Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Хотите учить сына татарскому – возите сами»: мама ребенка из чувашской семьи просит решить проблему перевозки ее сына в татарскую школу

«Хотите учить сына татарскому – возите сами»: мама ребенка из чувашской семьи просит решить проблему перевозки ее сына в татарскую школу
Обучение в татарской школе требует решительности и дополнительных расходов. Семья Бачковых из села Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Татарстана убедилась в этом на своем опыте.

Кошки-Новотимбаево – чувашская деревня. Родное село основателя чувашского письменного языка и чувашского национального образования Ивана Яковлева (1848 – 1930). 

В самом селе Кошки есть девятилетняя общеобразовательная школа. Лишь один ребенок в деревне решил продолжить учебу до 11 класса – это Михаил Бачков. Согласно составленному районным отделом образования плану ученики из села Кошки-Новотимбаево – в этом случае один ученик – должны обучаться в общеобразовательной школе села Киртели, что в 15 километрах. Киртели – мордовская деревня, в школе преподается мордовский язык. Школа здесь тоже маленькая, всего 20 учеников. Михаилу хочется учиться в школе побольше – такая есть в татарском селе Большие Тарханы. В этой школе 120 учеников, есть более углубленное изучение татарского языка. Расстояние между Кошки-Новотимбаево и Большими Тарханами – 17 километров.

Но оказалось, что желание учащегося никого не интересует. Хочешь ходить в определенную школу – пожалуйста, но подвозить мы тебя можем только до Киртелей. В итоге с начала учебного года мама Михаила Лидия Кузьминична возит сына в школу в Большие Тарханы на собственной машине. Муж инвалид по зрению, помочь с этим женщине не может.

«Они говорят – идите учиться в Киртели, – рассказала Людмила Бачкова. – А там в десятом классе всего один ребенок! Приедет мой сын – будет два. Он и здесь учился в классе, где всего два ученика. Я хотела бы, чтобы он учился там, где детей больше. Он и так немногословный парень».

Самое главное не это. Я хочу, чтобы он учился в татарской школе. Он хорошо знает татарский, в школе по татарскому языку у него были одни пятерки. Мы хотим знать татарский язык.

Вопросу «А для чего вам татарский язык?» чувашка по национальности Лидия Кузьминична очень сильно удивилась. «Мы живем в Татарстане! Обязательно надо знать! Я и сама знаю татарский. Не на 100 процентов, но на разговорном уровне знаю», – говорит она.

«Нам говорят, что в Большие Тарханы возить далеко. А на самом деле что до Киртелей возить, что до Тарханов – разницы особо нет, расстояние примерно одинаковое. Главное, всего два года назад двух девочек из нашего села возили в Тарханы, а теперь, значит, стало «далеко». Говорят, что денег нет. К Большим Тарханам прикреплены деревни Починок-Новольяшево, Тайба-Таушево. Мы, соседняя с ними деревня, относимся к Киртелям. Почему так?

У нас разве нет возможности выбора? Почему к нашему мнению не прислушиваются? Куда идти? Я звонила в отдел образования. Сказали, руководитель приедет в наше село на праздник в честь Ивана Яковлева, но я не смогла с ней встретиться», – рассказала Лидия Бачкова.

Однако сегодня у Лидии Кузьминичны уже есть ответ от руководства. По ее словам, заведующая воспитательной частью отдела образования Тетюшского района Инна Лазарева категорично отказала в ее просьбе.

В начале сентября Лидия Бачкова говорила с главой района, ей обещали, что вопрос будет решен «в течение двух недель». Прошло двадцать дней, проблема остается нерешенной. Она хотела еще раз встретиться с главой, но тогда не получилось, а теперь глава в отпуске. Женщине передали от него: «Денег нет, поэтому и автобуса нет». «Хотела бы я спросить у главы района: «Рамис Хатипович, это на самом деле вы так ответили или ваши сотрудники за вас говорят?», но пока увидеть его не получается», – говорит Лидия Кузьминична.

О желании учиться в Больших Тарханах семья заявила заранее, директор школы еще в начале августа поставил в известность отдел образования, что к ним будет ездить ученик из села Кошки-Новотимбаево. Маршрутную карту в отделе образования утвердили с опозданием – только 3 сентября. Лидия Кузьминична полагает, что все было сделано в спешке, и вся эта ситуация свидетельствует, что сотрудники ведомства к своим обязанностям относятся без должной ответственности.


«Получаются слишком большие расходы на одного ребенка»

Руководитель районного отдела образования Тетюшского района Татьяна Красулина заявила, что просьба пожелавшей обучать своего ребенка в татарской школе Лидии Бачковой не будет удовлетворена.

Фото с официального сайта Тетюшского района

«Желание родителей выбирать более подходящую для своих детей школу нами всегда приветствуются. Эта мама хочет обучать своего ребенка в Больших Тарханах – мы это поддерживаем. Но есть решение руководителя исполкома, на основе которого та или иная деревня прикрепляется к определенной школе. Деревня Кошки-Новотимбаево прикреплена к школе села Киртели. Это одна из лучших школ.

Но у матери свои представления. Так как Киртели – мордовская деревня, она хочет отдать ребенка в татарское село Большие Тарханы. Но это не совпадает с решением исполкома, поэтому возникшую проблему будут решать родители. Эта мама со мной еще не встречалась. Я бы сама ей объяснила – автобус не может ездить в школу Большие Тарханы», – говорит чиновник.

На вопрос: «Каким может быть решение?» – Татьяна Красулина ответила:

«Родители должны решать проблему сами. Можно ребенка поселить к какой-нибудь бабушке в деревне. Или пусть решает директор школы». По словам Красулиной, внести изменения в маршрутную карту почти невозможно.

«Автобусы должны быть лицензированы, соответствовать СанПиН, есть другие особенности. Это очень сложный механизм, планируется за полгода вперед. Если составим новый маршрут, он не может быть длиннее 15 км, а тут выходит 17 км. Ладно, это еще можно решить», – пояснила она и назвала самую главную причину:

«Каждая территория составляет маршрутную карту исходя из своих финансовых возможностей. Это решающий фактор при принятии решения. При изменении маршрута расходы на этого одного ребенка получаются 606 тысяч рублей. Исходя из этого, желание матери не было удовлетворено.

Родители могут отвести ребенка в любую школу, какую только пожелают», – снова повторяет Красулина.

«При желании могут отвезти в Тетюши», – добавляет она.

По ее словам, директор школы в Больших Тарханах не отказывается от этого ученика, а хочет принять в свою школу – тоже из-за денег, говорит чиновник.

«Я директоров понимаю и поддерживаю. Они разными путями привлекают детей – где-то хитростью, где-то стараясь заинтересовать, потому что с каждым ребенком в школу приходят финансы», – говорит она.

– Этот ученик по национальности чуваш, в национальной мордовской школе ему придется изучать пять языков, это будет трудно.

– Там мордовский изучается только как родной язык, но есть и татарский язык. Я маму тоже понимаю. Каждая из сторон права по-своему, но есть СанПиН и финансовые возможности. Я эту женщину жду у себя – может, его разместят в какой-нибудь дом в Тарханах или найдется какое-нибудь другое решение.

«Заботятся не о ребенке, а о деньгах»

Директор Большетарханской средней общеобразовательной школы, заслуженный учитель Татарстана Расих Шагаев считает, что проблема решаема. Отрицательный ответ отдела образования связан с нежеланием и равнодушием, говорит он:

«Маленькие школы распределяют по базовым школам по решению главы исполкома. Это документ необходимо подготовить к 1 февраля. Сотрудники отдела образования перед тем, как закреплять школы, должны опросить родителей. Например, куда хотят идти учиться выпускники девятого класса школы в Кошки-Новотимбаево? Но я узнавал – никто у них не спрашивал. Просто от себя написали и принесли на подпись к главе. Они же должны спросить! Вот мы же всегда спрашиваем у девятиклассников – идете в десятый класс или уходите в техникум? Они спрашивать не стали, автоматом написали, и всё.

До этого у нас учились две девочки из Кошки-Тимбаево, автобус их возил. А в этом году маршрут внесли изменения. Там рядом четыре деревни: Максимовка, Салмановка, Тайба-Таушево, Кошки-Новотимбаево. Между ними 3 км. Совсем рядом! И три деревни, в которых нет ни одного ребенка, прикрепили к Большим Тарханам, и только одну к Киртелям. Почему же это так? Если бы сначала спросили, кто куда пойдет учиться, может, и изменили бы. Теперь уже маршруты утверждены, решение принято.

Когда в начале августа Лилия Кузьминична привела сына, я сказал, что они не прикреплены к нашей школе. А она говорит: «У нас есть возможность выбрать, и у сына такое желание, и сама хочу у вас обучать, и односельчане посоветовали учить сына в Больших Тарханах».

Я позвонил в отдел образования – ответственному за автобусы Евгению Авандейкину. Я сказал, что этого ребенка беру в свою школу. Он ответил – хорошо, маршрут исправлю, нужно письмо. Два раза писал. Глава района вызвал начальника отдела образования, сделал замечание. Сказал, что автобус должен быть. Но автобуса нет. Не получается решить.

Как я уже говорил, два года назад из села Кошки учились дети. Ездили. А теперь говорят – если внесем изменения в рейс, ежемесячно нужно дополнительно 75 тысяч рублей.

Парень учится очень хорошо. В коллективе освоился. Нашел себе товарищей, подружился с учителями. Он учился в классе, где всего два ребенка. Вообще в школе села Кошки-Тимбаево всего 20 детей. Общения там нет. Теперь мама боится, думает, как же ей его отвезти в Киртели. Весь год она возить его тоже не сможет. Парню тоже от нас уходить не хочется. К тому же в Киртелях мордовская школа. Этот ребенок учился в чувашской национальной школе, прикреплен к мордовской. Пусть не прозвучит как разделение на национальности, но это ведь действительно так. Это мордовская школа, а ребенок чуваш. Миша татарский язык учил в своей школе, получал только «отлично». У нас татарский язык преподается более углубленно, чем в Киртелях. Я одинаково отношусь ко всем национальностям. У нас учатся дети татар, русских, мордвы, чувашей – из шести деревень. Потом, в нашей школе 116 детей.

– Считаете, что это неразрешимая проблема?

– Я не думаю, что это нерешаемая проблема. Не хотят заниматься этим, и всё. Чтобы изменить маршрут, надо внести изменение в решение главы исполкома, затем отвезти в Казань. Это равнодушие. В свое время родителей не спросили, теперь не хотят ничего делать.

Сами говорят, что заботятся о каждом ребенке. А на самом деле получается, что заботятся не о ребенке, а о деньгах. Автобусу разве сложно? В нашу школу детей привозят три автобуса. Надо просто чтобы один из них по пути заезжал в Кошки, – говорит директор.

Лилия Бычкова с просьбой внести изменение в маршрут школьного автобуса собирается идти к министру образования и науки РТ. «Не найду поддержки в районе – найду в республике», – говорит она.

«Я считаю, что эта женщина молодец. Не каждый родитель настолько упорно борется», – говорит о Лидии Бачковой директор школы Расих Шагаев.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев