Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ильдар Гильмутдинов: «Новый законопроект выводит изучение родных языков из системы образования»

Ильдар Гильмутдинов: «Новый законопроект выводит изучение родных языков из системы образования»
Депутат Государственной Думы от Татарстана, председатель Комитета ГД по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в комментарии для корреспондентов ИА «Татар-информ» дал свою оценку новой законодательной инициативы, которая, в случае одобрения российским парламентом, сделает изучение родных языков факультативным.

Вариативная часть — путь в никуда 

Я этот законопроект не поддерживаю, потому что те нормы, которые там прописаны, они в принципе выводят из системы образования изучение родных языков и языков со статусом государственных. Сегодня на основании нормативных документов Министерства образования, которое регулирует процесс образования через образовательные стандарты, на основе которых пишутся примерные образовательные программы, они определены в обязательной части. Для начальных классов, начиная со второго, по одному часу, а уже дальше по два часа и где-то в одном классе три часа до девятого класса. 

Конкуренция с обязательными предметами 

Соответствующие рекомендации направлены Министерством образования после всех ситуаций, связанных с проверками. Да, в обязательной части при желании родителей. Но данный внесенный законопроект еще дальше уводит от обязательной части, сносит изучение языков в вариативную часть. На ту часть, где два часа предусмотрено определять самим образовательным организациям вместе с родителями и учащимися. Какие предметы в рамках этих двух часов они будут выбирать? Например, у нас в Татарстане, на 85 процентов — это русский язык и математика, потому что по этим предметам нужно сдавать ЕГЭ. И дополнительные два часа уходят туда.

И отнеся туда изучение родных языков и государственного языка республик, мы таким образом создаем сумасшедшую конкуренцию и для родителей, и для образовательных учреждений — какой предмет все-таки изучать? Понятно, это все тоже на добровольной основе, сумасшедшая конкуренция. И не факт, что еще будут изучаться родные и государственные языки, — могут выбрать любой другой предмет из всего этого списка.

С таким подходом — не вылезем из судов 

Вот что предлагает данный законопроект. Поэтому как можно с этим согласиться? Никак. Во-вторых, все-таки мы говорили о том, что статус государственного языка, он очень неопределенен. Если мы предусматриваем Конституцией и федеральными законами право республик определять у себя на территории государственный язык, то какой же это закон, если он в принципе невыполним? 

В-третьих. В принципе, с таким подходом для изучения родных языков, мы не вылезем из судов. Потому что всегда будут возникать конфликты между родителями, между образовательными организациями о том, какой предмет выбрать на эти два часа в вариативной части. Это очень конфликтная ситуация. Ну и конечно, позиция родного языка в статусе государственного, таким образом просто нивелируется. 

Инициаторы — не знают сути проблемы 

Поэтому как можно поддержать такой законопроект? Посмотрим, он пока еще только внесен авторами, которые, я так понимаю, и сами до конца не могут дать четкий ответ на вопрос, что они хотят им решить. Если они думают, что это решает вопрос усиления русского языка, то в данном случае, русский язык не нуждается в таком усилении. Здесь просто идет, к великому сожалению, убирание из системы образования изучения родных языков. Может быть, они (авторы законопроекта — прим. Т-и) обманываются таким образом. Но здесь, в моем понимании, просто незнание сути вопроса. 

Не могу сказать, какие шансы у этой инициативы на прохождение, потому что нужно все это спокойно обсуждать со специалистами и экспертами. Но я свою позицию высказал, и надеюсь, что не только я один из мох коллег так думаю. Нужно быть очень грамотным, разбираться в системе образования. Нужно знать, что было раньше, и что нужно сделать, чтобы та декларация, которая есть в Конституции и в федеральном законе, и которая говорит о равенстве языков, обеспечении государством изучения, в том числе, родных языков и дает возможность республикам самим определять статус государственных языков, реализовывалась в системе образования. И как это сделать — нужно очень грамотно и внимательно думать, торопиться не надо. Я очень надеюсь, что никаких торопливых решений при обсуждении этого законопроекта не будет.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев