Три мировых рекорда были установлены ею в самой сложной дисциплине легкой атлетики – стипль-чезе. В 2008 году к своим спортивным наградам Гульнара Галкина-Самитова добавила и высшую награду республики – орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».
Цена победы
Тот день я запомнила на всю жизнь. На чемпионате России в 2003 году в Туле ко мне приставили девочку-пейсмейкера, которая должна была задать темп, чтобы я финишировала с нужным результатом. Вероятно, она не рассчитала скорость, и наш общий круг мы пробежали гораздо быстрее графика. В итоге девочка сошла, а мне – бежать и бежать, да еще с препятствиями! Уже после первой тысячи метров стало так тяжело, что появилось одно большое желание – сойти с дистанции. Но где это сделать? Вот я пробегаю мимо главного тренера сборной России по легкой атлетике Валерия Куличенко – нет, не лучшее место. Терплю, бегу дальше. На другой прямой стоит уже мой тренер – Минулла Низаметдинович Чинкин – и здесь сойти нельзя. Добегаю до другой стороны поля, а там солдаты болеют за нас. И перед ними неудобно, ведь специально приехали. Так и одолела круг за кругом свои три тысячи метров и финишировала первой. Тогда высшее мировое достижение в этой дисциплине принадлежало спортсменке из Белоруссии Алесе Туровой. Я улучшила его сразу на 9 секунд, пробежав дистанцию за 9.08.
Второй мировой рекорд в стипль-чезе я установила на Олимпиаде в Пекине в 2008 году. Он продержался восемь лет и был побит лишь в 2016 году – Рут Джебет из Бахрейна оказалась быстрее. Мне не обидно, потому что разрыв идет не на какую-то долю секунды, а на целых шесть секунд. Давно наблюдаю за этой спортсменкой и, честно говоря, думала, что она сделает это раньше. Хорошо тренированная, способная. Молодец!
К марафону от… макраме
До десяти лет я спортом вообще не занималась – как и другие девочки, плела макраме, вышивала… Все изменил один-единственный урок физкультуры. На него пришел мой будущий тренер Виктор Аржевитин. Сорок пять минут он внимательно наблюдал за нами и, вероятно, заметил те природные данные, которые достались мне от родителей (мама рассказывала, как в родной деревне Татарские Карамалы обгоняла даже мальчишек, а папа показывал отличные результаты на армейских кроссах). Виктор Николаевич предложил мне перейти в другую школу, где открывался специальный спортивный класс. Не скажу, что сразу стала одной из лучших – в лидерах были другие: они и бежали быстрее, и прыгали выше… Смотрела на наших марафонцев, таких, как знаменитый Равиль Кашапов (участник Олимпиады 1988 года в Сеуле. – Прим. ред.), и понимала, что мне тоже всё больше и больше нравятся длинные дистанции. Я никогда не была одержима идеей выиграть Олимпийские игры, но поучаствовать в них мне уже тогда захотелось.
Куда бежать?
Стипль-чез, или бег на три тысячи метров с препятствиями, – испытание не из легких. Стоит на скорости зацепиться за барьер – и… Запросто переломаться можно. Среди множества препятствий – яма с водой. Меня часто спрашивают про мокрые кроссовки, в которых приходится бежать до самого финиша. Но на этот счет у меня своя стратегия: стараюсь атаковать яму одной ногой, чтобы вторая осталась сухой. Это дает небольшое преимущество. Кроме того, на мне всегда специальные шиповки – они в сеточку, и вода в них не задерживается.
С моим челнинским тренером Минуллой Чинкиным мы впервые попробовали стипль-чез еще в 2000 году. Решили, что мой рост вполне позволяет. Но заявиться на эту дисциплину я еще долго боялась. В Туле как раз и состоялся мой дебют, после которого я попала в сборную России. А через год уже ехала на свою первую Олимпиаду в Афины.
Признаюсь, очень удивилась, что на тех играх мне удалось попасть в финал. Дело в том, что на дистанцию 5000 метров я вышла с абсолютно пустым желудком. Наш забег поставили на позднее время, и я так волновалась, что с самого утра не ела. Не знаю, как добежала до финиша: от боли в боку отходила весь следующий день.
В финале произошел еще один казус: увидев переполненные трибуны, я так растерялась, что не могла сообразить, в какую сторону мне предстоит бежать. К счастью, рядом оказались наши спортсменки Лена Задорожная и Лиля Шобухова. Спасибо им, подсказали.
Во всем виноват Париж
Если мы с мужем решаем вместе пробежаться в парке, то рано или поздно я от него убегаю. Встречаемся дома. Антон (Антон Галкин-Самитов, золотой призер России по легкой атлетике. – Прим. ред.) – сильный спринтер, но на длинных дистанциях ему меня не догнать. Впрочем, это не повод для соперничества – мы всегда радовались успехам друг друга.
История знакомства у нас тоже спортивная. Вместе тренировались в сборной России, но особого внимания друг на друга не обращали. Уже потом Антон признался, что даже не знал, на какую дистанцию я бегаю! Все изменил чемпионат мира в Париже в 2003 году. В последний день соревнований был банкет, вот на нем и вспыхнула та искра... С тех пор не расставались. После моей первой Олимпиады вместе поехали в Набережные Челны. Я тогда в Афинах показала неплохой результат – пришла шестой, и на родине меня встречали. Наверное, руководство побоялось, что Антон переманит к себе, в Петербург, потому что Ильдар Халиков, который тогда был главой администрации города, сразу же предложил нам помощь в организации свадьбы. Мы не отказались, хотя, если честно, планов на ЗАГС у нас в то время не было.
Сегодня мы рады своему решению. В нем нет упущенных возможностей. Я никогда не хотела уезжать – как говорят, пустила корни, да и мужу здесь нравится. В Санкт-Петербурге можно и потеряться, а в Челнах нас ценят и поддерживают.
Когда в семье встал вопрос, кто из нас будет продолжать спортивную карьеру, Антон уступил эту возможность мне. Кто-то же должен следить за домашним очагом, тем более что в 2010 году у нас родилась дочка. Муж работает тренером. Среди его учеников есть очень способные ребята, сегодня они – его азарт.
Под двумя флагами
Были моменты, когда я хотела оставить спорт. Один из них случился незадолго до моей «золотой» Олимпиады в Пекине. Прекрасно помню тот январь 2008-го. Тренировки давались очень тяжело, каждый день я сомневалась, стоит ли мне продолжать. Тогда мы с Минуллой Чинкиным пришли к одному выводу: мне нужно попробовать позаниматься с новым тренером. Так моим наставником стал Геннадий Суворов – тренер сборной России. Старший по выносливости! К нему не очень-то шли – не каждый может выдержать такую нагрузку. В группе нас было всего две девушки – я и Аня Альминова (чемпионка России и Европы. – Прим. ред.). Поблажек для нас не было, тренировались как все. С мешками со свинцом, конечно, не бегали, но терпения требовалось много – изо всех сил «цеплялись» за мальчишек, старались не отставать. Новые люди, методики… Появился интерес, а вскоре и первые результаты. Еще полгода тренировок, и я смогла завоевать «золото» на Олимпиаде в Пекине. Правда, я чуть было его не лишилась…
Помню, что круг почета бежала в какой-то эйфории, а рядом – примерно в таком же состоянии – Катя Волкова (бронзовый призер Олимпиады в Пекине. – Прим. ред.). Первые триста метров все было по плану – в моих руках развевался российский флаг. Уже почти у финиша увидела группу из Татарстана. Все были так счастливы! Кто-то протянул мне еще одно полотнище – флага татарстанского. И вот мы с Катей бежим, а он развевается между нами. Но за пределами стадиона нас ждала неожиданность – победа могла обернуться скандалом. Оказывается, по правилам Игр бежать под двумя флагами запрещено – за это могут и дисквалифицировать. К счастью, мы отделались лишь легким испугом.
Будущая смена
В конце июня на стартах «Динамо» я буду бежать кросс. Дистанции – один и три километра по пересеченной местности. Это очень крупные соревнования. Участников – море, даже на чемпионате России столько не наберется. По шестнадцать человек в одном забеге. Соперники? Да вся сборная страны приезжает!
Я бегаю за «Динамо» уже 17 лет. В составе сборной России сегодня практически не выступаю: на сборы выезжать не получается – дочка скоро в школу пойдет. Хочу в этом году пробежать на чемпионате страны, но не в своей коронной дисциплине, а «гладкие» пять километров. Стипль-чез все-таки требует постоянных тренировок. Я же все чаще присматриваюсь к успехам мужа. Всю жизнь посвятила спорту, за плечами большая практика – может быть, настало время и мне задуматься о тренерской карьере?
Справка:
Нет комментариев-