Казанский питомник служебного собаководства находится рядом с ИК-19. Сейчас в нем содержатся десять взрослых собак и 27 щенков, которых только предстоит подготовить к службе. В течение четырех месяцев кинологи занимаются с ними так называемой воспитательной дрессировкой — приучают к поводку, ношению намордника и разучивают элементарные команды.
«За год в среднем в питомнике рождается около 40-45 щенков. Большая часть из них остается на территории Татарстана, остальные уходят в другие территориальные органы», — объясняет начальник кинологической службы УФСИН России по РТ Ильнар Вахитов.
По достижении четырех месяцев щенят осматривают ветеринары ведомства. Если у четвероногого обнаруживается патология, его выбраковывают. Например, неправильный прикус влияет на то, как собака пережевывает пищу. Животное остается голодным и ослабленным — собаки с проблемами здоровья не могут охранять важные объекты.
Если щенок оказывается пригоден к службе, за ним закрепляют кинолога и передают в исправительную колонию или СИЗО. У наставника есть семь месяцев, чтобы подготовить четвероногого к полноценной службе.
«У каждой собаки свой темперамент. К примеру, наибольшего результата в службе добиваются холерики и сангвиники — они очень активные и подвижные. Для таких собак нужны и особые кинологи. Важно, чтобы темпераменты обоих совпадали и они вместе выплескивали свою энергию», — объясняет начальник кинологической службы.
В зависимости от темперамента можно определить, на какую службу попадет собака. Четвероногих готовят по четырем направлениям — патрульно-розыскному, караульному, по поиску наркотиков и обнаружению взрывоопасных веществ. К моменту заступления на службу собака должна иметь определенный набор навыков. Например, патрульно-розыскных псов учат определять по запаху конкретного человека или уметь находить сбежавшего заключенного.
«Собака, служащая по такому направлению, должна уметь обыскивать транспорт. Помощь животного используется для выпуска транспорта с территории колонии или СИЗО — он определяет, есть человек в машине или нет», — рассказывает Ильнар Вахитов.
На территории каждого исправительного учреждения есть своя наркорозыскная собака. В казанской колонии № 19 эту «должность» занимает семилетний лабрадор по необыкновенному прозвищу Брава Саншайн Вени Види Вичи. Сами сотрудники колонии называют хвостатого коротко — Хати. Особенность пса в том, что до полутора лет он жил в обычной семье. Однако вскоре владельцы собаки решили переехать из республики, взять с собой собаку у них не получалось.
«Как раз в тот момент я находился в поисках собаки, которая могла бы разыскивать наркотические вещества. Знакомые сообщили о Хати — не задумываясь, я забрал ее», — рассказывает начальник кинологического отдела ИК-19 Ильмир Фахрутдинов.
Сначала Хати не слушался кинолога и делал только то, что хотел сам. На перевоспитание пса ушло около полугода — за это время он практически полностью стал ручным и научился выполнять большую часть команд. За шесть лет службы Брава Саншайн помог пресечь 20 попыток доставки наркотиков в исправительные учреждения.
В ближайшее время пес готовится «сложить свои полномочия» — на его место должна прийти годовалая овчарка по прозвищу Флеш. Сейчас собаки вместе тренируются — Флеш наблюдает за тем, как Хати ищет аналоги наркотиков в сумках, а затем старается за ним повторять. За каждый правильный выбор пес получает поощрение.
«Аналог наркотического вещества должен пролежать в сумке около 15 минут. За это время образуется облако с запахом — это позволяет собаке обнаружить нужную сумку, не дотрагиваясь да нее», — объясняет Ильмир Фахрутдинов, наблюдая за работой Флеша.
Следом Флеш тренируется на так называемой карусели. В каждой прикрепленной баночке «закреплены» разные запахи — мыла, мяса, рыбы и, конечно, наркотического вещества. Цель собаки— обнаружить его.
Служебные собаки из года в год повышают свою результативность — только в минувшем году благодаря четвероногим сотрудники УФСИН по РТ обнаружили и изъяли 920 граммов наркотиков, 83 телефона и 20 сим-карт.
Нет комментариев-