Что такое Readovka и кто ее основатель?
Readovka выросла в полноценное СМИ из городского паблика ВКонтакте о Смоленске. Сначала издание фокусировалось на региональной повестке, но со временем оно подросло и переключилось на федеральный уровень, запустив редакцию в Москве. По крайней мере, такую хронологию описывает основатель проекта Алексей Костылев.
Алексей Костылев – уроженец Рославля Смоленской области. В начале десятых он уехал в Петербург, где у него «вполне себе своя жизнь началась», но «как хобби он вел региональное смоленское сообщество». В Смоленске у него был строительный бизнес, который он забросил перед переездом в северную столицу. В Петербурге Костылев «простым работягой ездил по всему городу» и «удалял плесень». О будущем в медиа-сфере, по его словам, он тогда не задумывался.
Сейчас в холдинге Костылева три компании: «Реадовка67» (смоленская редакция), Readovka (московская редакция) и PR-агентство Ready. Отметим, что PR-агентство Ready, к которому относится Readovka, занимается в том числе политическим пиаром, созданием громких инфоповодов и Government Relations (коммуникацией бизнеса с властью).
О связях
Издание «Медуза»* через знакомых Алексея Костылева выяснило, что Readovka в прошлом якобы работала с администрацией Смоленской области, но в 2018 году у основателя издания произошел конфликт с представителями команды губернатора и он переехал в Москву. В разговоре с «Медузой»* основатель Readovka сведения о конфликте с администрацией Смоленской области Костылев опроверг.
Также ходил слух, что прокремлевский медиаменеджер Арам Габрелянов консультировал редакцию Readovka через Семена Пегова (военкор издания Габрелянова Life News, начинавший свою журналистскую карьеру в Смоленске, где он и познакомился с Костылевым – прим. ред.). Помимо этого, Костылев ходил на стрим Russia Today «Прекрасная Россия бу-бу-бу». По его словам, чтобы познакомиться с главредом Маргаритой Симоньян.
О деньгах
«У сайта были проблемы с финансами, но позднее появились деньги, говорят, что инвестора помог найти Семен Пегов», — утверждал источник «Медузы»*. Однако на стриме журналиста Олега Кашина Костылев заявил, что никакого стороннего финансирования его издание не имеет. Якобы последние семь лет он выстраивал собственную инфраструктуру. Основатель Readovka особенно настаивает, что не получает денег от Кремля или других властных структур.
«Медиа – это всегда бизнес. Нужно учиться выстраивать здесь те модели, которые ты хочешь», — сказал Кашину Костылев. Из стратегий он упомянул только одну – быструю монетизацию: «например, в телеграм приходишь, набрал блоков, набрал размещений и сидишь довольный».
Кашин прямо спросил Костылева, занимается ли Readovka вымогательством денег за, так называемый «блок на негатив». Оказывается, что по рынку ходили такие слухи. Например, про банк «Тинькофф». Костылев стал уводить тему в сторону, а не прямо отвечать на вопрос.
Правда, конкретно про «Тинькофф» в итоге рассказал: «Не нужно обсирать меня с ног до головы, кидать трубку, угрожать мне ФСБ, вносить меня в черный список и ждать, что я такой вот… на это посмотрел. Ни о каком вымогательстве здесь речи не идет. Я к ним обратился за комментарием, а получил какой-то неадекват».
О продаже Readovka Костылев говорил следующее: «Меня часто спрашивают: «Что ты будешь делать, когда условный Ковальчук придет и скажет: «На тебе 300 миллионов условных нерублей?» Ну вот будет этот момент – буду думать».
Как Readovka стала правым медиа
На стриме у того же Кашина основатель издания рассказывал, как Readovka пришла к новостям о мигрантах и ущемлениях русских (а это львиная доля контента на сайте):
«Началось все с киргизского мальчика. На него очень пошел хороший отклик. Потом Казахстан с языковыми патрулями. А дальше уже просто пошло-поехало».
Он объяснил, мол, первые темы пришли через «ВКонтакте», сообщили читатели.
Костылев посетовал, что раньше регулярно сталкивался невозможностью добиться реакции читателей. А в случае с новостями о бесчинствах нерусских «отклик пошел колоссальный».
«Мы, наверное, выражаем бессознательное, ну такого, типичного россиянина. Русского, я бы даже так сказал», — заметил Костылев.
Целевая аудитория: «Наша аудитория – это рассерженный горожанин. Люди от 20 до 60, которые чувствуют эмоциональный отклик по поводу того, что мы пишем».
Скандалы с участием Readovka
В 2020 году компания ООО «Школьник-ЮЗ» обратилась в суд из-за публикации в Telegram-канале издания Readovka. Редакция выложила фотографии рыбных консервов с червями в банке, заявив, что этот продукт не первой свежести был выдан одному из учеников московской школы №1206. Ответственность за поставку Readovka возложила на «Школьник-ЮЗ». Представители предприятия отреагировали на обвинения и потребовали от издания опровергнуть публикацию, так как информация не соответствовала действительности. Как оказалось, «Школьник-ЮЗ» не заключал никаких договоров и контрактов с образовательными организациями на поставку продуктовых наборов для школьников.
Временной блокировкой издания закончилось противостояние Readovka с депутатом Госдумы от «Единой России» Дмитрием Саблиным. Сначала редакция опубликовала статью, в которой заявила о том, что под контроль Саблина якобы перешла часть акций подмосковного «Совхоза имени Ленина». Депутат назвал изложенные в ней факты недостоверными и потребовал удалить материал. После этого Саблин вновь подал в суд на издание, на этот раз из-за публикации об якобы принадлежащей ему яхте.
Также примечателен публичный спор Алексея Костылева с журналистом «Медузы»* Иваном Голуновым. Последний, напомним, высказал сомнения по поводу «чистоплотности» методов работы Readovka после публикации об отравлении детей в московских детсадах.
*«Медуза» - издание признано в России иноагентом.