Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Гусыня в тюбетейке и сказ о белой волчице: как дома Альметьевска преображают муралы художников со всего мира

Гусыня в тюбетейке и сказ о белой волчице: как дома Альметьевска преображают муралы художников со всего мира
Этим летом в Альметьевске стены типовых безликих советских многоэтажек второй волной оживили яркие полотна знаменитостей мирового стрит-арта. «Татар-информ» рассказывает, как татарские народные «Сказки о золотых яблоках» стали на ближайшую пятилетку философией проекта по реанимации облика нефтяного городка с помощью современного уличного искусства.

Паблик-арт – настенная живопись XXI века 

Эта в прямом смысле красочная история началась в Альметьевске в 2017 году. Нефтяники пригласили специалистов из питерского Института исследования стрит-арта в свой город, чтобы украсить его большими уличными полотнами на стенах домов и производственных сооружений. Затея, рассчитанная не на один сезон, а на пятилетку, получила название «Сказки о золотых яблоках» и одной из своих целей ставит гармоничное сочетание современного искусства и локальной истории, местных традиций, преданий и народных образов.

На лето в Альметьевск приглашают легенд уличного творчества со всего мира. Здесь уже побывали художники из Германии, Греции, Ирана, Канады, Украины и т.д. Благодаря им за два предыдущих сезона в городе появились 20 арт-объектов, значительная часть которых – муралы. Так называются огромные полотна на торцах домов и промышленных зданиях. В этом году появятся еще девять объектов, в том числе скульптура (семиметровый нефтяной факел) и постоянная медиаинсталляция, на здании раскрашенной в прошлом сезоне котельной. Благодаря ей на промышленном фасаде «оживет» история зарождения нефти и ее разработок. 

Сейчас в мире много что связано с искусством в общественном пространстве. Но, как правило, в промышленных городах нет работ, которые связаны с корнями, с контекстом, локальной идентичностью. Особенность программы этого года – акцент на природе. Прошлый год был посвящен краеведческим аспектам. Например, Надыр Уразметов – первый нефтяник из XVIII века, он тоже из этих мест. Все объекты находятся большей частью в жилой застройке и объединены веломаршрутами. По ним гиды (также обученные специалистами из Санкт-Петербурга – прим. Ред.) водят экскурсии. Сейчас разработано три маршрута, будет разработано еще пять», – пояснила журналистам во время презентации проекта сезона-2019 года куратор, продюсер проекта «Сказки о золотых яблоках» и сооснователь Института исследования стрит-арта Полина Еж. 

Портрет города в мыслях жителей 

Перед тем, как начать раскрашивать промышленный Альметьевск, питерские специалисты изучили историю города и его окрестностей, скрупулезно собрав в беседах с жителями байки и воспоминания. Все они вошли в 200-страничный отчет фольклористов-антропологов, так называемый локальный текст города.

«В антропологии есть такая формулировка “воображаемое место” – то, что люди думают о том месте, где они живут. Это очень интересно показать в образной форме художникам. Мы берем тему из этого отчета и начинаем работать с экспертами, выбирая визуальные образы. Архитектор программы формирует веломаршруты. Все эти арт-объекты в итоге, с одной стороны, эстетизируют среду, потому что взаимодействуют с людьми, которые живут в непосредственной близости, а другие, большие ключевые объекты, расставляют акценты в городе, который находится на холмах, поэтому многие здания просматриваются издалека с интересных ракурсов», – подчеркнула Полина Еж. 

Типовая застройка как наследие советского периода, напомнила она в беседе с корреспондентом инфорагентства, порождала целые бетонные города-колодцы, которые тяжело воспринимаются психикой. Поэтому и завоевывает популярность мурализм, который стал распространенным способом эстетизации среды, поскольку позволяет быстро преображать архитектуру.

«Красивая архитектура, конечно, не требует муралов – это очевидно. Но дело в том, что это история – ее невозможно выбросить, она все равно существует. Невозможно все стереть под корень и построить заново. Более того, по отношению к культуре это и не очень корректно. И мы знаем в истории моменты, когда люди пытались стереть все под ноль, это никогда не получается. Мое мнение, что лучше найти место старому в новой жизни, чем пытаться все стереть и начать заново», – говорит Полина Еж. 

 

Уличные полотна сезона-2019 

Самым масштабным изображением этого лета станет мурал молодого профессионального рязанского художника Александра Демкина на здании одного из сетевых продуктовых магазинов. Изображение займет сразу несколько плоскостей строения и является посвящением некогда популярной альметьевской ярмарке. Художник размышляет об утрате возможности живого общения между продавцом и покупателем с внедрением современных технологий – появлением штрих- и QR-кодов, касс самообслуживания, онлайн-заказов.

Как подчеркнула куратор программы Полина Еж, за последние несколько сезонов Александр Демкин «стал звездой в небольшом мире уличного искусства, благодаря тому, что он очень интересно комбинирует реализм с цифровыми дигитальными эффектами, которые вместе образуют пространственную композицию».

Над муралом художник, чье самое значимое изображение украшает питерский завод «Севкабель», работает в Альметьевске уже почти месяц по 10 часов в день. И еще требуется время для завершения мурала. На окрашенную поверхность уже потрачено около полутысячи баллончиков с аэрозольной акриловой краской. 

Художник из Уругвая Николас Санчез, известный под псевдонимом ALFA ALFA, на одном из домов города выполнил графическое изображение гусыни в национальном костюме татарских хозяек. Отсутствие цвета и преимущественно черно-белые изображения – его фишка. Теперь жителям города предстоит всем вместе выбрать имя гусыне.

«В прошлом году я встретил Фикоса (участвовал в проекте в сезоне-2018 – Ред.) в Израиле. Он нарисовал тогда в этом городе “Защитника” – он очень крутой, большой и фантастически красивый. Я спросил, где он сделала этот мурал, и так узнал о вашем проекте и написал организаторам мейл. На этой моей работе все говорит, что я в Татарстане», – сказал ALFA ALFA, в биографии которого около 50 муралов по всему мира, а самый любимый – в Голландии.

Старожил уличного искусства из Рима HITNES добавляет акценты городам уже более 20 лет. «Он появился тогда, когда вообще никто не знал, что такое стрит-арт», говорят про него организаторы «Сказок о золотых яблоках». Профессиональный художник HITNES рисует как легально, по приглашению, так и нелегально, поэтому никогда не показывает свое лицо и не дает интервью.

Для Альметьевска он выполняет два мурала. Один – эпизод из сказки «Зухра», когда главная героиня превращает своих детей в птиц и сама оборачивается голубкой. Второй – романтичный образ города в воспоминаниях его пожилых жителей в виде плодоносящей яблони. Много лет назад, как удалось выяснить специалистам Института исследования стрит-арта, Альметьевск утопал в яблоневых садах. Оба сюжета итальянцу удалось увязать и с названием самого проекта паблик-арта «Сказки о золотых яблоках»: в его интерпретации и логике в птиц превращаются дети (потомки), символично изображаемые в виде плодов яблони. 

Один из самых завораживающих муралов сезона – портретно-биографическое полотно с трехмерным эффектом украинского художника Димы FATUMа. Мурал посвящен Верхновному муфтию дореволюционной России Ризаитдину Фахретдинову (Ризе Фахретдину), который родился недалеко от Альметьевска, в деревне Кичучатово. Издалека наблюдатели увидят его крупный портрет, а приближаясь – сюжеты его непростой биографии, в которой нашлось место и родному дому, и пейзажам из детства, и табличке с расстрельным номером в годы политических репрессий за веру.

Консультантом в создании этого мурала стал историк, специалист по старинным рукописям, ассистент-профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов, который с творчеством Ризы Фахретдина знаком подробно в силу профессионально-научного интереса. Сам Дима FATUM участником альметьевского паблик-арта становится уже второй сезон: в прошлом году он иллюстрировал образ татарской азбуки на одном из домов.

История, произошедшая в годы ВОВ, когда мужчины были на фронте, а на работавших вместо них на буровых установках женщин часто нападали волки, легла в основу мурала «Ак буре» (белый волк в переводе с татарского). Однажды, по рассказам местной жительницы, белая волчица вышла к стае, которая кольцом сомкнулась вокруг «буровичек» в лесу, и увела хищников за собой, спасая женщин от смерти. Визуальный образ волчицы-хранительницы Альметьевска воплотил Антонио Сегура Донат (DULK), испанский иллюстратор и графический дизайнер из Испании. И этот мурал яркий и насыщенный, как иллюстрация из хорошей книжки с добрыми детскими сказками.

Землячка DULK’а Ракель Родриго привезла в Альметьевск диковинную технологию создания произведений паблик-арта по принципу вышивки крестиком: рисунок создается на сетке-рабице толстыми нитями. Вязаное панно с двумя голубыми и алым цветками льна, из которого в старину делалась одежда, украсило один из домов города.

Жители двора вместе с художницей поучаствовали в мастер-классе по необычному вышиванию.

Проект «Сказки о золотых яблоках» стартовал в этом году 22 июня и продлится до 22 сентября. Он включает не только раскрашивание именитыми модными художниками со всего мира стен зданий, но и бесплатные мастер-классы, массовые мероприятия в городском парке, веломарафоны, маскарады, велоэкскурсии по маршрутам муралов.

А ближе к зиме в городе появится первая постоянная медиаинсталляция. По пяти точкам вокруг здания расцвеченной в сезоне-2018 котельной можно будет пройти со смартфоном, на экране которого будет оживать история нефтяного края. В темное время суток медиа-инсталляция будет функционировать как глобальная видеопроекция. 

Картинная галерея по примеру шотландского Глазго 

Сумму затрат на креативную реанимацию облика промышленного города генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов на встрече с журналистами раскрывать не стал. Однако в разговоре с гидом по сказкам Александрой Малафеевой анонсировал открытие в городе картинной галереи по примеру культурного центра шотландского города Глазго (в Альметьевске строится общественный центр), в формировании которой также участвует компания.

«До Леонардо Да Винчи дотянуться нам, понятное дело, по уровню фондов не удастся, но само построение, как там работают с людьми, со зрителями, как из картинной галереи сделали центр культуры, заслуживает внимания. Группа московских ребят [этим занимается], все есть, сформирован благотворительный фонд. В финансировании картинной галереи принимает также участие мой старший брат (Равиль Маганов, исполнительный член Совета директоров, первый исполнительный вице-президент ЛУКОЙЛ” – Ред.). Это будет симпатичная картинная галерея где-то около 6 тыс. квадратных метров», – рассказал Наиль Маганов. 

Он также упомянул, что уже достигнуты предварительные договоренности о размещении в будущей картинной галерее Альметьевска произведений из частных коллекций.

Мы договорились хранить их коллекции здесь. Мы застрахуем, обеспечим полную безопасность, условия хранения, а вы позвольте нам их только выставлять. А там такие эрмитажные вещи есть и из Третьяковской галереи…», – заинтриговал Маганов.

Город, мимоходом заметил он, готовится праздновать свое 300-летие (в одном из источников косвенно упоминается 1719 год – Ред.), поэтому «мы поступаем, как нормальные хозяева, которые к приходу гостей стремятся подчистить, подгладить, занавесочки красивые повесить, что-то вкусное приготовить».

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям