Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Гром-пушка, диско-шар и записи голосов хищников: как отпугивают птиц в казанском аэропорту

Гром-пушка, диско-шар и записи голосов хищников: как отпугивают птиц в казанском аэропорту
Корреспондент ИА «Татар-информ» разбирался, как работает орнитологическая служба в международном аэропорту «Казань».

После столкновения с птицами самолета А321, который в августе этого года аварийно сел на кукурузном поле недалеко от московского аэропорта «Жуковский», ИА «Татар-информ» решило выяснить, какие меры применяет казанский аэропорт для того, чтобы обезопасить пассажиров от подобных столкновений, каким оборудованием пользуется и бывали ли похожие инциденты в татарстанской столице. Для этого мы связались с пресс-службой международного аэропорта «Казань» и экспертами-орнитологами из Казанского (Приволжского) федерального университета.

«Отпугивание без вреда для птиц»: какое оборудование использует казанский аэропорт

Еще в начале строительства казанского аэропорта в 70 — 80 годы его руководство связалось с орнитологами из КФУ. Они провели детальное исследование, которое легло в основу орнитологического обеспечения воздушной гавани. «Мы работали с радарами и имели доступ практически к каждому борту самолета», — вспоминает заведующий кафедрой биоэкологии, гигиены и общественного здоровья Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, председатель казанского отделения Союза охраны птиц России, профессор Ильгизар Рахимов.


Сегодня в аэропорту установлено специализированное оборудование по отпугиванию птиц с территории аэродрома «Казань», в том числе биоакустические, механические и пиротехнические установки, а также пропановые отпугиватели птиц, рассказали в аэропорту.

«Все установки экологически безопасны, отпугивание осуществляется без какого-либо вреда для птиц», — добавили в пресс-службе аэропорта.

Примером используемого оборудования является механический зеркальный светобликовый отпугиватель. На лопастях пульсируют световые блики от зеркал, которые попадают на сетчатку глаз птиц и вызывают чувство дискомфорта и страха, что вынуждает птиц покинуть территорию аэродрома. Такие отпугиватели установлены стационарно вдоль взлетно-посадочной полосы и работает круглосуточно в любую погоду.


Схожим принципом работы обладает отпугиватель «Зеркальный шар» в виде стеклянного диско-шара.


Также в казанском аэропорту используются биоакустические установки Bird Card Super Pro AMP, которые содержат цифровые записи сигналов тревоги и бедствия птиц в сочетании с голосами охотящихся на них в естественных условиях хищников. Звуки транслируются через динамики, птицы их пугаются и улетают.


Помимо стационарной установки есть и мобильная, которая смонтирована на автомобиле и позволяет при необходимости оперативно спугнуть птиц в любое время и в любой части аэропорта.


Кроме того, на вооружении воздушной гавани Казани находится гром-пушки, или газовые механические пушки DBS-MC. Через регулируемые промежутки времени раздаются хлопки с силой звука до 120 дБ, которые вынуждают птиц улететь.

Эксперты: Это оборудование эффективно

Используемое оборудование оценили опрошенные нами эксперты. По их мнению, оно обеспечивает безопасность полетов.

«Перечисленные установки эффективны. Однако при их постоянном использовании у птиц происходит привыкание, поэтому мы рекомендуем сочетать световые и звуковые отпугиватели, тревожные голоса птиц с шумовыми установками», — рассказал орнитолог и профессор КФУ Ильгизар Рахимов.


С тем, что существующее в аэропорту оборудование эффективно и успешно функционирует, согласен и другой эксперт — заведующий зоологическим музеем КФУ, кандидат биологических наук Александр Беспалов.

Четких предписаний, какие установки должны быть в российских аэропортах, нет, как нет и требований обязательно использовать ловчих птиц. Можно обойтись и без них, однако нужно обязательно менять в установках крик опасности, чтобы птицы к нему не привыкали, а также устраивать промежутки между отпугиванием, заметил эксперт.


Раньше в Столбищах находилась крупнейшая в европейской части России колония чайковых птиц

В аэропорту также действует специальный Комитет по обеспечению безопасности на аэродроме, куда входят представители служб аэропорта и организаций, обеспечивающих полеты на аэродроме. К задачам этой группы относится и орнитологическое обеспечение безопасности полетов. А чтобы выявить концентрацию птиц, в соответствии с нормативами, раз в три года аэропорт проводит орнитологическое обследование приаэродромной территории.

По словам Ильгизара Рахимова, в 80-е годы в Столбищах находилась одна из крупнейших в европейской части России колония чайковых птиц — памятник природы.


«На тот период истории это было действительно опасно для полетов, мы, работая в аэропорту, постоянно видели чаек-крачек в этой зоне. Однако постепенно с застройкой этого района колония утратила былую роскошь. Сейчас такой крупной колонии там нет, но это большой плюс для безопасности полетов», — добавил он.

Корреспондент ИА «Татар-информ» также отправился на окраину села Столбище, где на озерах Сухое и Чегово расположен памятник природы — гнездовая колония озерной чайки. Однако застать этих пернатых там не удалось. Их не было и на озере Заячье недалеко от взлетно-посадочной полосы казанского аэропорта.


Основная орнитологическая угроза в аэродромной зоне Казани — чайки

По сообщению пресс-службы аэропорта, за последние несколько лет на территории аэродрома «Казань» не было зафиксировано авиационных инцидентов, связанных с птицами. Однако в воздушной гавани признаются, что основная угроза полетов здесь — это чайки.

«Основной орнитологической угрозой в нашей аэродромной зоне являются чайки, по которым ловчие птицы работают неэффективно. В этой связи ловчие птицы на аэродроме „Казань“ используются как дополнительная мера при необходимости», — поделились в аэропорту.


Использование ловчих птиц в аэропорту эффективно, но очень затратно. Любые хищники вызывают реакцию у других птиц, которые сразу чувствуют опасность. Так, некоторые российские аэропорты отпугивают птиц с помощью ястребов, соколов, коршунов или даже сов. Причем необязательно, чтобы хищник летел на других птиц и охотился — он отпугнет их только своим обликом.

Однако для содержания ловчих птиц нужны специальные сооружения, а не обычные клетки, люди, которые будут смотреть за ними, тренер, а также дополнительная охрана и защита, рассказал Ильгизар Рахимов.


Птицы с Орловского полигона ТБО не угрожают безопасности полетов

Часто российские аэропорты находятся вблизи городов, где располагаются свалки бытовых отходов и птицефабрики. Все это привлекает птиц, они кучкуются и оказываются в зоне контакта с лайнерами, сообщил Ильгизар Рахимов.


Аэропорт «Казань» не исключение. В 13 километрах от него тоже есть свалка мусора — Орловский полигон ТБО. Однако он не представляет опасности для полетов и находится на контроле, как объект, привлекающий птиц, заверили в пресс-службе казанского аэропорта.

«Орловский полигон ТБО в настоящее время не является опасным объектом для производств полетов, так как на него не вывозят пищевые отходы, что не попадает под ограничения согласно РООП ГА-89 (Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации — прим. Т-и)», — сообщили в аэропорту.

Кроме того, КФУ проводил эколого-орнитологическое обследование этой свалки. Эксперты выявили, что полигон ТБО является местом концентрации синантропных видов птиц — ворон, грачей, голубей. Они не представляет опасности для воздушных судов из-за того, что высота их полета не превышает 50 метров. Воздушные суда в данном районе выполняют полеты на высоте более 400 метров. В настоящее время исследователи КФУ проводят новое обследование данной территории.


«Скопление птиц только усиливает риски столкновения птиц с лайнерами. Не последнее место занимает и дело случая. Слава богу, у нас таких чрезвычайных событий не было и, надеюсь, не будет. Это говорит о том, что меры по обеспечению безопасности в аэропорту Казани соблюдаются», — заключил Ильгизар Рахимов.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев