В Казани медики рассказали, как из «особенного» ребенка сделать спортсмена

В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравушка» сейчас активно применяют программу «Молодой атлет», в том числе и для воспитания будущих спортсменов.

В следующем году Казань примет Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Сейчас Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями применяет программу «Молодой атлет». В детях в игровой форме развивают физические и ментальные навыки. В будущем некоторые из них смогут стать спортсменами и принять участие в последующих олимпиадах, полагают медики.

Программа «Молодой атлет» в «Здравушке» применяется при работе в первую очередь с детьми от 2 до 7 лет с ментальными нарушениями. Каждый профильный специалист в свой работе использует элементы программы. В процессе у детей формируются физические навыки, такие как бег, ходьба, баланс, и другие, а также координация движения и ментальные — работа с предметами.

Самый главный принцип, по словам директора «Здравушки» Татьяны Муллаяновой, что родители занимаются вместе с детьми. Ребенок должен с детства быть уверен в себе, и именно близкие должны это чувство в нем развить.

В центр попадают дети с инвалидностью или те, у кого инвалидность прогнозируется через отделы соцзащиты. Курс рассчитан на 21 день, два раза в год. Однако по рекомендации врачей его могут продлить еще на 30 дней. Каждый день в «Здравушке» присутствует 53 ребенка.

Ребята занимаются индивидуально из-за пандемии коронавируса. Но некоторые занятия проходят в подгруппах по два-три человека, потому что ребят уже с детства готовят к дальнейшей жизни.

«Программа „Молодой атлет“ учит играть в команде. Индивидуально ребенок со специалистом учиться делать то или иное спортивное упражнение, например бросок меча или бег змейкой. А затем, в малых подгруппах, все-таки соревновательный элемент должен присутствовать», — отметила Муллаянова.

Родителей специалисты учат хвалить ребенка, когда у него что-то получается. Для отдыха и оздоровления детей в центре есть галокамера, стены и потолок в которой сделаны из соли. Специальный аппарат подает микрочастицы соли, чтобы дети дышали ею. В среднем они проводят в комнате 25-30 минут. Галокамера успокаивает детей, повышает иммунитет.

«Медики утверждают, что 25 минут, которые детки проводят в галокамере, равносильны четырем дням на побережье. Это доказано научно», — рассказала старшая медсестра центра Сирина Камарова.

Дефектолог, работающий в центре, внедрила и активно применяет элементы программы «Молодой атлет». Например, ребенка учат запоминать названия цветов через игру, когда ему нужно взять шар определенного цвета. Это и ментальное развитие, и физическое.

В центре есть специальный аппарат, который направлен на улучшение координации движения. Ребенка учат осознанно совершать определенные действия. Интерактивные доски помогают отвлечься, но при этом также несут в себе и элемент ментального развития — ребенок получает новую информацию. Медики центра отмечают, что с детьми необходимо заниматься постоянно.

Отдельный элемент программы — адаптация в обществе. Ребенка обучают зашнуровывать обувь, шить, стирать и прочим бытовым навыкам. Знакомят с работой аптек, больниц и транспорта. Используется специальный тренажер, который имитирует бытовые вещи — выключатели, краны, розетки, и в таком виде ребенка учат правилам безопасности.

«Обязательно обучаем личной безопасности, поведению в быту, в транспорте, в обществе. Это все элементарные навыки безопасности ребенка», — поделилась социальный педагог центра «Здравушка» Оксана Ушкова.

Детям здесь дают кислородные центры — воздушная пенка на основе сока и травяного сбора, на 90% наполненная кислородом. Одна порция такого коктейля заменяет часовую прогулку по лесу, а кислород положительно влияет на организм.

«Он усиливает обменные процессы, способствует укреплению иммунитета, помогает легче справляться с физическими и умственными нагрузками и лучше переносится в период восстановления после болезни», — рассказала врач-педиатр центра Татьяна Безрукова.

Есть и тренажеры для физических упражнений с тремя режимами — когда действия ребенка направляет техника, когда она ему помогает и когда создает сопротивление для того, чтобы ребенок прилагал усилия. В таких занятиях мягкий корсет, по типу того, который использовался для реабилитации космонавтов, помогает держать позу и совершать действия.

Физические упражнения помогают социализации ребенка — у него появляются возможности для самообслуживания, возможность двигаться и взаимодействовать с материальным миром, что дает ему независимость.

Для укрепления организма в центре также применяют водные процедуры с микромассажем, которые обладают общеукрепляющим действием и помогают улучшить кровообращение. Есть также травяные ванны с различными эффектами — седативным для гиперактивных детей, для улучшения работы легких. Это, опять же, и ароматерапия.