Играют на слабостях и подсаживают на эндорфиновую иглу: как мобильные игры выкачивают деньги

Free-to-play — система встроенных покупок в мобильных приложениях. Вспоминаете, когда игра требует реальные деньги за монетки или кристаллики? Переплетение гейм-разработки с психологией зависимости, игра на человеческих слабостях и вся подноготная популярной системы монетизации — в нашем материале.

Играют на слабостях и подсаживают на эндорфиновую иглу: как мобильные игры выкачивают деньги

Безобидные смурфики, поселившиеся в вашем телефоне, после очередного пройденного уровня начнут кристаллик за кристалликом выманивать у вас деньги - так устроен free-to-play. Не все гейм-разработчики прибегают к этой модели, так как понимают, что она манипулирует психикой игрока. Доктор медицинских наук объяснил, какие человеческие слабости заставляют нас тратить деньги на виртуальные кристаллики. О симптомах нездорой увлеченности free-tо-play игрой и методах избавления от возникающей зависимости рассказал врач-психотерапевт.

Финансовый шантаж и эндорфиновая игла — все это free-to-play

В мобильных играх вы однозначно встречали безобидные предложения покупок, которые, казалось бы, должны все игнорировать. На самом деле они являются хитро продуманной схемой монетизации, управляющей психикой людей и приносящей создателям немалые деньги.

«Такие игры сделаны, чтобы манипулировать человеком: его обсессивными расстройствами, тягой к коллекционированию, завершенности, подсаживать его на эндорфиновую иглу. Задача игры не получить деньги, как билет в кино, и развлечь, а чтобы человек тратился много раз и не слез» гейм-разработчик Ян Шевченко

Ян Шевченко, IT-специалист и основатель двух крупнейших казанских игровых студий GD Forge и Fair Games, называет такой подход финансовым шантажом. Его команда избегает подобных разработок, так как, по словам гейм-разработчика, это не то, ради чего он в детстве читал журналы про игры и решил посвятить жизнь этой сфере.

иллюстрации - Екатерина Семенова

«Многие free-to-play игры на самом деле pay-to-win, и вот это на самом деле самое главное зло. Потому что если люди перестанут платить, игра перестанет приносить им удовольствие» гейм-разработчик Ян Шевченко

Виртуальные кристаллики превращаются в реальные деньги

Непринятие free-to-play Яном — это, скорее, частный случай. Большинство создателей охотно обращаются к этой модели. Рынок мобильных игр сейчас является самым широким в игровой индустрии. Сами разработчики считают, что именно эта ниша перспективна и доступна для входа даже начинающим специалистам.

Подавляющее большинство игр можно скачать на телефон бесплатно, тогда откуда берутся многомиллионные выручки? Заработок разработчиков обеспечивается благодаря хитрой системе встроенных покупок, называющейся free-to-play, что в переводе с английского — «бесплатно играть». Игрокам предлагают платно получить какие-то преимущества: быстро развить навыки персонажа, купить дополнительные снаряды для битвы и т. д.

Например, пользователь хочет построить деревню смурфиков, но время строительства занимает 40 часов. В этот момент игра предлагает ему закончить стройку моментально. Для этого игроку нужно всего лишь внести виртуальный кристаллик, который стоит 100 реальных рублей. Так кристаллик за кристалликом мобильные игры вытягивают деньги.

иллюстрации - Екатерина Семенова

Удочка человеческих слабостей и подобие сетевого маркетинга: мнение психиатра

Мобильные игры со встроенными покупками, как алкоголь и сигареты, вызывают у человека зависимость. Сначала речь идет о психологической зависимости, которую можно назвать привычкой. Но впоследствии именно из привычки развивается зависимость как психиатрический диагноз. У человека заметно портится качество жизни: он влезает в долги, у него появляются проблемы со здоровьем.

Об этом рассказал доктор медицинских наук, профессор, директор Института исследований проблем психического здоровья, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии КГМУ Владимир Менделевич.

«Если человек просто расстраивается, что он больше не может получать удовольствие от игры, это может быть зависимость, но психологического свойства, которую иногда называют и привычкой. Разницу между ними очень трудно найти, потому что слово „привычка“ — это первый этап формирования зависимости» доктор медицинских наук Владимир Менделевич

Говоря о модели free-to-play, мы не можем утверждать, что речь о разновидности шопоголизма или игровой зависимости в чистом виде. По словам профессора, в системе встроенных покупок в играх есть особенности, напоминающие сетевой маркетинг.

иллюстрации - Екатерина Семенова

Как и сетевой маркетинг, free-to-play играет на человеческих слабостях. Например, на желании получить удовольствие максимально быстро без траты энергии. 

«Люди сами с удовольствием обманываются и попадаются на эту удочку, но здравомыслящие люди на это не поддаются. Большая часть ответственности лежит на нас, на потребителях» доктор медицинских наук Владимир Менделевич

Эффект новизны и сбой сознания заставляют тратить деньги на пустые ящики

Что удивительно, для разработки модели, построенной на человеческих слабостях, разработчики даже не привлекают психологов. Грамотные гейм-дизайнеры и специалисты по монетизации (причем часто это одни и те же люди) сами выстраивают стратегии free-to-play, сообщает сценарист SkyRiver Studios, выпускник ТИСБИ Булат Даутов.

В последнее время в играх набирает популярность еще одна система платежей — pay-to-loot (в переводе с английского — «плати за добычу»). Она построена на неожиданных и случайных вознаграждениях, что чем-то напоминает казино или однорукого бандита. 

Как выглядит рay-to-loot в игре? После боя или заезда игрок получает коробку, в которой может попасться ценный приз или ненужная безделушка. В первое время это дается бесплатно. Более того, игра точно знает, что нужно пользователю в данный момент. Например, если он три раза проиграл в бою из-за слабой брони, игра обязательно «подкинет» в ящик обмундирование помощнее. 

иллюстрации - Екатерина Семенова

Алгоритм в игре делает это несколько раз подряд. Так у пользователя закрепляется ассоциация, что в ящике всегда что-то ценное и полезное. 

«Игра учит тебя тому, что если ты хочешь быть крутым и побеждать дальше, то тебе нужны эти ящики. Через какое-то время тебе начнут продавать эти ящики за реальные деньги. И, что интересно, через какое-то время в ящиках перестают попадать суперценные и клевые вещи, но ты все равно за них платишь» сценарист SkyRiver Studios Булат Даутов

Среди гейм-разработчиков отношение к новой системе неоднозначное. Многие обходят этот способ стороной, но те, кто уже начал применять pay-to-loot, отмечают эффективность этой модели.

«Это плохо для игрока и плохо в целом для всей системы. Система является абсолютным злом, потому что использует сбой в защите нашего мозга, нашего сознания» сценарист SkyRiver Studios Булат Даутов

По словам психиатра Владимира Менделевича, эффективность pay-to-loot объясняется психологическим механизмом новизны.

«Эффект новизны, неожиданности — это всегда интересно. Если у меня есть диск с песнями, которые идут в определенной последовательности, я его заслушаю до дыр и мне надоест. И при этом я не устану, если они пойдут в случайной последовательности по радио. В этом психологический механизм новизны» доктор медицинских наук Владимир Менделевич

Увлеклись free-to-play? Общайтесь с семьей или меняйте работу

Формируется зависимость или нет, в первую очередь могут понять родные и близкие мобильного игрока, особенно если речь идет о детях и подростках. Самокритика у людей, увлеченных free-to-play играми, присутствует далеко не всегда, сообщил кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Юрий Калмыков.

«Наиболее важный ориентир — насколько эти траты [траты на встроенные в игру покупки] адекватные по сравнению с доходом человека. Еще один важный критерий — сколько времени затрачивается на это занятие, есть ли от этого ущерб другим делам. Вредит ли это отношениям с близкими людьми — это еще один критерий» кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Юрий Калмыков

Психотерапевт выделил 3 стадии увлеченности free-to-play игрой. Игроки первой стадии еще обладают чувством меры. Они тратят адекватные суммы на встроенные покупки, уделяют умеренное количество времени и понимают, что это лишь один из способов развлечения. Если начинают возникать проблемы с общением и какими-то сферами жизни из-за потраченных времени и денег, игрок становится «проблемным» и переходит во вторую стадию. И, наконец, третья стадия означает болезненную зависимость.

«Там [на третьей стадии] большую роль играет состояние игрока. Получение удовольствия от игры, адреналин и азарт начинают доминировать. Появляется потребность испытывать этот драйв»кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Юрий Калмыков

Что делать, если кто-то из близких чрезмерно увлекся мобильными играми и начал тратить немалые деньги на виртуальные кристаллики? Эксперт советует в первую очередь спокойно обсудить вопрос внутри семьи.

Если результата нет, то следует обязательно обратиться к специалисту. Для начала можно пойти к психологу, чтобы он оценил тяжесть зависимости. Если это третья стадия, то он перенаправит игрока к психотерапевту и к лечению подключат лекарственные препараты.

«Но если это [игры] убрать, ничего не меняя в жизни, высокий риск рецидива и это будет неэффективно. Поэтому очень важно вносить еще какие-то изменения. Это либо спорт, либо какие-то новые интересы и хобби, либо смена работы» кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Юрий Калмыков

Однако все не так страшно. Люди, здраво воспринимающие мобильные игры и не теряющие рассудка из-за очередного ящика с сюрпризом (а таких большинство), все-таки не станут «жертвами» и сохранят время и деньги.


Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.