регламент не предполагал. Законопроект внесен, Госдума имеет право рассматривать его на весенней сессии, поэтому мы хотим решить вопрос к этому времени, чтобы он еще дальше, так скажем, не будоражил наши умы. Эта неопределенность никому не нужна — ни нашим гражданам, ни нашей системе образования, ни детям, ни родителям. Все уже устали от нее, нужна ясность. Мы хотим как раз эту ясность внести. Для этого и была создана рабочая группа, которая доработала законопроект.

Обсуждается ли возможность сдавать ЕГЭ на родном языке?

Русский язык на родном языке не сдашь, а ЕГЭ по математике я бы, наверное, лучше сдавал на русском языке, потому что в дальнейшем будет неимоверно тяжело учиться. Я сам учил предметы на татарском языке, и в первые годы после поступления на физико-математический факультет было очень тяжело учить эти предметы уже на русском языке. Поэтому я думаю, что мы таких выпускников поставим в неравные условия.

Вообще право ребенка сдавать другие предметы на родном языке, если в этом есть необходимость, наверное, следует пересмотреть. Неоднократно об этом говорил, что я за то, чтобы такое право у ребенка было. Допустим, я хочу сдать историю на татарском языке, так дайте мне такое право. Буду я сдавать или нет, это уже другой вопрос. Но главное, чтобы система образования была готова принять у меня экзамены. Для того чтобы принять, нужны соответствующие КИМы (контрольно-измерительные материалы — прим. Т-и), то есть нужно разработать необходимый инструментарий. Его сегодня нет ни по одному из предметов, кроме предмета «родной язык». Это уже следующая тема, над которой нужно работать. Если школа готова принимать, значит, таким правом учеников нужно обеспечить.

Мы говорим о едином государственном образовательном пространстве. Допустим, ребенок учил в Татарстане татарский язык, переехал в Ульяновскую область и там уже продолжить обучение родному языку не может. Но ребенок же не виноват. Сегодняшнее законодательство предусматривает получение образования дистанционно. Значит, нужно об этом подумать. Например, в Татарстане есть великолепная система «Ана теле». Каждый год 10 тысяч граждан не только из Татарстана, но и со всего мира имеют право зарегистрироваться в этой системе, пройти курс обучения и изучить родной язык. Такой механизм в том числе можно применить, чтобы обеспечить доступность изучения родного языка на всем пространстве Российской Федерации. Все законодательные механизмы для этого существуют, нужны средства, педагоги и понимание, как это сделать технически.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев