Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Художник из Челнов Данил Ахметшин: Я вдохнул жизнь в персонажей Тукая

Художник из Челнов Данил Ахметшин: Я вдохнул жизнь в персонажей Тукая
Художник Данил Ахметшин, вокруг рисунков которого разгорелся скандал, считает, что фольклор нуждается в современной интерпретации. К примеру, Козёл и Баран могли бы кататься на скейтбордах по набережной Тукая, а Кошка и Пёс – пить крафтовый чай.

Данил Ахметшин дал развернутый ответ по поводу шумихи, возникшей вокруг его рисунков, на которых известные персонажи татарских сказок Шурале и Су Анасы изображены в сексуальных сценах. 

Напомним, ранее ИА «Татар-информ» сообщало, что в республике разгорелся скандал – связан он был с изображением на сувенирных сумках сексуальных сцен с участием известных персонажей татарских сказок. 

Прокуратура РТ начала проверку этой информации. Для создания объективной картины происходящего ИА «Татар-информ» дало возможность художнику Данилу Ахметшину, а также другим участникам этой истории обосновать свою позицию. Художник, в свою очередь, пообещал корреспонденту ИА «Татар-информ» изложить свою точку зрения на ситуацию в развернутом виде. И слово сдержал. Данил опубликовал пост, в котором изложил предысторию создания скандальных рисунков.   

«Летом 2015 года я изучал татарские открытки Валерии Цинк. Мне было интересно, в чем секрет их успеха. Я проанализировал и установил, что в них есть гармоничное сочетание несочетаемого: банальные фразы на татарском, типа: “хәлләр ничек?”, “сәлам!” и “туган көнең белян!” сочетались с графикой в стиле манга. Мне захотелось самому сделать что-нибудь по такому же принципу — соединить привычное татарское и что-то чужеродное, ультрасовременное. Я придумал «Зомби-Шурале» и «Зомби-Су Анасы» — графические открытки, на которых изображались разлагающиеся персонажи сказок Тукая. Половина их лиц была обычной, а вторая выглядела как череп. Таким образом я хотел показать, что герои сказок Тукая не пользуются популярностью у современных детей, что трансформеры, человек-паук и “фиксики” более любимы и популярны. И поэтому персонажи старых сказок умирают», – поделился Ахметшин.

По словам Данила, когда он положил перед собой рисунки с Зомби-Шурале и Зомби-Су Анасы, то внезапно подумал, что было бы здорово соединить их в пару, выдумав для них воображаемую любовную историю.  

«Позднее я узнал, что это называется “шиппинг”, когда фанаты сериалов придумывают отношения между героями, которых нет в сериале. Я сделал открытку обнимающихся Шурале и Су Анасы. Работа получилась удачной. Персонажи обнимали друг друга – это выглядело романтично и естественно. О чем эта работа? Наверно, о том, что любовь побеждает смерть», – поделился своими размышлениями Ахметшин. 

Фантазия художника привела к тому, что в «семье» сказочных персонажей родился ребенок. 

«Потом, развивая тему отношений Шурале и Су Анасы, сделал открытку с ребенком, который мог бы у них родиться, — Мутант-бала. И еще одну открытку с иллюстрацией из воображаемой азбуки для Мутант-бала — “Тундырма” (мороженое). По замыслу, ребенок должен был учиться читать по азбуке, состоящей из слов, не свойственных татарской культуре, тем не менее прочно вошедших в наше культурное пространство: Үрмәкүч-кеше (Человек-паук), Ябалак-кеше (Бэтмен), Кырмыска-кеше (Человек-муравей), Нинҗа-ташбакалар (Черепашки-ниндзя) и так далее. Но не сложилось — я их так и не сделал. На сегодняшний день открыток только пять», – рассказал о нереализованном замысле Данил.

«Чуть позднее я пережил влюбленность, впечатления от которой легли в основу серии рисунков “Мечты и страхи Шурале”. Эта серия, как видно из названия, была посвящена воображаемым переживаниям Шурале от любви к Су Анасы. О чем эта серия? О том, что мое смелое обращение с персонажами Тукая вдохнуло в них жизнь, и они начали жить самостоятельной жизнью. Из старых корней выросло новое дерево», – уверен Ахметшин. 

автопортрет Данила Ахметшина

Резюмируя тему сказочных персонажей, Ахметшин пишет: «В Татарстане существует культ Тукая, что приводит к тиражированию и установке однотипных скульптур Шурале с зажатой в бревне рукой и Су Анасы, расчесывающей волосы. Все эти изображения являются бесконечными копиями. Это похоже на монолог попугая. Какими бы правильными и хорошими ни были бы слова, попугай их не понимает. А под штукатуркой этих фигур персонажи каменеют, мумифицируются и умирают. Лишь вольное, свободное, живое и в то же время бережное обращение способно вдохнуть в них жизнь», – считает художник. 

Данил Ахметшин также сообщил, что планов продолжать проект Шурале и Су Анасы у него нет.  Но он считает, что фольклор нуждается в современной интерпретации. По его словам, например, Козел и Баран из сказки Тукая могли бы кататься на скейтбордах по набережной Тукая, а Кошка и Пес там же пить крафтовый чай.   

«Могу еще предложить для примера такие сюжеты, как “Робот-Шурале против Годзиллы”, “Кисекбаш атакует Дарта Вейдера”, ”Су Анасы в гостях у Русалочки”, “Мырау Батыр в Зверополисе”. Воплощать все эти идеи мне не хватит жизни. Если кто-то захочет, я только “за”», – утверждает художник. 

Как сообщили ИА «Татар-информ» в прокуратуре РТ, проверка по факту использования персонажей татарского фольклора в сувенирной продукции в «нестандартном» виде продолжается. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев