Главный врач клиники «Мать и дитя» Наталья Илизарова рассказала, что репродуктология— это часть акушерства и гинекологии, которая помогает супружеской паре стать родителями, если это не получается сделать естественным путем.
По ее словам, вопрос демографии сейчас стоит остро и этим озабочены все: от врачей на местах до президента.
«Хочу сказать, что успешно развиваются клиники репродуктивных технологий и Татарстан не является исключением. Есть регионы в России, где, допустим, одна клиника ЭКО на большой регион», — отметила доктор медицинских наук, репродуктолог Наталья Илизарова.
В нашей республике семь клиник ЭКО. «Мать и дитя» самая молодая из них, однако, по словам Илизаровой, всем хватает работы, потому что фертильность населения и молодых супружеских пар снижается.
Почему молодежь все чаще не может родить детей самостоятельно?
В репродуктивный период сейчас вступают те, кто родился в 90-х. Это одна из первых причин снижения демографии.
«Дети 90-х — к сожалению, об этом говорит статистика — имеют по четыре-пять сопутствующих соматических заболеваний, почти всегда — это выливается в эндокринологическое нездоровье, что является неотъемлемой частью репродукции. То есть 24-25-летние, готовящиеся стать родителями, соматически так же нездоровы, как и их 45-49-летние родители», — рассказала репродуктолог.
Также остро стоит вопрос отсроченного материнства и отцовства. Современное поколение «отодвинуло» задачу рождения детей, и сейчас настаивают на материнстве женщины только после 30 — 35 лет, и даже — после 40.
«А по статистике, резко снижается овариальный резерв [запас полноценных, качественных яйцеклеток в яичниках] после 35 лет — это уже поздний репродуктивный возраст и меняется в принципе эндокринологическое, гинекологическое здоровье. Накапливается багаж соматической паталогии», — сказала врач-репродуктолог.
Неумолимо растет статистика онкологических заболеваний среди фертильного населения. На современном этапе в нашей республике репродуктологи занимаются вопросами онкофертильности.
«Раньше молодые люди вдруг узнавали о каком-то своем онкологическом заболевании и ничего не предпринимали, с тем чтобы в будущем после химиотерапии и лучевой терапии иметь детей. Сейчас можно родить своих детей после того, как победишь страшный недуг», — сказала репродуктолог.
Мужчины, в таких случаях, криоконсервируют свой биологический материал до начала терапии онкологического заболевания. У женщин все несколько сложнее, потому что, если стоит диагноз — онкология, назначать протоколы стимуляции овуляции опасно. Однако, репродуктологи готовы помочь и несколько циклов подряд пунктируют пациенток, создавая банк ооцитов конкретной женщины.
ЭКО — это…
Протокол экстракорпорального оплодотворения — это несколько этапов.
Первый этап — стимуляция овуляции, то есть возможность роста нескольких фолликулов с помощью медикаментов. Второй этап — это пункция: у женщины пунктируют фолликулы и забирают ее яйцеклетки. Третий — вне организма женщины, в лабораторных условиях «в пробирке», как говорят в народе, — это оплодотворение и культивирование эмбрионов в специальных условиях, этим занимаются эмбриологи. И, наконец, четвертый этап — это перенос эмбриона в полость матки.
«Если есть возможность забеременеть без процедуры ЭКО — я за эту возможность! Это мой девиз. Но, увы, порой такого шанса нет. И не стоит тратить драгоценное время пациентки на бессмысленное консервативное лечение бесплодия» — отметила врач.
На современном этапе жизни — бояться или отвергать метод ЭКО — это как отвергать медицину в целом. В РТ и в нашей клинике — программы ВРТ можно назвать успешными и превышающими европейскую результативность в целом — в прошлом году из 55 программ в рамках ОМС, проведенных в клинике, забеременели 27 женщин, а родилось 28 детей, у одной счастливицы родилась двойня.
В рамках Вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) используются не только протоколы ЭКО, возможны схемы стимуляции овуляции, инсеминация спермой донора или мужа. Назначают мягкие протоколы, чтобы все-таки чуть-чуть «подтолкнуть» женщину к тому, чтобы беременность наступила самостоятельно.
Бесплодие — проблема двоих
Бытует мнение, что в отсутствии детей всегда виновата женщина. С этим можно поспорить — отметила Илизарова.
«Довольно часто врачи сталкиваются с ситуацией, когда женщина условно здорова, а мужчина в силу гиподинамии, хронических половых инфекций, с избытком веса на фоне метаболического синдрома, не занимается своим здоровьем, — бесплоден или афертилен», — сказала она.
Эндокринологические нарушения, к которым приводят: образ жизни, гиподинамия, хронический стресс, —необратимо ведут к мужскому бесплодию.
Репродуктолог не может быть единственным врачом в решении проблемы бесплодия, ему всегда помогают эндокринолог и уролог-андролог.
Илизарова отметила, что если не получается забеременеть до 35 лет в течение года, а после 35 в течение шести месяцев, при условии регулярной половой жизни и отсутствии контрацепции, то нужно срочно обследоваться и ставить диагноз.
«Люди ходят годами: от 6 до 10 лет. И вот чтобы это не затягивалось: одному одно показалось, другому другое, — если в супружеской паре нет детей в течение года обязательно нужно посмотреть запас яйцеклеток, то есть овариальный резерв (АМГ), исследовать проходимость труб у пациентки и обязательно оценить спермограмму супруга», — сказала врач.
Когда на эти вопросы будет ответ, паре можно отправляться в клинику Вспомогательных Репродуктивных Технологий.
«Совсем необязательно обращение закончится ЭКО. Нормализация метаболизма, медикаментозная коррекция эндокринных нарушений, плюс небольшая стимуляция и инсеминация спермой мужа приводят к наступлению беременности»», — сказала Илизарова.
Как заставить мужчину проверить свое мужское здоровье?
Наталья Илизарова замечает, что проверить свое здоровье мужчины редко приходят сами. Но сейчас все больше будущих родителей стараются решать проблему вместе и сообща.
«Есть много благодарных пациентов, которые делали первые ЭКО, например, за рубежом, не доверяя отечественным клиникам, а потом приезжают сюда и понимают, что здесь точно не хуже. Что в РТ так же современно, что это порядок действий и опыт, и просто нужно найти своего врача и свою клинику», — отметила врач.
Наталья Александровна шутит, что женщинам достаточно включить свое обаяние, чтобы привести мужчину к врачу-андрологу.
«Но на самом деле все равно начинаем с женщины, и, если женщина, условно говоря, здорова, это смущает мужчину, и он легче соглашается на визит к специалисту», — поделилась Наталья Илизарова.
Есть мужчины, которым эндокринолог и андролог объясняют, что причина их бесплодия в лишнем весе или заболевании щитовидной железы, и они очень сильно удивляются, по словам врача, не понимают, как это связано.
«А потом, когда чувствуют улучшение самочувствия, качества жизни на фоне назначенной терапии, с удовольствием ходят сюда — чаще, чем женщины, поверьте», — заключила Илизарова.
Психологическое бесплодие существует
Главный врач клиники «Мать и дитя» рассказала, что психологическое бесплодие существует.
«Это возникает чаще всего в процессе неправильного обследования и лечения. В очень небольшом проценте это только психологическое, так называемое идиопатическое бесплодие, когда мужчина здоров, женщина здорова абсолютно по итогам всех обследований», — рассказала Наталья Александровна.
Тогда на помощь паре приходят психологи, и иногда психиатры.
В практике Илизаровой были случаи, когда пара несколько раз делала ЭКО, пересаживали диагностированные эмбрионы, но безуспешно. Тогда они берут год передышки, женщина занимается работой, отвлекается и приходит уже беременная.
В Татарстане есть все условия для беременности без опасений
«В Татарстане действительно высокотехнологичные клиники ВРТ, оснащенные современным оборудованием и в них работают востребованные акушер-гинекологи, репродуктологи, эмбриологи, урологи-андрологи высокой квалификации, „штучный товар“, так сказать» — отметила врач.
В одной из клиник республики есть, к примеру, уникальный аппарат УЗИ, его разрешение максимальное на сегодняшний день в мире. По словам Илизаровой, даже не все московские клиники им оснащены.
На сегодняшний день в эмбриологической лаборатории клиники могут, к примеру, взять у пятидневного зародыша часть клеток и сделать анализ для того, чтобы узнать, здоров эмбрион или нет. Процедура называется — предимплантационное диагностическое тестирование (ПГТ), которое позволяет переносить в полость матки только здоровые эмбрионы на четвертом этапе процедуры ЭКО.
Беременность может не наступать и из-за «незрелости» сперматозоидов или их фрагментарных нарушений. На сегодняшний день, помимо развернутой спермограммы доступно исследование ДНК-фрагментации и HBA-тест.
«Почему-то происходит бесконечная череда выкидышей — четыре, пять, шесть, а оказывается, есть фрагментированные сперматозоиды, которые оплодотворяют совершенно здоровую яйцеклетку, то есть причина в таком случае в мужчине», — сказала она.
У ребенка в утробе можно определить до ста генетических заболеваний
По наблюдению врачей, женщины сегодня стали смелее вынашивать беременность, смелее идти на ранних этапах на диагностику, потому что у нас появились НИПТы, отметила врач-репродуктолог.
«Это тесты, которые позволяют в десять недель просто взять кровь из вены женщины, найти в ней фетальные клетки — клетки плода и определить до ста заболеваний на этапе до 12 недель», — объяснила доктор.
Будущая мама сможет узнать резус-фактор крови будущего ребенка, покажет многоплодную беременность и до ста генетических заболеваний.
Илизарова уверена: сегодня ребенка вынашивать не страшно.
«Регулярное наблюдение позволяет родить здоровых детей», — считает Наталья Александровна.
«Мы за то, чтобы женщины наблюдались. Любим пациенток, которые сделали в нашей клинике ЭКО и остаются здесь. Во-первых, мы их видим беременными, во-вторых, мы наблюдаем за ними, зная их историю — анамнез и всегда готовы помочь в ответственный период вынашивания желанного малыша», — отметила Илизарова.
Все женщины, которые сделали ЭКО и забеременели, требуют особенного внимания, объяснила врач, ведь их беременность случилась не просто.
Им проводят исследование на 12-й неделе — программа для пренатального скрининга, которая рассчитывает риск аномалий в хромосомах. Исключает до двадцати одного заболевания. А качественное УЗИ покажет, нет ли маркеров генетической или хромосомной патологии.
Также проводят молекулярное генетическое исследование. Случается так, что получили беременность, но она замерла, тогда погибший эмбрион направляют на генетическое исследование, выясняя хромосомную поломку.
Имея кариотип мамы, папы, и эмбриона, врачи могут для следующего ЭКО выбирать эмбрионы без этой поломки.
Госгарантии и доступная беременность при бесплодии
В зависимости от мощностей клиники между семью медицинскими учреждениями республики распределяются квоты на ЭКО по ОМС. По медицинским показаниям процедуру можно провести по программе государственных гарантий по обязательному медицинскому страхованию. В этом году на клинику, где работает Илизарова, выделено было 173 таких квоты.
«Есть республиканская программа софинансирования, которая позволяет нашим женщинам Татарстана с минимальными затратами сделать ЭКО. Семья оплачивает совсем небольшую часть затрат на первом этапе, а все остальное проводится за счет бюджета республики», — рассказала врач.
Илизарова считает, что такая практика очень положительна, она помогает вступить в протокол ЭКО и без особых потерь для семейного бюджета пройти его и планировать будущее материнство.
Нет комментариев-