В 2014 году молодая семья из Казани решила сделать трехлетнему сыну обрезание. Посоветовавшись между собой, взвесив все «за» и «против», молодые родители отправились в Детскую республиканскую клиническую больницу.
«Там мы сдали все анализы и после были направлены на операцию. Операция сложная, проводится она под местным наркозом. Все это сказки, что все заживает через день и у хирурга рука легкая. Заживало у нас все очень долго после операции, но без последствий. Нас в тот же день отпустили домой. Потом мы неделю были дома – плакали, переживали, все болело, опухло и отекло. Но без последствий. Пару раз мы даже ездили в ДРКБ показываться. Пришло все в норму где-то недели через две, но при этом ребенок спокойно ходил в туалет и не испытывал боли», – рассказывает Амира Сафиуллина.
Одна или две недели – такой срок дают сегодня практически всем пациентам специалисты урологического отделения ДРКБ на заживление органа после обрезания. По словам врачей, прежде чем при помощи медицинской процедуры стать «правильным» мусульманином или иудеем, ребенок должен сдать целый перечень анализов.
«Это такая же операция, как и любая другая урологическая. Поэтому мы и отправляем наших маленьких пациентов с родителями на все анализы. Делаем с трех лет, потому что с этого возраста и наркоз переносится лучше, и анатомически орган сформировывается. Операцию нужно делать обязательно под общим наркозом, чтобы избежать болевого шока. Он-то как раз может нанести серьезный ущерб малышу», – объясняет заведующий урологическим отделением ДРКБ, заслуженный врач РТ Шамиль Тахаутдинов.
Делать обрезание своему младшему сыну Амира решила практически сразу после его рождения. По ее словам, старший сын в три года все прекрасно понимал. Мальчик осознавал, что надо сдавать анализы, что надо делать операцию, переживал. Поэтому младшему сыну Сафиуллины решили сделать обрезание в так называемом бессознательном возрасте. Посоветовавшись со знакомыми, вышли на «известного хирурга М».
«Младшему сыночку было две недели. Я навела справки, выяснила, что в городе есть известный врач, который ходит по домам и делает обрезание. Он был единственным на тот момент, мне казалось. Больше никто за это не брался. Он и сыновьям моих подруг тоже делал обрезание, все было нормально. Пришел к нам этот врач, как сейчас помню, положил инструменты в кастрюльку с водой и поставил кипятиться. Меня попросил выйти, а папе сказал держать сына. Взял ножницы, обрезал и дальше стал штопать, прям на живую. Без наркоза, без обезболивания. Как малыш орал! Я в комнате проклинала себя, уже предчувствовала какую-то беду. Потом он сказал забирать ребенка. Операция длилась минут двадцать. Сказал, что нужно присыпать присыпкой и дней через пять все пройдет. Взял с нас 10 тысяч рублей и ушел. Он со всех по-разному берет, сам решает, сколько процедура будет стоить. Потом ребенок у меня проспал некоторое время и просто начал кричать, когда ходит в туалет. Стал тужиться, орать. Я день потерпела, второй и стала звонить этому доктору, чтоб объяснить, что наш ребенок не может ходить в туалет. А он просто перестал брать трубку, а потом малыш совсем перестал ходить в туалет. И мы поехали в ДРКБ. Хирург, когда нас увидел, так и ахнул. Говорил: “Что ж вы наделали?” Как оказалось, у сына там произошло сужение каналов. Потребовалась еще одна операция. Нам поставили катетер, и так сын неделю с ним жил, пока канал снова не расширился», – с ужасом вспоминает Амира.
Как выяснили Сафиуллины после того, как малыш поправился, «известный хирург М» не имел медицинского образования. Насколько известно корреспонденту ИА «Татар-информ», «хирург М» и сегодня делает обрезания на дому, а количество маленьких пациентов с последствиями после проведенной им процедуры в ДРКБ увеличивается.
Мне удалось связаться с ним по телефону и выяснить, как он проводит операцию и сколько стоит услуга. Как оказалось, одного разговора ему хватает, чтобы выяснить все необходимое для будущей операции на дому. Весь разговор я записывала на диктофон.
«Насколько это опасно – не могу сказать вам, никакой доктор вам такого не скажет. Даже когда чистите зубы, у вас могут быть осложнения. В основном я делаю под местной анестезией, укольчик под кожу делаю. Ну, ребенок все равно будет плакать, после укола он уже не доверяет нам. Стоить это будет восемь тысяч. Общий анализ крови на свертываемость. Аллергия есть? Учтите, свертываемость меняется в день по два три раза. Процедура длится 5-10 минут. Если у вас нет воспаления, то заживет быстро. Но это я могу сказать только после. Дней десять будет заживать, может, недели две», – проконсультировал «хирург М».
На мои вопросы о стаже, опыте и возможных последствиях операции псевдохирург отвечать отказался, объяснив это переизбытком негатива в жизни.
«Я давно занимаюсь, но, честно говоря, не люблю о себе рассказывать, лучше спросите у тех, кто вам дал номер. Если вы очень переживаете, то я не смогу успокоить. Вокруг меня все переживают, тяжело мне это – столько негатива вокруг. Поэтому если вы позитивные, если у вас есть желание, то я с удовольствием вам помогу. Я делаю и на седьмой день, но тут просто “попшикаем” раствором, укол делать не будем», – отметил «домашний хирург».
Амира написала заявление в прокуратуру на М., после чего мужчина начал умолять ее забрать заявление.
«Он начал звонить постоянно, просил забрать заявление, говорил, что семью нужно кормить, в общем, стал ныть. Ребенок мой, слава богу, жив остался, я подумала и забрала заявление. Я очень сожалею, что я сделала это, и всем об этом рассказываю. Теперь всем рекомендую делать обрезание только после трех лет и только в больнице. Потом уже выяснилось, что у этого ”хирурга” ни справок нет, ни лицензии, ничего», – продолжает Амира.
Как оказалось, «хирург М» не единственный в Казани, кто занимается подобными операциями на дому. Официальной рекламы услуг доморощенных хирургов, которые обрезают малышей на дому, – нет. Номера телефонов и отзывы можно свободно найти в Интернете на форумах и в социальных сетях. Собственно, так я и нашла еще двоих мужчин, достаточно известных в кругах молодых родителей. Телефонные разговоры я также записывала.
Одного из «домашних хирургов» я нашла через социальную сеть ВКонтакте. Мужчина создал страничку, на которой предлагает свои услуги. «Получи комплексную диагностику онкохирурга за 1 час с выездом на дом БЕСПЛАТНО!» – гласит объявление на странице. Позвонив ему, я представилась мамой двухнедельного мальчика.
«На дом приходим. По цене? У ребенка никаких аллергий не было? Ничего, все нормально? Свертываемость как? У педиатра были, да? Ну, где-то шесть-семь тысяч. Заранее нужно позвонить. Сходите на лидокаин. Пусть терапевт пробу поставит. Мы делаем аккуратненько, обезболиваем шприцем, обрезание делаем и зашиваем. Заживает недели две-три, смотря как ухаживать будете», – объясняет «домашний хирург» Т.
Еще одного «врача», выезжающего на дом, мы нашли на небезызвестном форуме «Супермамки».
«Сколько вашему сыну? Где вы живете? Можем приехать? По цене? Там договоримся, Алла бирса. Вы на сколько рассчитываете? Сами сможете меня забрать, в случае чего? Там кожица только обрезается, нет у вас аллергий? Раз нет, то хорошо. Мы сделаем ему только местное обезболивание, брызгающее, наверное, возьмем. И все, перекисью обработаем и порошком. Когда в младенческом возрасте – обрабатывать легче, а в три года уже тщательнее и чаще. Свертываемость? Нет-нет, это все нормально, кровь мы остановим. У некоторых и зашивать приходится, и сосудики перевязывать. Я своим сыновьям сделал обрезание, старшему 15 уже. Делаю и на седьмой, и на второй день даже. Даже на седьмой хорошо. Чем чаще обрабатываешь рану, тем быстрее заживает», – отвечает на вопросы и «хирург Г».
Все трое мужчин, с которыми я разговаривала по телефону, сегодня самые известные «хирурги» в Казани, делающие обрезание на дому.
У циркумцизии на дому есть серьезные последствия. Как признается врач ДРКБ, каждую неделю в больницу привозят хотя бы одного ребенка с осложнениями после обрезания в домашних условиях.
«Это важно понимать, что обрезание крайней плоти у мальчика – серьезная операция. Мы делаем примерно четыре операции в неделю в моем отделении, в центре внебюджетной медицины «Ихсан» (центр работает на базе ДРКБ. – Ред.) в неделю делают от двух до шести обрезаний. Стоит такая услуга в районе восьми тысяч рублей. Родители не понимают, что это на самом деле серьезная процедура, не хотят сдавать все анализы, видимо, время экономят и идут к частникам – к тем, кто делает обрезание на дому, а потом мы исправляем последствия этого немедицинского обрезания», – объясняет Шамиль Тахаутдинов.
В ДРКБ, к слову, каждому родителю выдают перечень того, что необходимо для госпитализации малыша перед процедурой. После того, как ребенок сдаст все анализы, его с мамой кладут в отдельную палату. В первой половине дня хирург делает операцию, весь день наблюдает за состоянием малыша, и к вечеру, если все в порядке, маму с малышом отпускают домой.
Еще свежи в памяти жителей Татарстана трагические истории. В 2010 году в казанском поселке Юдино после обрезания, которое сделал на дому хирург местной поликлиники, умер пятилетний мальчик. Сразу после операции у ребенка начались судороги, он скончался по дороге в больницу. Как выяснилось, врач в два раза превысил дозу обезболивающего. Суд назначил врачу полтора года лишения свободы условно, еще на два года запретил заниматься медицинской деятельностью.
В 2012 году на следующий день после процедуры обрезания скончался месячный мальчик из деревни Зубаирово Актанышского района. Операцию ему делал 60-летний хирург не в стационаре, как положено, а в поликлинике, не проведя перед ней должного обследования. Врача приговорили к году и пяти месяцам лишения свободы.
Саму медицинскую услугу циркумцизию относят к простым медицинским операциям и сегодня ее оказывают во многих клиниках Татарстана.
Однако Детская Республиканская клиническая больница – единственная клиника в Татарстане, которая получила Свидетельство о соответствии медицинским требованиям «Халяль», выданное Комитетом по стандарту Халяль Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
«По государственным требованиям обрезание нельзя делать раньше двух лет. С двух лет больницам разрешается проводить данную процедуру. Среди мусульманских ученых есть некоторое расхождение относительно предпочтительного возраста для совершения данного обряда, чаще всего ученые говорят о том, что проводить обрезание новорожденному ребенку нежелательно, более подходящим является возраст – 7-10 лет. Также, не рекомендуется проводить обрезание с участием посторонних людей после достижения половой зрелости (совершеннолетия), то есть необходимо постараться выполнить его раньше этого времени, что связано с Исламской этикой – не оголять без уважительной причины части тела, взгляд на которые запрещен другому человеку», – объяснили в Комитете по стандарту Халяль ДУМ РТ.
Существование «домашних хирургов», которые делают обрезание на дому в Татарстане называют серьезной проблемой и медики, и религиозные деятели.
«Настоятельно рекомендуем обращаться к опытным специалистам и обращаться в специализированные медицинские учреждения. Сейчас запрос на получение Свидетельства также пришел из больницы Чистополя», – отмечают в Комитете «Халяль».
Пациентам ДРКБ после обрезания по желанию выдается «Свидетельство – суннат», которое подтверждает проведение процедуры в соответствии с требованиями Ислама.
В каком возрасте делать ребенку обрезание – вопрос индивидуальный. Главное, о чем просят врачи и что рекомендуют сотрудники ДУМ РТ – это ни в коем случае не делать операции на дому, и делать их только после того, как ребенку исполнится два года.
Решать, где и когда малышу сделают обрезание – право каждого родителя, главное, не стоит забывать о том, что здоровье у ребенка одно, и оно бесценно.
Нет комментариев-