Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Перепады настроения и потеря внимания: татарстанцам рассказали, как детям вредят гаджеты

Перепады настроения и потеря внимания: татарстанцам рассказали, как детям вредят гаджеты
Дети XXI века не выпускают из рук телефон, с младенчества знают, как разблокировать планшет и включить компьютер. Однако нездоровое увлечение гаджетами не всегда положительно сказывается на психике ребенка. К чему это может привести, как вернуть малыша в реальность и кто в этом виноват — рассказала детский психолог.

Родители, бабушки и дедушки без умолку говорят о том, что дети постоянно в телефонах и как это плохо. Медицинский психолог Детской республиканской клинической больницы Татарстана Лия Бодрова рассказала ИА «Татар-информ», кто в этом на самом деле виноват и к чему это может привести.

Почему дети не выходят из виртуальной реальности?

Рамиль Гали

Медицинский психолог Лия Бодрова объяснила, что представители старшего поколения выросли здоровыми без гаджетов. Именно поэтому провожать ребенка в мир цифровых технологий они не всегда считают нужным, но это большая ошибка.

«Обучить ребенка пользоваться гаджетами, телефонами, планшетами не только с негативной стороны, а еще и с положительной стороны, там есть много интересного. Ведь ребенок смотрит на родителей, видит их пример. Что делают родители — они постоянно в телефонах. А один из законов развития психики — закон подражания», — отметила Лия Бодрова.

Если мама и папа постоянно «залипают» в планшете, у ребенка будет стереотипное поведение. Когда ребенок попадает из виртуального мира, где все очень насыщенно, в реальный мир, ему становится неинтересно.

Психолог объяснила, что у каждого ребенка после трех лет есть свои потребности — известная пирамида потребностей Маслоу: физиологические потребности, потребность в безопасности, в любви и уважении, в социальной принадлежности к группам людей (семья, друзья, одноклассники и т. д.) и самореализация.

архив

«Если родители не научили своего ребенка, как удовлетворять эти потребности с помощью окружающего мира, подсунули ему гаджет — ребенок там может создать любого персонажа, играть в любые игрушки, потребности удовлетворяются по щелчку пальцев», — сказала она.

Ребенок идет по легкому пути, не напрягаясь. Психолог отметила, что это тоже один из законов развития психической деятельности — из двух путей наш мозг выбирает самый простой. 

В виртуальном мире ребенок не ограничен: он может общаться, прокачать любые навыки, в играх он получает постоянные бонусы, похвалу, деньги, награды, там он популярен и успешен.

Рамиль Гали

«Мама пытается отнять телефон. Ты выходишь в реальность, а здесь этого нет. Именно поэтому это „увязывание“ может схватить ребенка еще сильнее», — объяснила врач ДРКБ.

По ее мнению, родители часто сами неосознанно формируют потребность ребенка в гаджете. Ведь занятой маме после работы легче дать ребенку планшет, чем поиграть с ним. По словам Лии Бодровой, такое часто можно встретить в самолетах или длительных переездах.

«Понимаете, потребности в гаджетах у ребенка нет. У него есть базовые потребности, и по этим потребностям ребенок хочет развиваться. Но если родитель энергетически не может эти потребности удовлетворить и дает гаджет, формируется искусственная в нем потребность», — сказала она.

Последствия

Длительное сидение в телефоне может привести к изменениям психоэмоциональной среды ребенка.

pixabay.com/ru

«Будет возникать эмоциональная нестабильность, появляться слезливость, агрессивность, возможны проявления психологической неустойчивости. Также могут быть изменения осанки, опорно-двигательного аппарата, влияние на зрение, на пищеварительную систему, потому что дети забывают покушать, сходить в туалет и  даже поспать», — сказала Бодрова.

В сети ребенок может найти много интересного, но не всегда приемлемого: «крипота», культура АУЕ, суицидальные группы и многое другое. Именно тогда могут появиться изменения в его поведении.

«Он начинает носить странную одежду, маркеры поведения меняются. Он становится закрытым, замкнутым, уходит в себя, появляются странные контакты на компьютере, телефоне, планшете, странные звонки могут появляться», — отметила Бодрова.

Если родители замечают подобное, то следует в доверительной обстановке поговорить с ребенком и узнать о причинах такого поведения. Попробовать наладить отношения, начиная не с агрессии, а с любви.

pixabay.com/ru

«Говорить: ”Солнышко, я за тебя переживаю", говорить о своих чувствах: "Я же твоя мама (твой папа), я очень переживаю, вдруг с тобой может быть что-то не так. Я понимаю, что сейчас ты со мной, наверное, не очень хочешь говорить, но если ты вдруг захочешь — знай, я всегда для тебя открыта, всегда с удовольствием помогу, всегда на твоей стороне"», — подсказала правильные слова психолог.

Агрессия и требования показать или отдать телефон ни к чему хорошему не приведут.

Также стоит обратить внимание на любые изменения в поведении. Если ребенок всегда был спокойный и вдруг начал активно себя вести и наоборот — это повод обратиться к специалисту.

Если ребенок отказывается идти к психологу, родители могут посетить врача и без него, тогда совместно с психологом можно будет выстроить необходимый план действий.

Нейропсихология и как развивается мозг у детей с телефоном в руках

Психолог объяснила, что телефон или планшет делает с мозгом ребенка.

pixabay.com/ru

«Если мы берем долгое сидение перед гаджетом, во-первых, это одна кнопочка — и случается волшебство, ребенок ничего не делает, а устройство его уже развлекает, — со временем может наступить сенсорная депривация и цифровая аутизация. Нейронные сети и головной мозг в детском, подростковом возрасте должны развиваться посредством звуков, органов осязания, органов чувств. Ребенок должен пробовать и нюхать, исследовать всё, что есть вокруг, для его гармоничного развития», — отметила врач.

Но наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки зависят от количества связей, которые они смогли образовать между собой. Около 7–9% нейронных связей образуются автоматически без нашего участия и отвечают, как правило, за физиологические процессы: дыхание, пищеварение, кровообращение, движение. И чем больше сенсорного развития, ощущений и изучения окружающего мира через органы чувств, тем больше в мозге создается нейронных связей и как следствие растет склонность к повышенным интеллектуальными способностям.

Если же в детском возрасте ребенок уходит в цифровую аутизацию, тогда у него со временем возможно возникновение эффекта сенсорной депривации, и, как следствие, в его нейронных связях формируется основа, куда закладывается намного меньше знаний, чем у того поколения, которое росло без гаджетов.

«Второй момент: страдает произвольное и непроизвольное внимание. Давайте обратимся к возрастной психологии и немного порассуждаем, вспомним с вами два таких понятия, которые известны абсолютно каждому педагогу и психологу. Это понятия непроизвольного и произвольного внимания. Обратимся сначала к произвольному вниманию, которое постепенно созревает к 7 годам и позволяет ребенку в этом возрасте начать посещать школу, так как он уже способен контролировать свое поведение и заставить себя трудиться, делать то, что не интересно, но начинает зарождаться понимание, что это нужно, для дальнейшей жизни. Произвольное внимание — это важнейший психический процесс, основной функцией которого является контроль и организация поведения, а также обеспечение когнитивной гибкости, а значит, и умение выбирать информацию и модели поведения.

Психолог предложила порассуждать: ребенок, который сидит целыми днями за экраном, поглощая сначала некачественные мультфильмы, где хорошие или плохие герои уничтожают друг друга, с возрастом переходит на некачественные игры с той же самой тематикой, тело и мозг на протяжении всего времени живет на чистом непроизвольном внимании, а именно — я делаю только то, что мне нравится, а не заставляет мое тело и мозг трудиться, через зрительные и слуховые анализаторы в полнейшем покое я получаю бесконечное удовольствие, попадая в ловушку полнейшей инертности.

Такая жизнь активно подрывает первый компонент — уровень бодрствования, истощающий энергетический блок ребенка. Ребенок перестает получать удовольствие от чего-либо другого, а именно чтения, общения с друзьями, ежесекундно желая получать удовольствие. Утрачивает мотивацию жить нормальной жизнью, перестает получать удовольствие от процесса обучения чему-либо, от достижения целей. Но самое страшное в этой истории — это даже не потеря здоровья, а потеря человеческого лица и души.

«Идет полное разрушение третьего компонента произвольного внимания — информационного, он перестает понимать, что хорошо, а что плохо, — перестает быть человеком… контролировать свои поступки, превращается в зверя, которому всё можно. Потому что в эру цифровизации при использовании гаджетов у внимания очень много стимулов. Это внимание непроизвольное: смотришь ты на экран, а у тебя идут разные стимулы, и когда ты выходишь из этого, у тебя возникает „подвисшее“ состояние», — отметила Лия Бодрова.

Именно поэтому педагоги жалуются и говорят о том, что дети отвлекаются, могут концентрироваться лишь на короткое время. Это происходит, потому что долгое сидение за гаджетом вызывает подобную реакцию, объяснила психолог: переключение внимания становится проблематичным.

С какого возраста можно давать ребенку гаджет или планшет?

У мира виртуальных технологий две стороны, уверена Лия Олеговна. Она видит, как детишкам, которые долго лежат в ДРКБ, телефон помогает путешествовать, это их единственный способ увидеть мир.

pixabay.com/ru

По мнению психолога, знакомить ребенка с миром технологий не желательно, пока у него не появилась речь, — до четырех-пяти лет.

«Сначала у ребенка должна выстроиться база — база нейронной сети, база подкорки, база сенсорной интеграции, база ощущения от этого мира, чтобы твой ребенок понимал все стимулы и реакции», — отметила доктор.

После того как вся эта база выстроена, можно дать малышу цифровое оборудование, но изучать его нужно только вместе с родителем.

«В этом цифровом мире есть корзины положительного и корзины отрицательного. Необходимо поставить родительские фильтры, поставить родительский контроль — объяснить, для чего он нужен. Мы ставим это не за спиной у ребенка, а вместе», — отметила Бодрова.

Нужно выстраивать идентичность ребенка, чтобы он мог ответить себе на вопрос «Кто Я?», «Какой Я?». Это нужно для того, чтобы когда ребенок столкнется с каким-то деструктивным контентом в сети, он понимал, что, например, реклама «выиграй тысячу рублей» или что-то наподобие ему не нужно.

Обращений к психологу немало

В последние семь лет у психолога стабильно есть пациенты с такой проблемой.

Рамиль Гали

«Если все консультации брать — это достаточно большой процент. И приходят не именно с зависимостями, а с последствиями, то есть ребенок страдает суицидальным поведением, агрессивным поведением, у ребенка неконтролируемая психоэмоциональная реакция, ребенок в панических атаках, в страхах», — говорит психолог.

Родители жалуются на то, что ребенок не хочет делиться с родителями чем-то и полностью растворяется в смартфоне.

Как правило, к психологу приводят подростков.

«С малышами приходят только в экстренных случаях, когда наступают панические атаки, посттравматическое расстройство. Есть случаи чрезмерной агрессивности», — отмечает Лия Бодрова.

В процентном соотношении 65-70% — подростки, остальные — дети младшего подросткового возраста, школьного возраста в том числе.

Как вернуть ребенка в реальный мир?

Вернуть ребенка в реальный мир возможно только с очень большим, неиссякаемым источником родительских энергетических ресурсов. Родителям важно понимать, что у ребенка есть потребности, и нужно обучать его удовлетворять эти потребности самостоятельно с помощью реального окружающего мира.

архив

«Если он хочет общаться — как и где он может получить это общение, если он хочет получить любовь — как и где он может получить эту любовь. Если ему скучно — что ему делать в таком случае», — объяснила психолог.

А для подростков важен пример родителей, важно, как и откуда родители могут получить удовольствие от этого мира. А если этого нет, подросток всегда сам найдет себе пример для подражания.

Психолог напомнила, почему ребенок уходит в телефон: есть потребности — он не знает как их удовлетворить.

«Если ребенок видит родителя, который с безумной радостью в глазах бежит на утреннюю пробежку или с наслаждением рисует картины и творит, внутри все загорается — это заразительно», — отметила психолог.

Находясь в такой обстановке, малыш никогда не потянется к телефону.

Далеко не всегда у детей зависимость

Часто родители паникуют зря, приравнивая пристрастие ребенка к телефону или планшету к зависимости.

архив

«Если ваш ребенок не ест, не пьет, не спит, не выходит на улицу — вот это зависимость. Когда его компьютер стал важнее, чем его базовые физиологические потребности», — объяснила Бодрова.

Тут семье сможет помочь только клинический психолог, психотерапевт или психиатр.

Когда компьютер начинает мешать ребенку жить: справлять вовремя нужду, спать и есть, — это уже зависимость.

Психолог успокоила родителей: когда ребенок пришел из школы, поиграл, потом сделал уроки — это не такая плачевная ситуация.

Однако зачастую ребенок, несмотря на просьбы родителей, не слушается и не хочет покидать комфортный для него мир виртуальной реальности. Бодрова посоветовала: если родитель понимает, что с его ребенком что-то не так, самый первый вопрос, который он должен задать себе: «Что я делаю как родитель для того, чтобы мой ребенок вел себя так?»

«Здесь обязателен разбор всей семьи в целом и ребенка в том числе. Ни одна проблема ребенка не является только его проблемой. Это проблема всей семьи», — отметила она.

Доверительная связь и как ее выстроить с ребенком

Лия Бодрова рассказала, что построение доверительных отношений начинается еще когда ребенок находится в утробе матери. У малыша запечатлеется то, что его родитель с ним говорит.

архив

«Потом ребенок рождается, и голос мамы, ее успокаивающая интонация — это самое мощное лекарство для того, чтобы он всегда был в гармонии и спокойствии», — отметила психолог.

Когда малышу исполняется год, он начинает познавать мир, взяв в песочнице в рот грязную лопатку. Тогда мамы отнимают у детей этот предмет, заменяя другим. Однако уже в этом возрасте важно малышу объяснить, почему одну игрушку отнял, а другую дал.

«Ребенок по большей части мало что поймет из этого, но запечатление того, что мама с ним разговаривает, запечатление того, что мама ему объясняет, — оно будет просматриваться», — уверена психолог.

Доверительные взаимоотношения — это когда всё обсуждается, всё объясняется, когда мама с ребенком во взаимосвязи. А крик и плач — проявление нужды в любви и внимании. Если эта связь будет выстроена, тогда к семи годам ребенок будет в случае чего говорить с родителями. 

архив

«К подростковому возрасту это будет только укрепляться», — заверила Лия Олеговна.

Можно начать строить понимание с ребенком и в семь лет, главное здесь, по словам психолога, желание родителей прикладывать усилия, делая всё с любовью.

Во второй части интервью с медицинским психологом Лией Бодровой, которая вскоре выйдет на портале Sntat, вы сможете узнать, что делать родителю, если ребенок увлечен интернет-контентом 18+, а также отказывается учиться в школе, зарабатывая деньги в интернете. 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев