В спасении бизнеса от коронакризиса важна господдержка
Пандемия отразилась на инновационной активности малого и среднего бизнеса. Компании были вынуждены ответить на внешний вызов Covid-19, в результате чего произошел сдвиг в инвестициях, поделилась главный проектный менеджер инновационных программ ассоциации TechTour Милена Гартли.
«Приоритетными стали инвестиции в здравоохранение и социальное обслуживание. Компании инвестировали в исследовательскую работу и разработку вакцины»Милена Гартли
Кроме того, в части спасения бизнеса от последствий пандемии коронавируса важна поддержка государства. Чтобы справиться с кризисом, предприниматели обратились к государственным мерам поддержки. Причем в числе основных задач бизнеса оказались сохранение жизни и здоровья людей, восстановление экономики и борьба с отрицательными эффектами кризиса, заключила Гартли.
Инновации нужно поддерживать от идеи до серийного производства

Инновационные проекты необходимо поддерживать на всех этапах их развития, уверен замдиректора некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» Арсен Савва.
«Сегодня технологические проекты в любой отрасли и специализации независимо от страны проходят четыре этапа развития: идея, создание прототипа, опытная партия, серийное производство. На всех этих этапах должны быть созданы институты финансовой поддержки, в том числе государственной»Арсен Савва
По его словам, разработки на ранних стадиях развития, особенно в сфере медицины, требуют до 15 лет исследований. Коммерциализация проекта займет еще от 7 до 10 лет. Однако профессиональные инвесторы рассматривают проекты с окупаемостью на горизонте 3-5 лет.
«То есть у нас есть период до 10 лет жизненного цикла проекта, который финансировать некому. Первые и вторые этапы — есть ресурсы и средства для поддержки, а на дальнейших этапах их недостаточно, хотя количество фондов год от года увеличивается», — поделился Савва.
Зарубежная практика показывает, что есть только два инструмента, которые могут закрыть разрыв финансирования, — это либо государство, либо корпорации. В России же, несмотря на то что стратапы активно поддерживаются, существует проблема нехватки «длинных» денег, подчеркнул спикер.
Чтобы победить эту проблему, необходимо расширить программу поддержки инновационных проектов на всех этапах развития — от НИОКР до серийного производства, обеспечить условия роста числа профессиональных фондов, готовых инвестировать в капитал для поддержки высокотехнологичных проектов на третьем и четвертом этапах их развития, а также развить систему стимулирования спроса на инновационную продукцию.
Он также привел в пример инновационную инфраструктуру, созданную в Республике Татарстан. В частности, Инвестиционно-венчурный фонд РТ реализует программы поддержки технологических предприятий с 2004 года. В их числе — конкурс «50 лучших инновационных идей», программа «Идея 1000», Российский венчурный форум и программа акселерации инновационных проектов.
Инвесторы больше обращают внимание на онлайн-стартапы

На сегодняшний день интерес у бизнес-ангелов вызывают стартапы, которые решают вновь появившиеся проблемы. К ним относятся онлайн-развлечения, онлайн-образование, сервисы доставки, цифровое здравоохранение и другое, подчеркнул президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов, президент Международной организации инвесторов Investoro Виталий Полехин.
«Программное обеспечение для бизнеса — это то, что еще до пандемии считалось, что будет мощным трендом. Потому что софт для обычных конечных пользователей очень сильно изменился, стал клиентоориентированным, а все, что касается бизнеса, осталось далеко позади», — отметил спикер.
При этом пострадали старапы, затрагивающие туризм и офлайн-развлечения, спорт, отели, рестораны. Эти проекты не получают поддержки инвесторов, если они не трансформировались, добавил Полехин.
«Все, что инвесторы ищут, это именно в этих пострадавших секторах какие-то абсолютно новые идеи, которые совершенно по-другому смотрят на эти сектора, попытаются на обломках пострадавших бизнесов, которые мы все знаем, построить что-то новое»Виталий Полехин
Школьникам надо показывать, что предпринимательство — это хорошо

Начиная со школьной скамьи детям нужно показывать, что предпринимательство — это хороший и благородный вид деятельности, отметил заместитель гендиректора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Павел Гудков.
Для того чтобы втянуть школьников, необходимо разработать игру, благодаря которой они смогут потренироваться в запуске собственного бизнеса и товарно-денежных отношениях, пояснил эксперт.
«Пусть это будут не реальные деньги, это даже хорошо, снимает боязнь и риск что-то реально потерять. Но, тем не менее, там можно будет заключать друг с другом договоры, создавать команды, выполнять заказы крупных госкомпаний или частного бизнеса, которые могут предоставлять какие-то свои призы»Павел Гудков
Он добавил, что если дети, не рискуя реальными деньгами, добьются каких-то успехов, после они смогут реализовать себя в бизнесе: «В перспективе 5-10 лет, если раскрутить такую историю, это даст приток новых инициативных людей», — отметил Гудков.
Внедрение инноваций зависит от ученых, вузов и бизнеса

Трансфер новых технологий от вузов и научных организаций в реальный сектор экономики не ограничивается созданием стартапов и их поддержкой. Нужно взаимодействие всех игроков: ученых, вузов или научных организаций и бизнеса, считает начальник управления правовой поддержки экспорта АПК ФГБУ «Агроэкспорт» Олег Дьяченко.
По его словам, ученые должны уметь презентовать свои технологии, вузы — взаимодействовать с бизнесом, а бизнес — коммерциализировать проект. Кроме того, нужна соответствующая инновационная инфраструктура, которая будет сопровождать процесс трансфера технологии от момента его появления до серийного производства.
«Упаковкой» технологий должны заниматься центры трансфера и коммерциализации проектов. Однако сегодня в России это крайне малочисленные организации, которые занимаются бумажной работой и не выполняют свои функции, поскольку нет кадров, готовых работать в этой отрасли. На Западе же этим занимаются настоящие «продажники», которые обладают связями в бизнесе и умением продавать и упаковывать проекты.
«В условиях нехватки кадров их надо готовить, укрупнять усилия — создать центры коммерциализации технологий на базе нескольких вузов, региональных технопарков или институтов развития»Олег Дьяченко
В качестве примера спикер привел Центр интеллектуальной собственности «Сколково», где около 40 человек обеспечивают всех резидентов правовой охраной и юрсопровождением, а также отвечают за коммерциализацию результатов. Эту модель можно масштабировать и использовать по всей стране, считает Дьяченко.

Нет комментариев-