Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Хочу взять вторую жену, но чтобы люди об этом не знали»: главный казый Татарстана представил обновленное Положение для имамов республики

«Хочу взять вторую жену, но чтобы люди об этом не знали»: главный казый Татарстана представил обновленное Положение для имамов республики
Духовное управление мусульман Татарстана утвердило обновленное «Положение о проведении богослужений и религиозных обрядов имам-хатыбами Духовного управления мусульман РТ». Документ регулирует вопросы веры (акида) и права (фикх). В нем, в частности, приводится порядок проведения пятничного намаза, жертвоприношения, выплаты закята, никаха и талак (развода), имянаречения, проведения третьего-седьмого-сорокового дня после смерти человека. На пресс-конференции в ИА «Татар-информ» представители ДУМ РТ рассказали, для чего было разработано Положение и чем оно будет полезно мусульманским священнослужителям.

«Чтобы покончить с религиозными разночтениями»

«Я считаю это Положение очень нужным и важным, потому что оно поможет поставить точку в различных разногласиях вокруг тех или иных вопросов в религии. Не секрет, в 90-х годах к нам стали приезжать отучившиеся в зарубежных странах люди и указывать нам, что делать», – сказал Главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев.


«Приведу лишь один пример. Ездил в одну деревню. Мне там говорят: «Обычно мы на кладбище во время похорон дуа совершали лицом к могиле. Вот пришли другие люди и сказали, чтобы мы садились лицом к Кибле. Потом пришли третьи и велели сесть в другую сторону. В какую нам сторону садиться?» Я им говорю: «Садитесь спиной к ветру, теплее будет». Не хотелось бы, чтобы даже в таких незначительных вещах возникали споры. 

Такие разночтения религии особенно часто встречались в 90-е годы. Каждый начал трактовать ислам по-своему. Мы еще в те времена в Балтасях каждый четверг собирались и пришли к единому решению, что во всех деревнях все религиозные ритуалы будем вести одинаково. Чтобы не было разделения, чтобы быть едиными, бить в одну точку. И до сегодняшнего дня этот порядок так и идет.

В 1998 году Фарит Салман – тогда он был председателем Совета улемов – пришел с предложением разработать такое Положение. Стали делать, но почему-то его тогда посчитали ненужным и работу прекратили. Если бы мы в 90-х годах приняли такой документ, который можно применять везде на местах, то сегодня таких разночтений и разногласий среди махаллей (приходов) удавалось бы избежать. 

Например, в деревню приезжает имам. Мы с большим трудом находим человека, чтобы он работал в деревне, создаем условия – лишь бы работал. А к нему приходят и говорят: «Почему так делаешь, это неправильно!» А сейчас у него под рукой есть Положение. Он может сказать: «Вот документ, подписанный муфтием. Я делаю по нему. Есть вопросы – идите в Совет улемов или к муфтию». В искоренении этих разногласий Положение играет большую роль. 

Положение не должно выноситься на всенародное обозрение 

И раньше вот такие внутренние документы, касающиеся вопросов шариата и акыды, хадисы, далилы (доказательства) на общенародное обозрение не выставлялись. Вон Гариф Губей в «Тайнах Корана» уже по-своему сделал выводы. Ты его читаешь, понимаешь по-своему. Другой человек читает и понимает по-своему. А там уже начинается сыр-бор. Поэтому такие документы были только для внутреннего пользования. Имамы не показывали это ни журналистам, ни народу. 

Какие имена можно считать мусульманскими?

Чтобы имя ребенка было правильным, это должно быть имя с хорошим значением на татарском, арабском, персидском или турецком языке. 

Пожалуй, только татары так неразборчивы и небрежны в выборе имен своим детям. Будто клички щенкам выбирают. Это ведь не куклу Барби из магазина покупать. Однажды эта девочка станет 80-летней бабушкой. Странно, если женщину такого почтенного возраста будут звать, например, Дюймовочкой.

Мы и в этом вопросе совместно с сотрудниками загса нашего района смотрим, сколько детей родились в каждой деревне, какие им имена были даны, делаем анализ по всей деревне. 

Приведу только один пример. Есть имя Раяз, так зовут известного певца. Раяз – это всего лишь набор букв, никакого значения у имени нет. Наверняка ему дали имя Рияз, а в бумаги попал как Раяз. Если бы это был Рияз, то означало бы «райский сад», а Раяз – слово без смысла. Но так как это имя певца, известного человека, это имя стало популярным среди татар.

Вот кто-то пишет статью, что имянаречение ребенку может совершить кто угодно, мулла даже не нужен. А вы, журналисты, с удовольствием это публикуете, как же, здорово ведь, если так можно. А мы здесь очень жестко стоим, не позволяем давать детям такие имена. Затем мне звонят с претензиями: почему мулла не соглашается на выбранное нами имя. 

Мы не позволяем муллам соглашаться давать детям имена, не соответствующие шариату, имена с неподобающим значением. Нарекать такими именами у имама нет права.

Но ведь бывает и так, что ребенку имя дают еще в роддоме, до совершения обряда имянаречения. Но при желании можно и официальный документ исправить. Как-то мой муадзин ходил давать имя ребенку, родители хотели назвать дочь Алиной, он не согласился. Тогда ребенку выбрали другое имя – Хания. Говорят, замучились исправлять бумаги. Значит, при желании изменить можно! А ведь можно было посоветоваться с муллой еще до роддома! 

О процедуре развода «талак»

Часто возникают вопросы по поводу того, что для развода нужно три раза произнести «талак». Этот вопрос надо разъяснить через СМИ. Чтобы развестись, достаточно и одного произношения «талак». Если мужчина один раз произнес «талак», он еще может примириться с женой в течение трех ее месячных циклов. Если за указанное время примирение не произошло, то женщина считается свободной от брака. При необходимости может снова с ним воссоединиться, прочитав никах, или выйти замуж за другого человека. 

После трех «талаков» она уже не может вернуться к мужу, а только выйти замуж за другого. По положению необходимо, чтобы мужчина произнес слово «три». То есть он может произнести «один талак, два талака, три талака» или сказать: «я говорю три талака». Если он просто три раза повторит слово «талак», это считается за один «талак». 

(Здесь член Совета улемов Булат хазрат Мубараков пояснил: данный порядок принят с целью сокращения числа разводов. А по ханафитскому мазхабу тремя «талаками» считается также и трехкратное произношение «талак, талак, талак». – Ред.) 

Регистрация в загсе и никах

Тех, кто зарегистрировал брак в загсе, никак нельзя называть живущими без никаха, даже если у них никах не прочитан. Раньше ведь за совершение обряда никаха даже в тюрьму сажали, но никто не жил без регистрации брака. Если они расписались официально, значит, при свидетелях заявили о своих отношениях, подтверждают их, ставят свои подписи на документе. 

Многоженство 

Ко мне приходят и говорят: «Хочу взять вторую жену». Говорят: «Не хотим прелюбодействовать, сделаем никах, но чтобы люди об этом не знали». Но что же означает никах? Донесение отношений до людей. Для чего читается никах? Чтобы родить ребенка. Но ведь при рождении ребенка их отношения все равно раскроются. Поэтому в таких случаях мы говорим – живи с одной женой. Это я называю просто узакониванием своей похоти. 

То, что многоженства нет в нашей традиции, не означает, что это противоречит шариату. У нас это широко не распространено. Почему? Потому что у нас условия жизни сложные. В Аравии, к примеру, взял двух жен, поставил две палатки, дал им по одному платью, накормил – этого достаточно. А здесь ведь у нас каждой надо построить теплый дом, купить шубу. 

О переходе из одного мазхаба в другой

Перескакивать из одного мазхаба в другой – такое мы не одобряем. Потому что в этом случае человек может совсем запутаться. Даже может быть нанесен урон его намазу. В других мазхабах, например, почесаться во время намаза, поправлять одежду разрешается, а в ханафитском мазхабе это действия, нарушающие целостность намаза. 


Установлена сумма подарка невесте (махр)

Невеста может и не требовать от жениха махр (подарок невесте, который преподносит жених при заключении брака. – Ред.). Но лучше, если жених будет соблюдать эту традицию. Я сам махр своей супруге выплатил лишь в 1996 году, перед тем как поехать в хадж.

К вопросу махра надо относиться серьезно. Махр – это не просто какие-то украшения на свадьбу. Махр должен назначить отец девушки. Вот ты растишь дочь и в зависимости от ее нрава, образования, рода назначаешь махр. Если ты говоришь: «Ладно, что подарит зять, то и сойдет», значит, ты свою дочь считаешь такой же незначительной. Этим ты унижаешь ее.

Кто-то считает, что хороший махр выплатить зятю будет тяжело. А вы не додумались спросить себя: «А как же такой несостоятельный зять будет обеспечивать ее существование?»

Если у жениха денег нет, ты можешь сказать: «Хорошо, зять, сегодня дай свои минимальные 5 тысяч махра, через год моей дочери подаришь подарок на 100 тысяч. Если по своей воле разведешься с моей дочерью, будешь обязан отдать ей 1 миллион рублей, или 500 тысяч, или автомобиль такой-то марки. Или трехкомнатную квартиру в Казани. И вот это будет считаться твоим обязательством». А если составить договор и зарегистрировать его у нотариуса, этот махр можно будет забрать через суд.

Ты растишь дочь, отдаешь ее в руки зятю, ты ведь отдаешь ее не для того, чтобы ее вернули обратно, а чтобы она жила в браке. 

Наши девушки достаются мужьям недорого, поэтому их не ценят. Поэтому их берут и узбеки, казахи и таджики – все готовы взять. 

Сумма махра в Положении утверждена в размере 5 тысяч рублей. 

Проведение третьего, седьмого, сорокового дня

В Положении мы обряды и обычаи привели в соответствие с аятами Корана. 

Традиции, обычаи, не противоречащие шариату, религии, – это духовная основа нашего народа. Проведение третьего, седьмого, сорокового дня после смерти человека считается традициями, которые идут еще со времен принятия нашим народом религии ислам.

Нововведения запрещены, вы это и сами знаете. Поэтому разрешенное делаете, а бидаа (нововведения) оставляете. Собрать людей и накормить их халяльной едой, принимать у себя гостей, говорить вагазы (проповеди), наставлять, читать Коран, давать садака (подаяние нуждающимся), совершать молитвы – это все надо делать. 

Садака

Раздавать садака во время собраний – дело добровольное. Нет греха ни тому, кто дает, ни тому, кто принимает садака. 

Я 29 лет являюсь имамом в деревне. Я никогда еще не раздавал садака. Мы деньги кладем на общую тарелку. Но на меджлисе (собрании) обязательно один выскочит и говорит: «Вот мне очень хотелось бы отдать прямо в руки, я пришел с таким намерением». Я говорю: «Сколько тебе лет? Если тебе еще нет 100 лет, слушай меня. Если уже есть 100 – делай как хочешь, тебе все равно за это грех не запишется».

Затем другому хочется раздать, остальные за ним, а там уже и журналистки приходят и пишут о нас «почему вы так делаете». Не мы раздаем, а народ так делает!

Они меня одолеть не могут, я уже калач тертый, 29 лет ведь уже работаю. А молодые имамы так сказать не могут. Они молодых и не слушаются. Упрется: «Буду раздавать» – и начинает суетиться.

Садака должен раздавать только один человек в доме – хозяин дома. Он отправляет тарелку по ряду гостей, и все кладут в нее свои деньги. Затем я читаю молитву и, даже не считая деньги, оставляю хозяину дома. Говорю: «Если среди родственников есть нуждающийся, отдайте ему».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев