После столкновения с птицами самолета А321, который в августе этого года аварийно сел на кукурузном поле недалеко от московского аэропорта «Жуковский», ИА «Татар-информ» решило выяснить, какие меры применяет казанский аэропорт для того, чтобы обезопасить пассажиров от подобных столкновений, каким оборудованием пользуется и бывали ли похожие инциденты в татарстанской столице. Для этого мы связались с пресс-службой международного аэропорта «Казань» и экспертами-орнитологами из Казанского (Приволжского) федерального университета.
«Отпугивание без вреда для птиц»: какое оборудование использует казанский аэропорт
Еще в начале строительства казанского аэропорта в 70 — 80 годы его руководство связалось с орнитологами из КФУ. Они провели детальное исследование, которое легло в основу орнитологического обеспечения воздушной гавани. «Мы работали с радарами и имели доступ практически к каждому борту самолета», — вспоминает заведующий кафедрой биоэкологии, гигиены и общественного здоровья Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, председатель казанского отделения Союза охраны птиц России, профессор Ильгизар Рахимов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/5d7f0da2b916857f565452967dc77331f74f206c962de4977adb23411b8a.jpg)
Сегодня в аэропорту установлено специализированное оборудование по отпугиванию птиц с территории аэродрома «Казань», в том числе биоакустические, механические и пиротехнические установки, а также пропановые отпугиватели птиц, рассказали в аэропорту.
«Все установки экологически безопасны, отпугивание осуществляется без какого-либо вреда для птиц», — добавили в пресс-службе аэропорта.
Примером используемого оборудования является механический зеркальный светобликовый отпугиватель. На лопастях пульсируют световые блики от зеркал, которые попадают на сетчатку глаз птиц и вызывают чувство дискомфорта и страха, что вынуждает птиц покинуть территорию аэродрома. Такие отпугиватели установлены стационарно вдоль взлетно-посадочной полосы и работает круглосуточно в любую погоду.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/8d0fba3500d99a49f07853daa537f34703fec92c0b1366d81f1443d36836.jpg)
Схожим принципом работы обладает отпугиватель «Зеркальный шар» в виде стеклянного диско-шара.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/9b545ac959c04420f7b5a00a0079303775cafef58ead8ab945850a19f01f.jpg)
Также в казанском аэропорту используются биоакустические установки Bird Card Super Pro AMP, которые содержат цифровые записи сигналов тревоги и бедствия птиц в сочетании с голосами охотящихся на них в естественных условиях хищников. Звуки транслируются через динамики, птицы их пугаются и улетают.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/6128cca5ac95a1fa0154e7248546bbf7d4fdeaf9e9910963367c0894d6f6.jpg)
Помимо стационарной установки есть и мобильная, которая смонтирована на автомобиле и позволяет при необходимости оперативно спугнуть птиц в любое время и в любой части аэропорта.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3b4a19b7aae9f9d636561d17b3ae6d8b6628d64a4d1ac4256f2988717de7.jpg)
Кроме того, на вооружении воздушной гавани Казани находится гром-пушки, или газовые механические пушки DBS-MC. Через регулируемые промежутки времени раздаются хлопки с силой звука до 120 дБ, которые вынуждают птиц улететь.
Эксперты: Это оборудование эффективно
Используемое оборудование оценили опрошенные нами эксперты. По их мнению, оно обеспечивает безопасность полетов.
«Перечисленные установки эффективны. Однако при их постоянном использовании у птиц происходит привыкание, поэтому мы рекомендуем сочетать световые и звуковые отпугиватели, тревожные голоса птиц с шумовыми установками», — рассказал орнитолог и профессор КФУ Ильгизар Рахимов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/2ea63983fd789a38fe57f2641069469c6665893686cd647b80c4d5d07bc0.jpg)
С тем, что существующее в аэропорту оборудование эффективно и успешно функционирует, согласен и другой эксперт — заведующий зоологическим музеем КФУ, кандидат биологических наук Александр Беспалов.
Четких предписаний, какие установки должны быть в российских аэропортах, нет, как нет и требований обязательно использовать ловчих птиц. Можно обойтись и без них, однако нужно обязательно менять в установках крик опасности, чтобы птицы к нему не привыкали, а также устраивать промежутки между отпугиванием, заметил эксперт.
Раньше в Столбищах находилась крупнейшая в европейской части России колония чайковых птиц
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/2c3a46f72ad880c42bfd4eeaa23ff8ed65dd208dbaf0c3016afcb21e3ee5.jpg)
В аэропорту также действует специальный Комитет по обеспечению безопасности на аэродроме, куда входят представители служб аэропорта и организаций, обеспечивающих полеты на аэродроме. К задачам этой группы относится и орнитологическое обеспечение безопасности полетов. А чтобы выявить концентрацию птиц, в соответствии с нормативами, раз в три года аэропорт проводит орнитологическое обследование приаэродромной территории.
По словам Ильгизара Рахимова, в 80-е годы в Столбищах находилась одна из крупнейших в европейской части России колония чайковых птиц — памятник природы.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/663614fdf204aaeeef1bae96ebf8fd67d7fbbb9c08c1841a8a231b5066b6.jpg)
«На тот период истории это было действительно опасно для полетов, мы, работая в аэропорту, постоянно видели чаек-крачек в этой зоне. Однако постепенно с застройкой этого района колония утратила былую роскошь. Сейчас такой крупной колонии там нет, но это большой плюс для безопасности полетов», — добавил он.
Корреспондент ИА «Татар-информ» также отправился на окраину села Столбище, где на озерах Сухое и Чегово расположен памятник природы — гнездовая колония озерной чайки. Однако застать этих пернатых там не удалось. Их не было и на озере Заячье недалеко от взлетно-посадочной полосы казанского аэропорта.
Основная орнитологическая угроза в аэродромной зоне Казани — чайки
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/2e6892b19fc2b6b8832020845587d4b243bb98702c0b5c7d6c77ced93d6c.jpg)
По сообщению пресс-службы аэропорта, за последние несколько лет на территории аэродрома «Казань» не было зафиксировано авиационных инцидентов, связанных с птицами. Однако в воздушной гавани признаются, что основная угроза полетов здесь — это чайки.
«Основной орнитологической угрозой в нашей аэродромной зоне являются чайки, по которым ловчие птицы работают неэффективно. В этой связи ловчие птицы на аэродроме „Казань“ используются как дополнительная мера при необходимости», — поделились в аэропорту.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/ebdd2eb8d53b8099e39224862a74678a504116299bfbb95dc21be11759c8.jpg)
Использование ловчих птиц в аэропорту эффективно, но очень затратно. Любые хищники вызывают реакцию у других птиц, которые сразу чувствуют опасность. Так, некоторые российские аэропорты отпугивают птиц с помощью ястребов, соколов, коршунов или даже сов. Причем необязательно, чтобы хищник летел на других птиц и охотился — он отпугнет их только своим обликом.
Однако для содержания ловчих птиц нужны специальные сооружения, а не обычные клетки, люди, которые будут смотреть за ними, тренер, а также дополнительная охрана и защита, рассказал Ильгизар Рахимов.
Птицы с Орловского полигона ТБО не угрожают безопасности полетов
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/9debb23fa21701737032217e9d22bd98964292e8922c8b78a457737ec749.jpg)
Часто российские аэропорты находятся вблизи городов, где располагаются свалки бытовых отходов и птицефабрики. Все это привлекает птиц, они кучкуются и оказываются в зоне контакта с лайнерами, сообщил Ильгизар Рахимов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/b8aa89eeb9b2e60ca4fc7d181c278e5d6a61eaabbbc43ad6c5ab3a872bef.jpg)
Аэропорт «Казань» не исключение. В 13 километрах от него тоже есть свалка мусора — Орловский полигон ТБО. Однако он не представляет опасности для полетов и находится на контроле, как объект, привлекающий птиц, заверили в пресс-службе казанского аэропорта.
«Орловский полигон ТБО в настоящее время не является опасным объектом для производств полетов, так как на него не вывозят пищевые отходы, что не попадает под ограничения согласно РООП ГА-89 (Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации — прим. Т-и)», — сообщили в аэропорту.
Кроме того, КФУ проводил эколого-орнитологическое обследование этой свалки. Эксперты выявили, что полигон ТБО является местом концентрации синантропных видов птиц — ворон, грачей, голубей. Они не представляет опасности для воздушных судов из-за того, что высота их полета не превышает 50 метров. Воздушные суда в данном районе выполняют полеты на высоте более 400 метров. В настоящее время исследователи КФУ проводят новое обследование данной территории.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/8a6fc46eecb91cddc43e77e43aa6d15c48388d7dd0874f0e697250e98562.jpg)
«Скопление птиц только усиливает риски столкновения птиц с лайнерами. Не последнее место занимает и дело случая. Слава богу, у нас таких чрезвычайных событий не было и, надеюсь, не будет. Это говорит о том, что меры по обеспечению безопасности в аэропорту Казани соблюдаются», — заключил Ильгизар Рахимов.
Нет комментариев-