Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

ХХХ Нуриевский фестиваль: Бразды правления гала-концертом переданы Андрису Лиепе

ХХХ Нуриевский фестиваль: Бразды правления гала-концертом переданы Андрису Лиепе
В серии юбилейных спектаклей примут участие около 35 артистов из 14 стран мира, в том числе кубинский танцовщик Осиэль Гунео и победитель шоу «Танцуй» Александр Могилев.

ХХХ Международный ежегодный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева стартует в Казани в эту субботу, 13 мая, и продлится до 30 числа. О том, что ждет зрителей во время серии юбилейных спектаклей в интервью «Татар-информ» рассказал художественный руководитель театра оперы и балета им. М. Джалиля Владимир Яковлев.

– Чем запомнится ХХХ Нуриевский фестиваль зрителям в этом году?

– Мы не пытаемся оригинальничать на нашем фестивале, выпрыгнуть из штанов и удивлять каждый раз. Есть определенное направление, и мы его четко придерживаемся – это Международный фестиваль классического билета. Ни модерна, ни постмодерна, ни еще какого-либо циркового или эстрадного искусства, а именно классического балета. Русский балет, вообще, в мире котируется и по сей день как самое лучшее достижение русской истории. Это наше золотое достояние, которое нужно сохранить. И вот наш театр как раз, может быть, в какой-то степени чересчур традиционен, как некоторые считают, но именно мы сохраняем русский классический балет в полном его понимании.

Хотя будет представлена, конечно, и современная хореография. Эту нагрузку на себя берет гала-концерт, где современная хореография разных авторов и разных направлений (наряду с классическим репертуаром) будет представлена в большом объеме.

Главная особенность фестиваля в том, что мы имеем возможность показать нашей публике танцовщиков из разных театров, из разных стран. В нынешнем фестивале участвуют около 35 актеров 14 театров. Это, конечно, все наши российские театры – Мариинский, Большой, театр Станиславского, Михайловский театр из Санкт-Петербурга, Кремлевский балет, а также Национальный балет Испании, национальный театр Мюнхена, Норвежский национальный балет, Дрезденский театр, Гранд Опера (Париж), это и Венская опера, и Московский театр «Новая опера имени Колобова» (солисты оперы – прим. Т-и). И первый раз к нам приезжает Софийский театр. Болгарского балета у нас до сих пор еще не было. На одном фестивале невозможно показать всех, но каждый фестиваль открывает для наших зрителей новые имена.

– Кто из известных персон приглашен на фестиваль впервые?

– Мы в первый раз пригласили Андриса Лиепу и причем пригласили его в качестве режиссера гала-концерта – дали ему бразды правления. Он также формирует и творческий коллектив постановки. Я думаю, это достаточно любопытно. Мариса Лиепы (прославленный артист балета и киноактер, отец Андриса Лиепы – прим. Т-и), к сожалению, у нас в театре не было, но была несколько раз в нашем фестивале Илза Лиепа. И она оставила очень приятное впечатление у нашей публики.

Впервые в «Дон Кихоте» мы увидим в партии Китри приму-балерину Норвежского национального балета Иолланду Корреа и Осиэля Гунео из Национального театра Мюнхена в партии Базиля. Это очень смуглокожий актер, но техничный и очень интересный танцовщик. Он очень востребован во всем мире, и нам удалось его пригласить. Это не первый случай, когда в нашем фестивале принимают участие смуглые танцовщики – когда-то также в «Дон Кихоте» танцевали кубинцы. Все это актеры очень высокого класса, очень индивидуальные. Сейчас во всем мире воспринимается нормально, даже если Одетту-Одилию танцуют актеры не европейской внешности.

Также в гала-концерте по приглашению Андриса Лиепы примет участие победитель телепроекта «Танцуй!» на Первом канале Александр Могилев. В его номере на музыку Равеля «Болеро» примут участие 7 наших танцоров. Сейчас мы готовим для них костюмы.

– Казанская труппа будет преимущественно задействована в каких спектаклях?

– В премьере «Ромео и Джульетта» в новой редакции. Это наш авторский спектакль, естественно, мы на этот спектакль никого не приглашаем. Месса си минор Dona nobis pacem («Даруй нам мир») – это тоже наша авторская работа Владимира Васильева, в которой принимает участие, естественно, наша балетная труппа, наши хор и оркестр, а также задействованы вокалисты из национальной оперы Украины, из Большого театра, из Московского театра «Новая опера имени Колобова». А также «Эсмеральда» – спектакль, который идет в двух театрах в России, в той редакции, как он будет представлен у нас – Кремлевский балет и наш балет – поэтому этот спектакль сформирован из артистов этих двух театров. «Золотая Орда» – это наше родное детище, здесь полностью наши актеры.

– Что стало темой гала-концертов в этом году?

– Точно не могу сказать. Знаю, что Андрис Лиепа готовит определенный видеоряд уникальных документальных кадров, связанных с Рудольфом Нуриевым. У нас, в общем-то, в практике давно существует, что на гала-концерт мы показываем публике какие-то киносъемки, связанные с разными этапами жизни Нуриева. Но очевидно, есть то, что мы сами еще не видели – как раз то, что пытается найти сейчас Андрис в архивах. Когда он приедет сюда, мы начнем его монтировать – это тоже достаточно сложная работа, потому что он приедет буквально за два дня до гала-концерта. Это будут самые напряженные дни, когда надо будет продумать и всю сценографию.

– Подготовка гала-концерта, судя по всему, самая сложная часть всего фестиваля?

– В этом отношении – да. Гала-концерт требует максимальной сосредоточенности и собранности, когда каждая минута дорога, поэтому бывает, что и до самой поздней ночи работаем. Все дело в том, что на этих спектаклях много различных номеров, к тому же есть особенности современной хореографии, где очень большую играет световая партитура. Ее нужно отдельно выставлять на каждый номер – это очень сложная и кропотливая работа. Здесь свет, там световая дорожка, там одного цвета фон, здесь другого. Если брать классический репертуар, скажем, па-де-де, то обычно выставляется концертный свет и это гораздо проще. А в современной хореографии всегда возникают большие сложности, когда нужно очень быстро и организованно все это собрать, провести световые репетиции, сделать световую партитуру, записать на компьютер.

– Вы упомянули, что в работе костюмы для номера Александра Могилева. А остальной реквизит, декорации и костюмы все уже готовы?

– Мы спектакли делаем очень красивыми, декорации у нас дорогостоящие, потому что художники, которые стоят на первом эшелоне своей значимости, потому что публика должна увидеть художественное произведение. Как занавес открылся – не должно быть никаких мелочей. Декорации, костюмы, свет, техника, исполнительский состав – все должно соответствовать уровню академического театра. И мы стараемся этому уровню соответствовать.

Сейчас есть тенденция: висят на сцене две черные тряпки и это называется современное прочтение спектакля. Да чушь!

Поэтому если мы создаем спектакль «Ромео и Джульетта» (который открывает наш фестиваль), то он решен в традиционно классических критериях, сценография приближена к той эпохе – мы не одеваем Ромео и Джульетту в джинсы, мы не переносим события в трущобы Нью-Йорка или еще куда-нибудь. Главное – художественная ценность спектакля. Если есть смысл вложить деньги вот именно в эти декорации, чтобы они, во-первых, произвели хорошее впечатление и прослужили к тому же достаточно долгий срок. Так, для «Ромео и Джульетты» жесткие декорации изготавливались в лучших мастерских Москвы, мягкие декорации делаем здесь. Костюмы не всегда приглашенные солисты могут привезти с собой – некоторые театры этого не допускают, поэтому достаточно часто здесь, за пару дней до спектакля приходится срочно шить костюм на этого артиста.

– Все ли из ранее заявленных актеров к настоящему времени подтвердили свое участие?

– Действительно наша профессия очень травмоопасна, травма может произойти в любой момент. И таких случаев у нас громадное количество, когда актеры даже сюда приезжали и здесь получали травму, и приходилось их срочно заменять, прямо во время спектакля искать другого актера.

Как-то Айдар Ахметов у нас был просто зрителем на фестивале, и другой актер танцевал «Лебединое озеро» – и во время первого акта получил травму плеча. Идет Айдар Ахметов, который не занят в спектакле, пришлось мне ловить его в коридоре со словами: «Переодевайся, танцуешь третий акт». В общем, он танцевал за него «Лебединое озеро». Конечно, не очень приятны такие форс-мажоры, но к этому надо быть готовыми. И пока что за все эти 29 лет это не было причиной для отмены спектакля. На сегодня все приглашенные артисты подтвердили свое участие.

– Помимо работы с колоссальной нагрузкой и ответственностью чем является Нуриевский фестиваль для самих его участников, танцоров?

– Когда собирается такое большое количество интересных актеров, то в театре возникает особая атмосфера здоровой творческой конкуренции. Актеры пребывают накануне выступления и стараются посмотреть предшествующих танцовщиков и на следующий день станцевать не хуже, чем тот, кто был до него. Балетный мир – это очень замкнутый и очень узкий круг людей. Когда я был в Австрии, приходит танцовщик просто посмотреть спектакль, мы с ним разговариваем и вдруг выясняется, что его педагог Ласаро Кореньо. А это кубинец, с которым я учился в Петербурге, мы жили в одной комнате. Так что часто выясняется, что ли артисты в одной школе работали, то ли у одного и того же педагога учились, или работали вместе в театре, или принимали участие вместе в конкурсе. Так что сообщество, которое собирается на определенные моменты в театре, создает уникальную атмосферу, и для наших актеров тоже очень интересно смотреть на других исполнителей и учиться у них, брать у них в собственную копилку что-то новое для себя.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев