Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Телемедицина в Татарстане: как передовые технологии помогают спасать жизни на расстоянии

Телемедицина в Татарстане: как передовые технологии помогают спасать жизни на расстоянии
Специалисты Республиканской клинической больницы Татарстана принимают пациентов онлайн не только из всех районов РТ, но и помогают врачам других регионов России спасать жизни татарстанцев. Самые необыкновенные случаи спасения на расстоянии — в репортаже ИА «Татар-информ».

Врачи из любой точки Татарстана могут получить консультацию от специалиста РКБ на расстоянии, это стало возможно благодаря национальным проектам «Здравоохранение» и «Демография». Телемедицину создали для того, чтобы высококлассный специалист, не выезжая на место, оценил состояние пациента, поставил диагноз и расписал лечение. Об этом ИА «Татар-информ» рассказал заведующий отделением плановой экстренной консультативной медицинской помощи Рафаэль Нигматзянов.

Накануне в республике по национальному проекту «Здравоохранение» создали и внедрили автоматизированную информационно-управляющую систему скорой помощи и медицины катастроф.

архив/Владимир Васильев

«Новая система отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к программному обеспечению для региональных систем диспетчеризации скорой медицинской помощи, и в то же время обладает привычным интерфейсом для сотрудников скорой помощи, что облегчило процесс перехода. При этом сохранены все привычные возможности старой системы, в том числе доступность информации, накопленной ранее», — отметили в Минздраве РТ.

Эту программу в работе использовали Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск, Бугульма, Азнакаево, Тукаевский район. Однако это были локальные версии.

В Минздраве РТ рассказали, что система обеспечит повышение оперативности и качества обслуживания населения, прозрачность работы службы скорой помощи, оптимизацию использования транспорта, что особенно важно в условиях пандемии Covid-19 и при других чрезвычайных ситуациях.

«В настоящий момент ведутся работы по развитию системы в части обеспечения работы санитарной авиации, маршрутизации и мониторинга госпитализированных больных, организации взаимодействия с другими информационными системами медицинских организаций республики», — заключили в министерстве.

Телемост с Крымом

Нигматзянов отметил, что не всегда звонки поступают из Татарстана. Так, самый дальний телемост был установлен с Симферополем. Из больницы столицы Крыма поступил звонок в РКБ. В беду попал житель Татарстана, врачи клинической больницы расписали для соотечественника лечение и консультировали врачей местной клиники.

«Мы в течение практически месяца неоднократно связывались, корректировали лечение, они нам докладывали. Мы разных специалистов привлекали», — поделился историей врач.  

Нигматзянов подчеркнул, что везти этого пациента на родину было опасно. А технологии телемедицины помогли специалистам из Казани помочь соотечественнику, ведь самим выезжать на место не представлялось татарстанцам возможным.

«Всплыл диагноз, о котором даже не подразумевали!»

pixabay.com/ru

Один из самых запоминающихся случаев помощи через телемост у Рафаэля Нигматзянова произошел полгода назад в Нижнекамске. В одну из хороших оснащенных больниц поступила 60-летняя пациентка, ее определили в ревматологическое отделение.

«Была консультирована ревматологом сначала с данными их лабораторной диагностики, то есть они позвонили, объяснили ситуацию, сказали, какой они поставили диагноз. Было расписано лечение», — поделился заведующий отделением.

Однако лечение женщине не помогало, состояние больной ухудшалось в течение десяти дней. «Было хуже и хуже», — вспоминает доктор.    

архив/Владимир Васильев

Нижнекамские врачи начали склоняться к проведению очень рискованной операции в области шеи. Поэтому еще раз вышли по видеосвязи на специалистов РКБ.

«Мы приняли решение сделать консилиумную консультацию. То есть привлекли еще ряд специалистов: гематолога, невролога. И уже совместными усилиями, сидя здесь [в РКБ], за одну зацепку зацепились. Невролог у нас молодец — размотал в свою пользу!» — рассказал Нигматзянов.

Во время онлайн-консультации врач-невролог РКБ провел дистанционный осмотр, поговорил с пациенткой на расстоянии, что убедило его в правильности его догадки о диагнозе. С пациенткой начали работать по стезе неврологии, назначали дополнительное обследование. После анализов предполагаемая болезнь подтвердилась.

Нигматзянов рассказал, что всплыл диагноз, о котором даже не подозревали. После назначения лечения состояние женщины улучшилось.

Так благодаря коллективной мысли разных специалистов пациентку уберегли от неправильного лечения и рискованной операции, которая должна была решить несуществующую нейрохирургическую проблему.

После недели «правильного» лечения женщину еще раз проконсультировали.

«У нее всё пошло на улучшение, она очень была благодарна. И ее выписали», — отметил заведующий отделом плановой экстренной консультативной медицинской помощи.

Звонки из села

Служба телемедицины работает круглосуточно. Так, за прошлый год было принято 646 звонков для консультации со специалистами РКБ.

Консультация специалистов РКБ зачастую требуется врачам, акушерам и фельдшерам, работающим на селе.

«Очень актуальна телемедицина для тех, кто остался с пациентом один на один ночью, без ресурсов. Они и звонят нам. Мы тут собираем специалистов и принимаем решения о переводе или помогаем по тактике», — поделился Нигматзянов.

Он вспоминает, что иногда бывают случаи, когда специалисты на местах не всегда могут разобрать снимок или ЭКГ.

«В сельской местности, допустим, дежурит врач, пусть будет акушер. Ну, вынуждены они так дежурить, а поступает к ним пациент с острым коронарным синдромом — инфарктом миокарда по-нашему. И ему нужно ежесекундно выбрать правильную тактику: либо он сейчас спасет пациента, либо не спасет»заведующий отделением плановой экстренной консультативной медицинской помощи Рафаэль Нигматзянов

Так, по видеосвязи врачи показывают ленту ЭКГ, а кардиолог РКБ подробно объясняет, что делать с пациентом. Нигматзянов подчеркнул, что в данном моменте речь идет о спасении жизни.

Больше всего консультаций нужны в сферах пульмонологии, нейрохирургии, кардиологии и реанимации. 

архив/Михаил Захаров

В нейрохирургии случаи бывают безвыходные. «Поступает человек в ту же сельскую местность без сознания. Что с ним делать, как? Они выкладывают снимки, какие есть. И наш нейрохирург уже отсюда консультирует», — рассказал врач.

С помощью Центрального архива медицинских исследований, в который сгружаются снимки со всей тяжелой техники республики, и консультаций принимается молниеносное решение о доставке пациента в РКБ, о срочной операции или отправке нейрохирурга на место.

Исходящий звонок в Федеральный центр нейрохирургии

В РКБ технология телемедицины не только принимает звонки, но и может связаться с любыми медицинскими центрами России. За 2019 год врачи обращались за помощью медиков двух столиц России 114 раз.

Самым запоминающимся исходящим звонком для Рафаэля Нигматзянова стал вызов по просьбе «скандального» пациента и его агрессивно настроенной матери, которая не хотела оставлять сына в руках казанских нейрохирургов. Семья не верила в диагноз, поставленный местными специалистами РКБ.

«Они все хотели поехать в какой-то центр. Хотя у нас специалисты с ними связывались, с федеральным центром лечение было согласовано», — отметил Нигматзянов.

архив/Владимир Васильев

Чтобы успокоить недовольную диагнозом маму пациента, врачи приняли решение устроить совместный сеанс видеосвязи Федерального центра нейрохирургии в Москве с пациентом и его родственниками.

«Мама все свои вопросы там назадавала. И пациент задал все вопросы. Тем самым они исключили недоверие к нашим врачам», — вспомнил врач.  

Два часа центр консультировал и осматривал больного, отвечал на все вопросы. Потом врачи объяснили семье, что казанские специалисты правы. Семья успокоилась, добившись разговора с федеральными специалистами. Их желание отправиться к специалистам «получше» обернулось полным объяснением того, что казанцы правы.

архив/Владимир Васильев

«Пациента можно понять. Одно дело, наш врач что-то говорит и он не верит. И другое дело, когда то же самое ему говорят из федерального центра — он видит перед собой на экране трех специалистов высочайшей квалификации, которые на всю Россию известны», — заключил заведующий.

В этой истории после звонка все стороны остались довольны.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев