Фэнтези-спектакль для взрослых «Карурман» рассказывает о временах, когда люди поклонялись духам леса и богу неба Тенгри, воевали за территорию, пытались выжить и всеми силами боролись за власть. Сценарий пьесы с нуля написали режиссер Резеда Гарипова и директор Дома-музея Шарифа Камала Луиза Шарова.
История повествует о народе, живущем в дремучих лесах, людях, которые постепенно должны ассимилировать и соединиться с правителями степей. Даян бий, властитель общины, проживающей у лесов, чувствует скорое приближение смерти. Он считает, что на него навели порчу, и просит помощи у лесного покровителя Ярымтыка.
Даян не хочет умирать и отдавать владения Ялан бию, воителю степей. Он делится своими соображениями с женой Сююргуль. Но ему придется заключить с ним союз, отдав ему в жены свою дочь Джайран — воительницу и умелую наездницу. На трон отца претендует его сын Абруй, глаза которого застит ярость, но не мудрость, и поэтому Даян не спешит подводить преемника на царство.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/72da93eda881c14bedf347c45c689ae09ed8287fb3caa4d626dcbfd8fd40.jpg)
«Спектакль — это сборная солянка. Нашей задачей было собрать известных персонажей, таких как Шурале Габдуллы Тукая, Ярымтык — башкирский лесной дух. Мы изучали их магию и волшебные способности, чтобы посмотреть, как они могут действовать в пьесе. Все обрядовые моменты были взяты из культуры тюркских народов, мы их переосмыслили и представили по-своему» режиссер Резеда Гарипова
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/7f0205bff2399e4ec06db51622cec22bbd5b38b83976f9869e5599cd7ecc.jpg)
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/18fdbebfb1460f313b6836492fbc8ac42ed437cbd3d8666ac78f5a64b232.jpg)
Как Роберт Баратеон перекочевал на сцену татарского театра
В сюжете постановки есть отголоски знакомых многим фэнтезийных фильмов и сериалов. Например, умирающий вождь лесных жителей напоминает короля Роберта Баратеона.
Он такой же жадный до власти и не чувствует, что у него под носом строят козни. Его жена Сююргуль напоминает Серсею Ланнистер, которая, правда, изменяет мужу не со своим родным братом.
Дочь Даяна и Сююргуль — это смесь Арьи и Сансы Старк, а также Дейенерис, потому что она повторяет судьбу Бурерожденной, ведь ее отдают для укрепления союза дикому предводителю племени, но в то же время она прекрасная наездница и может постоять за себя в ножевом бою и проявить в беге на скорость.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/80d46ef8f8e438f0c330c9a110b11f6ecd9af5b546459787709c670d75f8.png)
Советники Даян бия — один в один как «малый совет» в «Игре престолов», и у каждого из них своя зона ответственности. Есть и один скрытый персонаж истории, который переродится для того, чтобы добро победило, и это «Джон Сноу» спектакля — Ялчын, а также свой Мизинец — хитрый Маглун бек, который строит козни на протяжении всего спектакля. Дух леса Ярымтык — это трехглазый ворон истории, который сыграет роль намного важнее, чем его собрат по сериалу.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/54f559459f7a6314dc8c86f9593788288bcde8d51b99a6a910e836c82a50.jpg)
Шикарная музыка, много диалогов и мало боевых сцен
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/5c49e3fde409d48e09dd4dd08eb12ef37b1ff6225b6938c048def1f33ac3.png)
Стоит отметить саундтрек спектакля, который создавался музыкантами группы Juna. Музыка прекрасно дополняет происходящее на сцене и погружает в волшебный мир духов и сражений.
«Мы вдохновлялись языческой музыкой разных народов, начиная от тюркских, заканчивая славянскими. У нас была задача привлечь много магии в музыку, поэтому мы взяли всё, что у нас есть дома: рюмки, колокольчики, шумелки — и закупили большой кожаный шаманский бубен», — рассказала музыкант группы Juna Александра Мустафина.
«Карурман» может похвастаться и своими декорациями: сцена, которая кружится на протяжении спектакля, и корни деревьев, которые постепенно опускаются с потолка, многого стоят. Декораторы поработали на славу, так же как и художники по костюмам, которые детально воссоздали наряды фэнтезийных героев.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/c61f240c4c95fda458d898917d3fb424f4138912202e76d55e3dfd71d08f.jpg)
В целом спектакль погружает в волшебный мир, который не привязан к историческим событиям, и тем самым не нужно углубляться в факты, чтобы понять происходящее на сцене. Однако диалоги порой кажутся довольно затянутыми, особенно в ключевые моменты, когда основной мотив героев понятен и нужно динамично двигаться дальше. На мой взгляд, сцен боя можно было сделать чуть больше, потому что скачки хоть и получились на славу, но они не компенсируют сцен с длительными диалогами. Музыкально-танцевальные перебивки плавно вплетены в нить повествования, будто мы и вправду смотрим сериал. Новый проект «Карурман» стал действительно шагом вперед для театра Тинчурина, который ранее ставил в основном переработанные пьесы прошлого. Если спектаклей, нацеленных на молодежь, станет больше, театр ждет развитие в лучшую сторону.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/07b3a3865eaf30d8b0ceb3bc9faf50bca494ac58a9ec05eb7503151c56f0.jpg)
Главные роли в спектакле исполнили заслуженный артист РТ Рустем Гайзуллин, который играл в коротком метре Фирдуса Тямаева «Семь ребят», Гульназ Наурметова, Артем Пискунов и Гузель Галиуллина.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/27e48f9a5a969839aa2de950b58832fb1d3b96c2547891e5e6fa9b9a2082.jpg)
«Это уникальная постановка по своему художественному замыслу и масштабу, начиная от количества актеров и сюжетных линий до сценографии и спецэффектов. Такое не каждый день увидишь. К тому же спектакль создан талантливыми режиссерами, актерами и музыкантами, которые являются нашими ровесниками, и мне кажется, он останется в памяти зрителей надолго» основатель лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров
Милеуша Хабетдинова: Для татарина важно содержание, а в спектакле оно традиционалистское
Постановка погружает зрителей в вымышленный мир, ориентированный на сохранение вечных культурных ценностей. Несколько любовных треугольников являются дополнительными катализаторами сюжета. У нескольких главных героев своя линия развития, например в роли мудреца предстает колдунья, которая обеспечивает связь со временем становления тюркских племен в 6-м веке нашей эры.
«Появление пьесы в жанре фэнтези — это шаг вперед в развитии молодежной литературы. Сегодня мы переживаем период, когда молодые люди не воспринимают прежнюю стилистику, потому что они воспитаны на новой литературе, в том числе на фэнтези. И я надеюсь, они с интересом воспримут этот спектакль, потому что «Карурман» отвечает требованиям жанра», — сказала кандидат филологических наук писатель Милеуша Хабетдинова.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/6473cc411984d635a42fbb4d04c3c84057da354d774ecb58d1cc23c5ada7.jpg)
Герой произведения романтический и благородный, развязкой спектакля станет победа над злом.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/610a020a5e33c7dfdf44613c6309efa9542021cd85bbc3626c6237e6c89b.jpg)
«Место в спектакле не имеет географической привязки и определенному времени, что характерно для произведений в жанре фэнтези. Я думаю, детская и молодежная аудитория будет с удовольствием смотреть спектакль. А старшее поколение сможет вспомнить об эпических сюжетах, которые господствовали на татарской сцене в период возвращения исторической драматургии в 60-х годах», — добавила Хабетдинова.
К слову, эскиз спектакля был показан в рамках творческой лаборатории «Калеб», которая проходила на базе театра им. Кариева в декабре 2019 года.
«Спектакль я смотрю второй раз и вижу, что после эскиза внесены существенные изменения и двойственность была преодолена. Перед нами не эпос и сказка, а фэнтези. А я приветствую эксперименты в новых жанровых формах, потому что они хорошо ложатся на лекала татарской драматургии. Ведь для татарина важно содержание, а здесь оно традиционалистское», — отметила писательница.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/f51492104ca38ba82db3c4adbae51e3b60b0050862b4aa4d6ce7018e6271.jpg)
Авторы балансируют на литературных сюжетах, предоставляя тем самым возможность зрителям обратиться к своему культурному багажу. Есть в произведении отголоски темника Золотой Орды Едигея, дастанов или преданий, также образ тюркской воительницы.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/e4196b78ca963092f71c345a6bb1075d9f5d3a5af180568f05ddc01c1281.jpg)
Герои произведения, которые ратуют за перемены и апеллируют к силе, оказываются поверженными. Победителями становятся те герои, которые обращаются к знаниям, исторической традиции и благородным устремлениям человеческой души.
«Но пока нельзя сказать, что это татарское фэнтези. Пока это лишь произведение на западноевропейский лад с татарскими нотками»писательница Милеуша Хабетдинова
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/b3c719b69cbfc93fa683e1a91f2e5448ce46f7678311697b3ba9dae686ea.jpg)
Альфат Закирзянов: Постановка красочна, сложна и контрастна
Произведение переносит нас в прошлое, в котором авторы выносят на первый план проблемы, характерные и для современного мира. Герои пытаются найти себя в обществе, найти взаимопонимание с близкими и природой (которую олицетворяет в спектакле темный лес), при этом они подчиняются небесному богу Тенгри.
«Я понимаю, что проблемы у нас те же и все мы ищем истину. Авторы показывают древнее общество, а я воспринимаю его через призму своего мировосприятия, и я ищу ответы на свои вопросы через поиск главных героев», — добавил завотделом Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова Альфат Закирзянов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/e8a6e8efe6a87b52a048e602f360552daa8f3af0d9012f860b21576ccae4.jpg)
Содержание спектакля напомнило преподавателю два произведения — «Итиль-река течет» Нурихана Фаттаха, где описываются события 922 года, времен, когда булгары приняли ислам, и «Ру» Гафура Каюмова о племенах и общинах, которые воевали друг с другом и параллельно развивалась история тюркских Ромео и Джульетты.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/ff4b5b6d20f10c2a092cb4f97413e1b3dad69fa7557824ff6c9cfae70f13.jpg)
«Фэнтези — сложный жанр, но в то же время не новинка для татарской сцены. Сама постановка красочна, сложна и контрастна начиная от героев, заканчивая декорациями и музыкой» завотделом Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова Альфат Закирзянов
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/3/13/8f413b9123ff629d4b45a99e34d4569ebebab17c6d3484bad97ae75bef32.jpg)
Нет комментариев-