Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ильдар Гильмутдинов: «Изучение татарского языка как госязыка РТ должно быть обязательным»

Ильдар Гильмутдинов: «Изучение татарского языка как госязыка РТ должно быть обязательным»
Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, председатель Федеральной национально-культурной автономии татар Ильдар Гильмутдинов в интервью агентству «Татар-информ» рассказал о том, каким он видит преподавание татарского языка в школах Татарстана в будущем.
Об учебных программах

Преподавание по тем программам, которые у нас сейчас используются, не дало ожидаемых результатов. Мы практически стоим на месте. Хочу сказать, что русские дети, отучившиеся в наших школах, так и не овладели татарским языком, и если мы ничего в этой области не поменяем, и в будущем они не будут знать татарский. Поэтому нам надо теперь подумать. Если дети, не являющиеся татарами, к моменту окончания школы будут знать язык на бытовом, разговорном уровне, то можно считать, что школа выполнила свою задачу.

Сейчас главное для нас – не бездействовать, а искать пути решения проблемы. Мы видим, что татарский порой не хотят изучать не только русские дети, но и татары. Поэтому надо изменить учебные программы и количество часов, выделенных на уроки татарского. Это всего лишь мое мнение. Решение должен принять министр образования РТ, это не в моей компетенции. 

Все силы нам надо направить на начальные классы и детские сады. Ребенок до пяти лет может выучить несколько языков, учебные программы в некоторых странах, например, в Израиле, на это и направлены. И конечно, надо побуждать в детях интерес, мотивацию, без этого никак. Надо уходить от сложной грамматики, особенно в начальных классах. 

Русским детям в дошкольный период, в начальных классах, наверное, надо увеличить программы изучения татарского языка. Нужны методики, позволяющие сделать изучение татарского языка легким, привлекательным и интересным для ребенка, использующие игровые формы.

Вот примерно такие изменения, я считаю, необходимы в этой области. Но изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан должно быть обязательным. Добровольным изучение быть не должно. Но методика преподавания, часы преподавания, возрастное разделение должны быть другими.

Если русские дети к концу обучения овладеют татарским языком на уровне общения, то это будет очень хорошо. Обучение языку, интерес к нему начинаются с детского сада. Мы ничего не добьемся, если начнем стараться только в школе, и это мы уже сами увидели.


О мотивации к изучению татарского языка

Есть множество способов сделать изучение языка интересным. Те же кукольные театральные представления, красивые мультфильмы – это детям интересно. Ну а если в этом возрасте ребенок освоит азы, то в дальнейшем ему будет легко изучать язык. Возможно, в пятом-шестом классах русским детям надо больше давать знаний по истории Татарстана. Я бы преподавал русским детям татарскую литературу на русском языке – того же Тукая, Такташа, у нас ведь есть переводы. Пусть изучают на русском, так даже больше запомнят.

Оставляя преподавание языка в том виде, когда оно не приносит видимых результатов, мы сами создаем почву для несогласия у русских родителей. И в конечном счете это работает против самого татарского народа.

В ближайшие семь-восемь лет, самое большее – десять лет система образования претерпит еще больше изменений – дистанционное обучение, электронное образование, все это войдет. Дети смогут получать знания, не посещая школ и вузов, через электронные системы. Готовы ли мы к этому? В таких учебных программах может не быть ни татарского, ни других национальных языков.

Беспокоит то, что татарский не знают не только русские дети, но и дети-татары. Может, нам стоит наши силы, средства, педагогов направить именно на это? Мы уже не можем закрывать глаза на проблему и продолжать твердить: «Как преподавали обязательные пять-шесть часов, так и будем преподавать». И нам никто не позволит идти таким путем. Вместо того, чтобы навязывать какие-то позиции, заставлять их придерживаться, пока татарский не оставили на изучение на добровольной основе, мы должны успеть сказать свое слово, пересмотреть программы, часы преподавания и определить, к чему мы должны прийти. Бездействовать, ждать чего-то – бессмысленно.


О политизации языкового вопроса 

Этот вопрос не решить ни через какие митинги и обращения. Нельзя это привязывать к политике. Это не политический вопрос. Если мы сейчас пойдем в политику, то каждый может тут начать делать, что в голову взбредет. Нельзя выпускать проблему из-под контроля. Надо, чтобы наша республика провела переговоры с федеральным центром, чтобы над проблемой работали эксперты, специалисты. Никто не ставит вопрос о том, что у Татарстана, у других национальных республик не должно быть государственных языков и что они не должны посредством своих законов внедрять изучение языка в школах. Я сам всегда говорил – это должно оставаться как есть. Но методики преподавания, их объем, где и какие направления больше давать в школах – все это подлежит обсуждению.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев