— Марина Александровна, из чего должен состоять рацион школьника?
— Школьному питанию действительно предъявляются очень серьезные требования. Питание школьника, как, в общем-то, и питание любого человека, должно быть в первую очередь здоровым. И для обеспечения здорового питания ученика в школе имеется и разрабатывается двухнедельное примерное меню, которое соответствует всем физиологическим потребностям наших детей. Также оно соответствует всем основным принципам здорового питания.
Такое меню утверждается директором школы с одной стороны, и с другой стороны утверждается службой Роспотребнадзора.
Какие принципы здорового питания заложены в это меню? Первый принцип — это сбалансированность, то есть меню должно быть подобрано по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.
Второй принцип — это рациональность, то есть в зависимости от возраста детей меню должно быть разным. Если для детишек 1-4 класса одно меню, то для детей 5-11 класса — другое.
Должно учитываться время нахождения ребенка в школе. Если ребенок ходит в школу без продленного дня, для него рекомендуется двукратный прием горячей пищи — завтрак и обед. Если ребенок остается в продленке, обязательно должен быть предусмотрен дополнительный полдник. А если детки находятся в интернате, организация питания должна быть пятикратной.
Следующий принцип здорового питания — это щадящая обработка приготовленной пищи. Исключается жарка и приготовление блюд во фритюре, предпочтение отдается тушению, варке, приготовлению на пару. Это делается для того, чтобы избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта у наших детей.
Более того, мы очень строго следим, чтобы не допускался повторный разогрев пищи, а предпочтение отдавалось свежеприготовленной пищи. Это крайне важно.
Еще один принцип здорового питания — разнообразие. Должны быть в рационе разные группы продуктов.
К примеру, рыба должна быть в рационе школьника два-три раза в неделю. Кроме этого, два-три раза в неделю должны быть творог, яйца, сыр, кисломолочные продукты. Присутствовать в меню должны сезонные фрукты и овощи. Чем более разнообразное питание, тем больше вероятность того, что ребенок получит все необходимые питательные вещества.
И последний принцип — это питание должно быть горячим и вкусным, внешне приятным, для того чтобы ребенок с аппетитом мог съесть это горячее блюдо.
— Бывает, что столы накрывают задолго до того, как дети придут в столовую. Могут ли родители как-то рассчитывать на вашу поддержку с этой стороны?
— Безусловно, это вопрос нашего регулирования. Оптимальное время для приема пищи ребенком, согласно санитарному законодательству — двадцать минут. Эти двадцать минут позволяют ребенку хорошо вымыть руки, взять питание с линии раздачи, а не с предварительно накрытых столов, неторопливо покушать и подготовиться к следующему уроку.
Конечно, если это двухсменные школы, организовать длинные перемены по двадцать минут очень сложно. Поэтому эти перемены бывают где-то по пятнадцать минут, где-то по десять минут. И мы не видим ничего страшного, если учитель чуть пораньше уведет детей с урока. Или же дети немного задержатся в столовой.
Замечу, мы отдаем предпочтение линии раздачи. Предварительное накрывание, конечно, приводит к остыванию пищи. В результате ребенок отказывается чаще от такой еды, потому что она холодная и невкусная. Конечно, этот процесс необходимо организовывать. В случае появления таких жалоб мы корректируем работу школ, где-то делаем внушение персоналу для того, чтобы организовать процесс так, как это должно быть.
Одно дело накрыть за десять минут до окончания урока, а другое дело начать предварительное накрывание с момента звонка. Это тоже имеет значение. Не нужно накрывать заблаговременно за десять-пятнадцать минут.
Если школа не может организовать линию раздачи для всех — нет возможности, например, то предварительное накрывание должны начинать за минутку до того, как прозвенит звонок. А часть деток все-таки может в это время взять еду с линии раздачи. Это вопрос правильной организации.
— По поводу вкусного и невкусного, очень субъективный вопрос. Родители в Татарстане имеют право прийти и попробовать школьное питание?
— Да, конечно. Мы не участвуем в этом вопросе, потому что запрета для родителей прийти в обеденный зал и посмотреть, как организовано питание их детей, нет.
Требования школ о том, что родитель должен иметь медицинский осмотр или еще что-то — незаконны. Это право любого родителя. В Казани такая практика внедрена. Между тем, надо сказать, родители не часто этим пользуются. Ведь можно прийти пообедать на эту сумму — посмотреть, вкусно или невкусно. Да, питание необычное — здоровое. Конечно, наши дети с удовольствием съедят макароны с сосисками, чем паровую котлетку и паровую кашу.
Дорогие родители, не может школа готовить каждый день макароны с сосисками — мы строго контролируем, чтобы блюда не повторялись.
— Имеют ли родители или дети право участвовать в формировании двухнедельного рациона, или это все строго регламентировано?
— Это строго регламентировано санитарными правилами, но родители могут ознакомиться с двухнедельным меню, которое имеется в школе, — это их право. Они могут высказать какие-то свои пожелания.
Директор школы может легко к нам обратиться, сказать: «У меня есть такое двухнедельное меню, родители хотят включить то-то, возможно ли заменить это блюдо на иное?».
Мы рассмотрим это обращение, и если это блюдо будет не картофель-фри, не жареные котлетки, не люля-кебаб какой-нибудь, то конечно же мы разрешим — блюдо будет заменено в меню.
— Что можно продавать в буфетах?
— Этот перечень тоже достаточно строго регламентирован. Соки, фрукты, пирожки, шоколадки — это все разрешено продавать в буфете либо путем вендинговых аппаратов, которых очень мало у нас в школах.
Лучше скажу, что нельзя продавать в буфете, чтобы родители были спокойны — этого нет в школах точно. За многие годы мы не выявили ни одного факта реализации в школах запрещенной продукции, такой как чипсы, картофель-фри, арахис, орехи, карамель, чупа-чупсы и пирожные.
— Жалоба на невкусную еду тоже считается обращением?
— Понятие вкусности очень субъективно в целом и в санитарном законодательстве оценки такого термина нет. Нам определить вкусно оно или невкусно, невозможно, поэтому мы определяем только соответствие тому меню, которое должно быть в этой школе.
Если ребенок не ест, родителю сначала нужно прийти в школу и посмотреть, попробовать несколько дней еду. Это может помочь родителю самому разобраться в проблеме без привлечения контрольно-надзорных органов. Ведь если из класса двадцать детей съедают эту еду, а его ребенок в числе пятерых, кто не притронулся к тарелке, наверное, есть повод задуматься самому родителю.
— Какой порядок обращений к вам? Если родитель хочет обратиться в Роспотребнадзор, как ему это сделать?
— Он может в нашей интернет-приемной оставить письменное обращение. Срок рассмотрения — 30 дней с момента его поступления, но могут быть указаны такие факты, которые могут потребовать немедленного вмешательства.
Если родители не хотят писать письменное обращение — боятся чего-то (хотя при рассмотрении обращения мы никогда не раскрываем лицо, которое его написало) — всегда могут позвонить к нам по номеру отдела надзора по гигиене детей и подростков, получить консультацию.
Если волнующие факты не просто опасения, а именно сигналы о серьезных нарушениях, то заявление написать все-таки придется. Либо можно прийти ко мне на личный прием и рассказать о нарушениях, в этом случае нами будут также приняты меры.
По вторникам у меня с двух до шести прием граждан. По понедельникам можно записаться, потом подойти ко мне. Я обещаю, что немедленные меры реагирования будут приняты в целях сохранения здоровья наших детей.
Нет комментариев-