Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ильдар Аюпов о создании татарской клавиатуры: Только третья компания осилила наш проект, и то не сразу

Ильдар Аюпов о создании татарской клавиатуры: Только третья компания осилила наш проект, и то не сразу
Создатель первой татарской клавиатуры «Басма» о том, когда она может появиться в продаже и почему китайские инженеры обошли российских.
Руководитель казанской дизайн-студии «Теория» Ильдар Аюпов рассказал ИА «Татар-информ», как и почему создавалась татарская клавиатура «Басма», сколько было вложено средств, как определяли расположение клавиш и расширяли возможности операционных систем. 

В марте следующего года ожидается появление на полках магазинов первой татарской клавиатуры, получившей название «Басма». В ней будет больше клавиш, чем в обычной клавиатуре. 



Разработчиком проекта выступила казанская дизайн-студия «Теория». Создание прототипа обошлось в несколько сотен тысяч рублей. Основная работа дизайн-студии — разработка мобильных приложений, логотипов и фирменных стилей. А еще студия известна тем, что создает моушн-ролики о татарской грамматике. Благодаря проекту «Әлбәттә» становится понятно, почему татары вместо «очень» говорят «ущен» и что общего у татарского языка с французским. Постоянная работа с текстами на татарском языке и привела дизайнеров к пониманию необходимости создания специальной клавиатуры. Руководитель студии Ильдар Аюпов отмечает, что на обычной клавиатуре просто невозможно работать. 

«На клавиатуре проблематично переходить с одной раскладки на другую.

Когда переключаешься с русской на татарскую раскладку, то попадаешь на английскую, и целое предложение пишешь на английском языке, потом всё это приходится стирать.

Такое бывает очень часто», — сетует Ильдар.

На обычной клавиатуре на одной клавише находятся сразу две буквы, например, русская «ц» и татарская «ө», поэтому при наборе текста часто возникают ошибки.

Если человек работал с татарским текстом, то он точно знает, что эта клавиатура нужна. 

И «Теория» решилась на создание собственной клавиатуры. Сначала компания планировала разработать клавиатуру только для своих сотрудников, однако создание оказалось вопросом затратным. 

«Мы начали искать пути, чтобы всё это окупилось. Не думаю, что у проекта огромная аудитория, но несколько тысяч точно купят», — рассказывает Ильдар. 

Таким образом, около года назад начался процесс создания прототипа. Первым пришло понимание, что наиболее эффективное решение проблемы «затроения» букв — это увеличение размера клавиатуры и добавление новых кнопок. Следующим стал вопрос — где размещать дополнительные клавиши? Опытным путем дизайнеры выяснили, что лучше всего расположить новые клавиши в центре клавиатуры. 

«Сначала мы раскидали все клавиши по краям, чтобы они не мешались, чтобы у людей, привыкших к раскладке, в голове ничего не путалось. Потом стало понятно, что это неправильно», — объясняет Ильдар Аюпов.

Руководитель проекта также поделился тем, что «„фишкой“ клавиатуры будет кнопка „language“, одним нажатием которой можно переключить раскладку». 



Дизайнеры решили и одну из главных проблем русской раскладки: для точки и запятой предусмотрены разные клавиши (сейчас они находятся на одной кнопке, и одни из самых часто используемых символов приходится вставлять в текст постоянно, меняя регистр). Одним из последовательных критиков традиционного размещения этих символов выступает Артемий Лебедев: «Кто-то русифицировал то, что было. И этот кто-то, будучи, видимо, программистом, совершил не просто идиотский поступок, а преступление», — пишет об этой проблеме русской раскладки Артемий Лебедев.



Решив вопросы с количеством и размещением клавиш на новой клавиатуре, ее создатели столкнулись с новой проблемой теперь уже на программном уровне. 

«Мы сначала думали, что будет легко, ведь клавиатуры давно создаются. Потом мы разобрали клавиатуру и поняли, что это сложный продукт. Когда мы уже начали работать с инженерами, возникло много проблем, например, Windows рассчитан на стандартную клавиатуру, т. е. он не позволяет выполнять нестандартные команды», — рассказывает Ильдар Аюпов. 

Даже китайская клавиатура „нанизывается“ на стандартную модель, хотя у них огромное количество иероглифов. В связи с этим разработка шла довольно долго

Крайне сложно оказалось найти и инженеров, которые смогли бы воплотить задумки художников. 

В России специалистов найти просто не удалось, у компаний, которые обладают достаточной квалификацией, оказались слишком большие финансовые аппетиты, удовлетворение которых оказалось за пределами возможности дизайн-студии. Доверять проект амбициозным, но недостаточно опытным людям, создатели не стали. 

«Изначально мы связались с местными разработчиками, попытались всё сделать своими силами. В России, конечно, проблема с этим. Полтора-два месяца мы потратили на то, чтобы попытаться сделать это в России, и у нас не получилось. Потом мы вышли на Китай. Китайцы были в шоке, что надо переделать клавиатуру. Только третья компания, с которой мы работали, осилила наш проект, и то не сразу», — делится автор идеи. 

На этом трудности на пути создания прототипа не закончились. Компании «Теория» пришлось долго убеждать китайских инженеров. «Это невозможно! — возмущались они. — Система не позволяет этого сделать!», — вспоминает Ильдар. Благодаря настойчивости руководителя и стремлению облегчить жизнь тысячам людей, китайская компания начала разработку рабочей схемы и печатной платы для будущего прототипа. 



И только спустя полгода Ильдар Аюпов получил долгожданный образец. Работы по созданию обошлись в несколько сотен тысяч рублей. На своём сайте автор идеи разместил видеообращение, где эмоционально рассказывает про своё детище и призывает людей присоединиться к проекту. 

«Всё практически готово, но осталась самая затратная часть — это создание готового продукта для производства. Создание корпуса, всех деталей, кнопок, мелких элементов и подготовка производственной линии, сбор этого в единый продукт обойдется в 1 миллион 100 тысяч рублей», — рассказывает Ильдар Аюпов. 


Сбор средств проходит на краудфандинговой платформе Planeta. ru. Особенность «планеты» в том, что здесь тысячи единомышленников скидываются деньгами не на абстрактную помощь далеким ближним, а на некоторый нужный им самим продукт, услугу или товар. Например, за пожертвование в 700 рублей Ильдар Аюпов предлагает детскую книгу «Аю җиләге», а за сумму в 100 тысяч рублей — создание логотипа и фирменного стиля. 

На данный момент компания собрала всего 3 тысячи рублей. Но Ильдар Аюпов уверен, что к концу октября 1 миллион будет собран. 

«Я думаю, что мы будем искать господдержку для развития нашего проекта. Также планируем запустить рекламную кампанию в интернете, чтобы люди узнали об этом проекте», — отмечает руководитель проекта.

Начало серийного производства ожидается в феврале 2018 года, если средства будут собраны и все вопросы улажены, уже в марте татарстанцы смогут приобрести клавиатуру приблизительно за 3-4 тысячи рублей.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев