Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Художник Алина Хайруллина: «Мастеру песочной анимации нельзя отдыхать ни одного дня»

Художник Алина Хайруллина: «Мастеру песочной анимации нельзя отдыхать ни одного дня»
Алина Хайруллина – руководитель единственной в Татарстане школы песочной анимации, художник, создающий восхитительные фильмы и композиции из песка. В интервью ИА «Татар-информ» Алина рассказала об особенностях этого искусства и об интересных моментах своей работы.
  • Песочная анимация – одно из направлений изобразительного искусства. Это рисование картин движениями рук на специальном стеклянном столе при помощи света и тени. Этот вид искусства в 1969 году изобрела канадский и американский режиссер-мультипликатор Кэролайн Лиф.

Алина, почему ты выбрала такое необычное направление в искусстве?

Однажды в программе «Минута славы» я увидела, как мастер из Украины Ксения Симонова рисовала на стекле восхитительные картины, и раз и навсегда влюбилась в это искусство. Тогда я подумала: «И у меня есть талант рисования, почему бы не попробовать себя в этом направлении?» В этот же день я принесла домой с детской площадки самый обычный песок и создала свою первую композицию. Роль стола выполнила стеклянная фоторамка и белый лист бумаги.

Затем в интернете я начала знакомиться с работами художников. В то время как я искала информацию об искусстве песочной графики, я наткнулась на объявление о проведении мастер-классов в Санкт-Петербурге. Трехдневные курсы помогли мне накопить мой первый опыт. Там нам объясняли основные принципы песочной анимации. По приезде домой я поставила перед собой цель освоить песочное искусство. Каждый день определенные часы я посвящала рисованию картин, так как мастеру песочной анимации нельзя отдыхать ни одного дня. Вот, например, во время карантина сделала паузу на несколько дней, и уже чувствуется, что я не занималась: пальцы забывают нужные движения и перестают тебя слушаться.

Какие подходы существуют в рисовании песком?

Их очень много: техника просыпания и рассыпания песка, синхронная работа (когда используются сразу обе руки)… Песочная анимация – сравнительно новый вид творчества. Она вошла в нашу жизнь совсем недавно, и ее обновление продолжается. Очень интересно абстрактное создание картин. Когда ты берешь горсть песка, рассыпаешь его по экрану и в зависимости от того, на что это похоже, продолжаешь создавать свой образ. Если в традиционном изобразительном искусстве есть определенные рамки, то в песочной графике всегда широкое поле для экспериментов. Можно рисовать любым материалом, который имеет сыпучесть. Используют цветной и обычный песок, и даже кофе, манную крупу, гречку и рис.

Ты создаешь картины только из песка?

У меня есть еще один новый способ, похожий на песочную анимацию. Я научилась делать композиции на фосфорном экране при помощи маленьких фонарей. Это называется «шоу световых картин». В обоих направлениях произведения искусства создаются светом, тенью и движением рук. Но надо сказать, что рисовать фонарями труднее, чем песком. Здесь требуется больше точности.

Какой песок используется для создания композиций? Каким он должен быть?

Можно рисовать любым песком. Но для создания красивых композиций нужен специальный кварцевый. Он очень мелкий, им работать намного легче. Я привезла такой в большой банке из Доминиканы, куда мы ездили отдыхать с семьей. Уже который год использую его. Когда добавляешь этот песок в обычный, меняется состав материала, он становится мягче.

Долго использовать один и тот же материал нельзя. Если работать песком больше месяца, он становится маслянистым и плохо сыпется. Тогда я его хорошенько мою с «Фэйри» и сушу в горячей печи.

Алина, трудно создавать картины из песка?

Кроме меня в Татарстане никто этим серьезно не занимается. Есть только те, кто делает это для себя. Но они не работают на профессиональном уровне. Я живу этим уже с 2011 года. Пока в республике мне не нашлось конкурентов. Было бы легко – за это брался бы каждый второй.

Для того чтобы показать песочное шоу на каком-либо мероприятии, нужно готовиться целую неделю. Создать композицию, записать ее на подарочный диск, взять все необходимое оборудование, поехать на место проведения мероприятия, установить все так, чтобы не вышло никаких технических неточностей, и выступить ловко и точно… Для этого требуется много сил и подготовки.

У тебя есть помощники?

Есть человек, который делает монтаж видео моих композиций. А муж – это мой технический директор. Установка и наладка всего оборудования, камер и проекторов ложится на его плечи. Мне остается только пойти к столу и создать красоту. Как-то мне пришлось поехать на мероприятие без мужа. Вот тогда я и осознала всю его ценность в полной мере. Работать в тандеме, особенно со своим мужем, очень здорово.

Тяжело ли научиться песочной анимации? Может ли это сделать тот, кто не умеет рисовать?

Научиться можно. В интернете есть специальный чат Союза песочных художников. Там сидят все, кто творит в технике песочной графики, из Литвы, Латвии, Германии, России и других стран, и те, кто просто интересуется этим видом творчества. Мы обмениваемся мнениями, советуемся. В этом чате есть даже такие, которые совсем не умеют рисовать. Одна женщина из Казани сначала учится в интернете рисовать карандашом, а потом повторяет рисунок песком. Есть и такие, которые учатся в 55 лет. Нужно только желание.

Я окончила отделение по подготовке художников Набережночелнинского государственного педагогического университета. Высшее образование в этой сфере помогло мне быстрее освоить профессию.

Один мой знакомый начал заниматься песочной анимацией и через месяц бросил. Видимо, он хотел таким образом просто заработать денег. Дело, начатое только из материальных побуждений, не удается. Когда сам остаешься доволен своей работой, когда она приносит тебе радость, ты можешь делиться ею с другими.

Сколько времени потребуется, чтобы научиться рисовать песком?

Примерно три месяца. За это время большинство моих учеников полностью осваивают секреты песочной анимации.

«Сейчас ученик 9 класса рисует как 3-4-летний ребенок»

Алина, у тебя в Набережных Челнах есть своя школа песочной анимации, которая успешно работает. Не опасаешься ли ты того, что из твоих же учеников вырастут конкуренты?

Все конкуренты – это мои ученики и друзья. Поэтому я не боюсь, что они сместят меня. Среди учеников очень много талантов. Например, Миляуша Халикова. Ей всего 14 лет, но она уже выступает самостоятельно. Я даю ей возможность показать себя и заработать деньги. Когда поступают заказы, предлагаю ее.

Вместе с учениками мы регулярно принимаем участие в самых разных конкурсах и фестивалях. Я разрешаю выступать только тем ученикам, которые уже серьезно готовы к этому. Если ребенок пока не созрел, я говорю ему прямо: ты сможешь выйти на сцену, когда наберешь достаточно опыта. Чтобы не пришлось краснеть ни ему самому, ни мне.

Сейчас в моей школе обучаются около 30 детей. Кроме этого, я веду занятия в 41-й школе. Я обучаю этому прекрасному искусству порядка 100 человек по всему городу.

Я открыла свою школу песочной анимации в 2015 году. В этом большую помощь мне оказало государство. В республиканском молодежном фестивале мой проект «Школа песочной анимации» занял второе место, и я получила грант в размере 500 тысяч рублей. Эту сумму целиком я потратила на оснащение своей школы. Если бы я не победила, может, эта задумка и не воплотилась бы в реальность. На этапе становления многим приходится сталкиваться с финансовыми трудностями. Один только стол для рисования песком стоит 5 тысяч рублей. В первые годы весь мой доход уходил на творчество и расширение технических возможностей школы.

Что дают детям занятия песочной графикой?

Рисование песком помогает ребенку учиться сосредотачивать внимание, повышает способность мыслить, улучшает моторику. Сейчас дети оторваны от жизни, они как будто живут в параллельной реальности. Витают мыслями где-то в облаках. Это я замечаю в каждом втором своем ученике. Думаю, влияет большое количество внешнего информационного шума вокруг. На улице гул транспорта, сигналы, экраны с говорящей рекламой, дома постоянно работающий телевизор, интернет – все это негативно влияет на нервную систему. У меня были и такие дети, которых приводили по рекомендации невропатолога, так как рисование песком эмоционально успокаивает.

Во время рисования необходимо давать ребенку полную свободу творчества. Чтобы он творил, полностью забываясь, и получал от этого удовольствие. Если хочет, пусть изображает героев мультфильмов или сказок. Творчество не должно ограничиваться рамками. Я сама какое-то время работала учителем. Стандарты учебной программы урезают возможности и учителя, и учеников. Что бы ты ни делал, невозможно научить рисованию за один урок в неделю. Например, сегодня ты должен с детьми изобразить вид из окна. За 45 минут ты обязан все им объяснить. А ведь вид из окна – это не только дерево и дом. Это очень трудный процесс. Для того чтобы нарисовать дом, нужно объяснить, что такое чертеж и перспектива. И само дерево состоит не только из ствола и листьев, важно показать, что такое планировка, техника света и тени.

Поэтому сейчас умение рисовать у ученика 9 класса находится на уровне 3-4-летнего ребенка. Он не может прыгнуть выше этой планки. У многих даже не раскрывается талант, который изначально заложен природой.

И в школах искусств детям не дают возможности пофантазировать. Справедливости ради надо сказать, что там очень тщательно обучают всем тем техникам, которые я перечислила ранее. Дети прекрасно знают все эти подходы. Есть и такие, которые и в 7 лет рисуют как профессиональные художники. Но на протяжении 5 лет ребенок изучает все техники рисования на примере одной вазы или яблока. Ваза, яблоко, ваза… Это же так грустно. Дети очень быстро устают от однообразия. Если мы сегодня рисовали ту же вазу, завтра нужно рисовать людей, послезавтра насекомых, природу. Это ведь все то же изобразительное искусство. Почему его нужно ограничивать рисованием одной вазы?

Как относятся к твоему творчеству другие? Например, художники.

Однажды мы своими силами устроили в Челнах выставку песочной и водной анимации. Тогда известные и уважаемые художники города дали ей очень низкую оценку. Восприняли песочную анимацию как пустышку. Мы так и не смогли донести до них свое творчество и мысли, которые стремились выразить.

Я считаю, что изобразительное искусство должно шагать вместе со временем. Сейчас люди перестали ходить на картинные выставки. К сожалению, с каждым днем тех, кто интересуется этим, становится все меньше. Человек сейчас живет внутри этой коробки (показывает на телефон). И чтобы сохранить свое творчество, мы должны перевести его в формат, с которым можно знакомиться через эту «коробку».

Ты могла бы стать профессиональным художником. Как ты считаешь, много ли сейчас проблем в сфере изобразительного искусства?

В свое время я пробовала заниматься изобразительным искусством и чуть не осталась совсем без денег, так как создание картины требует больших материальных затрат. Холст, масляные краски, оформление картины в рамку… Качественные материалы стоят очень дорого. А для того, чтобы писать дальше и как минимум зарабатывать на жизнь, тебе нужно еще и продать эту картину. Как бы ни было прискорбно, ценность настоящих произведений искусства изменилась. Это нужно признать. Сейчас очень трудно найти тех, кто купит полотно за 20 тысяч.

Я знаю художника, который рисует с помощью кофе. Разливает его на бумагу и по следу этого пятна изображает, к примеру, танцующую девушку. Он продает свои работы на аукционах за очень хорошую цену. И их покупают. Так как сейчас люди тянутся к простоте. Эти картины не похожи на другие, они необычные, интересные. Если подумать, художник не тратит на них и двух копеек, а ценятся они очень высоко. Потому что они привлекают людей не материалами, которые здесь использованы, а новым взглядом на творчество.

«Татарские композиции создаются из воспоминаний детства»

В твоем творчестве много композиций и с татарскими мотивами…

Я же татарка. Через свое творчество я стараюсь хоть немного акцентировать внимание на старинных обычаях нашего народа, национальных традициях, религии. Будучи единственным профессиональным художником, работающим в технике песочной графики, я считаю своей обязанностью показывать другим нашу республику и наш народ.

Среди татарских композиций мне особенно близка та, которая создается под песню «Каз канаты». Также у меня есть работы о наших видных писателях – Габдулле Тукае, Мусе Джалиле, Кадыре Сибгатуллине, приготовленные для конкурсов «Татар кызы» и «Татар егете». Много композиций, которые сопровождаются содержательными татарскими песнями. Глядя на них, многие, в том числе и татары, живущие за рубежом, пишут мне слова благодарности.

Что вдохновляет девушку, выросшую в городе, создавать национальные композиции?

Мое детство прошло в красивой деревне Беркет-Ключ Черемшанского района. Проводя там все лето, я возвращалась в город, почти забыв русский язык. Мы росли, общаясь на татарском, видя, как читают намаз наши бабушка и дедушка. А сейчас в моем окружении нет людей, с которыми можно от души поговорить на родном языке. Очень скучаю по разговорам на татарском и по бабушке. Я творю с воспоминаниями о детстве и с тоской о том времени.

Как родился сюжет композиции на песню Гузель Уразовой «Онытмагыз безне»?

Это интересная история. Я не фанатка Гузель Уразовой. Эту песню услышала совершенно случайно, подумала, что она очень красивая.

Когда начала взрослеть, проводить лето в деревне не получалось. Появились житейские заботы. А наши дедушки и бабушки продолжали нас ждать. Как только я услышала эту песню, перед глазами встала бабушка. Вот так и была создана композиция, посвященная моей бабушке Марьям.

После этого прошло много времени, и однажды мне позвонила Гузель Уразова. «Оказывается, вы сделали ролик на мою песню», – сказала она. Тут мое сердце упало. Я подумала, что она сейчас начнет обвинять меня в том, что я без спроса взяла песню и нарушила авторские права. Скорее начала извиняться. А она в ответ от души рассмеялась и сказала о том, что хотела бы показывать этот ролик во время своих концертов. Конфликта не случилось. Я с большой радостью отдала ей свою работу.

В прошлом году я должна была принять участие в ее концерте в московском Кремлевском дворце, посвященном 15-летию творчества. Но мы с семьей не смогли приехать с отдыха к назначенному времени. Ребенок заболел ветрянкой, и нас сняли с рейса. Пришлось еще две недели прожить в Испании. Не суждено было выступить на сцене Кремля. Сейчас Гузель Уразова показывает эту композицию во время концертов как клип к песне.

В прошлом году торжество, посвященное вручению премии радио «Тэртип», началось с твоей песочной анимации.

Мне пришлось сильно потрудиться над ее созданием. Мне отправили список из 22 артистов. Я должна была показать их всех в 8-минутной композиции. За это время нельзя не то чтобы 22, но и одного артиста изобразить. Когда я ломала голову над этой задачей, подруги из чата предложили выводить портреты на экран с помощью ЖК-телевизора. В итоге заранее заготовленные портреты артистов чередовались с пустым экраном. Я же в свою очередь во время этих пауз рисовала образы, которые соединяли воедино портреты, чтобы получалась цельная композиция.

Что ты чувствуешь, когда работаешь среди известных артистов?

Когда я была маленькой, мама очень часто смотрела татарские концерты. В памяти остались Айдар Файзрахманов, длинноволосая Римма Ибрагимова. А на том концерте я стояла на сцене вместе с ними. В конце многие подходили и просили отправить ролик. Я, безусловно, испытывала чувство гордости.

Алина, тебя называют танцующим художником…

С 18 лет я танцую брейк-данс. Как-то в интернете увидела, как японский артист рисует и вместе с этим демонстрирует приемы борьбы. Тогда я подумала, что можно объединить искусство рисования с танцем. Позже я позвала друзей, и мы организовали группу Friends. Ее участники не художники, поэтому портреты я создаю сама, а они всеми возможными способами помогают. Когда начинается музыка, я делаю первые штрихи портрета и выхожу вперед танцевать. В это время друзья идут и красят фон. А я продолжаю рисунок. Вот так по очереди мы танцуем и создаем образ. Основная фишка номера – успеть закончить портрет до завершения музыки.

Это пока еще новое, не замыленное шоу. Особенно оно нравится молодежи. На лето у нас очень много заказов. До этого, надеюсь, пандемия закончится и мы выйдем из самоизоляции.

Ты удивила даже известного певца и музыканта Петра Дрангу, верно?

Мне предложили выступить на концерте Петра Дранги в Челнах с проектом «Танцующий художник». А Петру не объяснили подробно, что это значит, рассказали только коротко. Он до последней минуты не мог понять, что я делаю на сцене (смеется). Выбрав его самую длинную песню, я в это время нарисовала его портрет. В конце подарила ему картину. Петру очень понравилось мое выступление, и он позвал меня с ним на гастроли в другие города. Я успела выступить в Казани и Москве. В Сочи поехать не смогла, мне нужно было быть рядом со своей семьей. В первую очередь я мать и жена. Эти роли я никак не могу сдвинуть на второй план. Мне пришлось сделать выбор, поняв, что я не могу на долгое время уезжать с концертами, оставляя свою семью.

Мы с Петром и сейчас остаемся друзьями. Он повесил мою картину в своем доме в Лос-Анджелесе. Он и фото мне отправил. На стенах дома небесного цвета картина на красном фоне смотрится отлично.

Чем отличается их манера работы, правила сцены и сценическая жизнь от наших татарских концертов?

Их уровень организации просто поражает. За все отвечает концертный директор. Он держит под контролем каждую минуту и даже секунду и артистов, и музыкантов. Скажу прямо – не предупредив его, даже в туалет не ходят. И после концерта с фанатами работает он. Он же определяет время фотосессии. Певец полностью доверяет своему концертному директору и платит ему бешеные деньги.

«Бывают такие случаи, когда рука не поднимается стереть свою работу»

Алина, в песочной анимации рисунки в мгновение исчезают, сменяются другими. Тебе не жалко так быстро расставаться с плодами своего творчества? Если бы ты написала картину, она бы осталась на века.

Конечно, жалко. Иногда я создаю один рисунок 6-7 часов, вкладывая в него всю свою душу, а потом его приходится стирать. Бывают случаи, когда рука не поднимается. Вместе с песком рассыпаются 6 часов моей жизни.

Поэтому я стараюсь все свои картины, от черновиков до итогового варианта, снимать на фото и видео. Мой архив очень большой. Сохранение работ дает возможность проводить анализ своего творчества.

Не думаешь ли ты, что если бы жила в другом городе, твое творчество оценивалось бы выше?

Мне всего 34 года. Есть возможность начать новую жизнь и в другом городе. Талант и там не дал бы потеряться. Но я не считаю нужным переезжать. Здесь моя семья, родители, дети, близкие, друзья. И к тому же я очень люблю свой родной город.

Как родители оценивают твое творчество?

Родители были не против. Помогали и во время учебы. Однако отец не понял моего перехода на песочную графику и никогда не верил в то, что это станет моим основным занятием. «Не занимайся ерундой», – говорил он мне. И мама при любом удобном случае призывала пойти в школу учителем.

Они – люди советского времени. Поэтому живут с мыслью, что у молодых должно быть постоянное рабочее место в бюджетной сфере и стабильная зарплата. Только после открытия собственной школы, обучения целого класса детей, увидев, что за несколько выступлений я получаю месячную зарплату, они перестали беспокоиться за меня. В то же время мама не понимает тех людей, которые готовы платить 15 тысяч рублей за одну песочную композицию. Говорит: «И за что только они платят тебе эти деньги?»

Ты уже 9 лет работаешь по этому направлению. Насколько изменился за это время спрос на твои произведения?

Раньше я всегда сама ходила на выступления. Сейчас чаще всего принимаю заказы на ролики. Потихоньку перехожу на работу онлайн. По сравнению с Челнами больше заказов поступает из других городов. Часто выступаю в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Рязани. Мне это и выгоднее. В других городах и цены отличаются. Выступление, которое в Челнах стоит 15 тысяч, в Москве оценивается уже в 30. К тому же у меня есть постоянные клиенты в Германии и Америке.

В 2021 году мы собираемся в Америку. Клиент, живущий там, хочет широко отметить день рождения сына. Оформление визы, расходы на дорогу и проживание он берет на себя и зовет нашу группу с проектом «Танцующий художник». Родители пока ничего не говорят тому парню: это будет сюрприз. Мы уже начали готовить документы на визу.

Были ли случаи, когда ты терялась во время выступлений?

Бывало и такое. Когда я победила в конкурсе, организованном радио «Европа плюс», меня позвали принять участие в концерте на московской арене. Мне предстояло выступить в качестве танцующего художника перед трехтысячной аудиторией. Перед самым выходом на сцену я как будто остолбенела. Вся задрожала, руки, которые должны были рисовать, и ноги, которые должны были танцевать, просто застыли и не слушали меня. В самую последнюю минуту я даже хотела от всего отказаться. Меня почти вытолкнули на сцену. Тогда я, наконец, взяла себя в руки, потому что назад дороги уже не было.

Если бы я выступала с песочной анимацией, то была бы намного спокойнее. Песок – это моя стихия. С ним я в любом месте чувствую себя уверенно.

Какие изменения сейчас претерпевает искусство песочной анимации в других странах? Ты следишь за этим? Какие бы обновления предложила сама?

По какой-то причине в нашей стране песочная анимация получила очень широкое распространение. Она популярна и в Китае. Там анимация создается в большей степени в стиле аниме, она приближена к мультфильмам.

Как я говорила ранее, новые подходы появляются постоянно. Раньше я делала портреты. Оказалось, что таким способом можно подарить человеку столько позитивных эмоций. Однажды, когда я изображала детство одного юбиляра, я нарисовала портрет его матери. Нельзя передать словами, как близко к сердцу это восприняли ее дети. «Сейчас мамы нет с нами, а с вашей помощью мы представили, что она рядом», – сказали они и обняли меня. Такие моменты нельзя передать через песни и танцы.

Проекты «Световое шоу» и «Танцующий художник» до конца еще не освоены. Когда это перестанет быть интересным для зрителей, буду искать что-то другое.

Хотелось бы узнать и о твоей семье.

С мужем Ниязом мы воспитываем двоих детей. Салават и Айша – оба школьники. Недавно внедренное дистанционное обучение перевернуло нашу жизнь с ног на голову. Очень мучаемся. Мне приходится целыми днями учить уроки вместе с детьми. Поэтому основную работу я вынуждена делать ночью.

Мне кажется, что и дети пойдут по моим стопам. Салават очень красиво рисует. А у Айши получаются отличные песочные композиции. Оба занимаются брейк-дансом.

Лет через десять я уже не смогу так прыгать. Мечтаю, что тогда буду организовывать выступления Салавата как танцующего художника и Айши как мастера песочной анимации. Безусловно, если это им будет интересно. Эта работа тяжелая, но она открывает перед человеком самые разные возможности творческого развития. 

Автор: Гульназ Хабибуллина

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев