Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Граждане против мелкого шрифта в кредитном договоре: как отсудить навязанные банками услуги

Граждане против мелкого шрифта в кредитном договоре: как отсудить навязанные банками услуги
Жительница Казани отсудила у «Почта Банка» деньги за вписанную ей в кредитный договор страховку, а также компенсацию морального вреда. Банк свою вину не признает. Корреспондент ИА «Татар-информ» выяснял, как правильно брать потребительские (и не только) кредиты.

Жительница Казани взяла потребительский кредит в «Почта Банке», однако когда начались выплаты, она обнаружила несоответствие цифр – как оказалось, в тело кредита была включена страховка. Женщина обратилась в суд и сумела не только вернуть страховку, но и возместить моральный вред. Что по этому поводу говорят представители заявителя и ответчика, что думают об этом эксперты и как не попасть в подобную ситуацию? Разбирался корреспондент ИА «Татар-информ».

СТРАХОВКА В НАГРУЗКУ

Жительница столицы Татарстана обратилась в «Почта Банк» за потребительским кредитом на личные нужды, однако помимо одобрения в получении кредита и денег к ней в договор попала и страховка. Женщина утверждает, что никакой речи о страховке при заключении договора не шло. После долгих прений с банком клиентка обратилась в суд с просьбой вернуть деньги за навязанную, по ее мнению, услугу.

На судебном заседании сумма иска не оглашалась, однако на сайте банка можно найти, что он выдает потребительский кредит от 50 тысяч до 1 миллиона рублей. Представители банка на судебное заседание не явились.

«Мой клиент взяла потребительский кредит на свои собственные нужды, сотрудники банка не проговорили условия, что в кредитный договор будет включена страховка. И, по заверениям сотрудников банка «Почта Банк», кредит не выдается без страховки и ее сумма сидит в «теле» кредита, но сотрудники банка ничего не сказали о страховке», — рассказал представитель истца.

Кроме того, юрист добавил, что заемщикам, обратившимся в отделение банка «Почта Банк» для получения кредита, в большинстве случаев не объясняют, что можно отказаться от страховки. И подсовывают заявление с прописанной страховкой.

«Такие случаи не редкость. Некоторые банки включают страховку в общую сумму долга, так что неопытный клиент сразу может не разобраться, что ему выдали меньше денег, а остальная сумма — стоимость страховки»,руководитель PR-отдела «Альпари» Андрей Лобода.

БАНК СВОЕЙ ВИНЫ НЕ ПРИЗНАЕТ

Представители «Почта Банка», однако, на запрос ИА «Татар-информ» отметили, что страховка, которая предлагается заемщику, — это гарантии своевременного погашения долга перед банком в непредвиденных обстоятельствах: внезапная потеря работы, болезнь и т.д. В банке подчеркнули, что подключить страховку без ведома клиента невозможно, так как для ее оформления необходима подпись страхователя.

Как рассказал Андрей Лобода, такие «уловки» бывают прописаны в кредитном договоре, но нередко в приложениях или мелким шрифтом. Бывают и другие случаи, когда заемщик знает о том, что его включили в программу страхования, и он соглашается на это добровольно.

«Чаще всего бывает, что называется, «забыли», расписывая преимущества кредитования именно в этом банке и страхования именно в этой страховой компании, упомянуть про подводные камни для клиентов», — говорит Андрей Лобода.

МОЖНО БЕЗ СТРАХОВКИ

Пресс-служба банка заявляет, что решение о заключении договора страхования принимается клиентом самостоятельно. Его наличие или отсутствие никак не влияет на одобрение или размер процентной ставки по кредиту «Почта Банка».

«В самой страховке я не вижу ничего плохого. Это нужная и полезная услуга. Другое дело, как эта услуга предоставляется. К сожалению, на рынке присутствуют компании, которые не стремятся исполнить положения страхового договора, затягивают и не делают выплат при наступлении страхового случая», — говорит руководитель ООО «Финам-Казань» Руслан Жуков.

Как рассказал представитель банка, если клиент подключил страховую программу, но потом передумал, то у него всегда есть возможность расторгнуть договор, написав заявление в страховую компанию в течение так называемого периода охлаждения.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Получить кредит в банке «Почта Банк» можно получить двумя способами: оформить заявку на сайте или прийти в любое отделение банка и дождаться одобрения и получить деньги. Первоначально мы обратились на сайт банка, из представленных там условий мы нашли лишь процентную ставку, сумму, которую можно получить и срок, на который дается кредит.

Однако об услугах страхования мы ничего не нашли, ни мелким шрифтом, ни в других сообщениях. Для консультации мы обратились на горячую линию банка, но оттуда нас вновь отправили на сайт, а про страхование консультант сказал, что клиент может застраховать свой кредит, если захочет.

«Подводных камней при получении кредита может быть немало: это и слишком высокая комиссия страховой компании, и сложности с досрочным погашением кредита, и списывание комиссии за страховку на несколько лет вперед, так что получается, что заемщик кредит уже погасил, а клиентом страховой компании он все равно остался», — рассказывает Андрей Лобода.

Вот тут и всплыли те самые подводные камни. Нам не предложили варианты страховых выплат, единственное, что было предложено и позволяет получить одобрение банка при получении кредита, — это страхование жизни. Без этого кредит оформить невозможно, как пояснили сотрудники банка, но, как мы поняли с их слов, от страховки можно отказаться, впоследствии позвонив по телефону на горячую линию банка. 

ИТОГ СУДЕБНОГО ДЕЛА

Жительнице Казани удалось выиграть судебное дело. По решению суда банк будет обязан ей возместить утраченный деньги за незаконно навязанную страховку, а также выплатить компенсацию за причиненный моральный вред.

«Я и мой клиент рады положительному исходу дела, суд вынес справедливое решение. Теперь банк обязуется выплатить пострадавшей деньги за страховку и денежные средства за моральный ущерб», — рассказал адвокат истицы. 

КАК НЕ ПОПАСТЬСЯ НА КРЮЧОК?

Эксперты говорят, что обезопасить себя несложно: нужно, прежде всего, внимательно читать кредитный договор со всеми сносками и приложениями (подводные камни нередко кроются именно там), не стесняться задавать вопросы менеджеру банка или на горячую линию по телефону.

Если в договоре прописаны условия страхования, то, как правило, банки берут у вас заявление на то, что вы согласны с условиями договора, в который включена страховка. И вот именно под этим пунктом у вас должна стоять подпись.

«Если вы уже поставили свою подпись в договоре, тогда уже вне зависимости от того, что не глядя вы его подписали или еще как-то, это считается, что вы уже выразили свое согласие на прописанные условия», — говорит заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Марина Трофимова.

Законом предусмотрен так называемый охлажденный период, в течение которого можно подать заявление на расторжение договора страхования либо признавать тот факт, что кредитный договор ущемляет права потребителя именно в этой части.

Президент РФ обратил внимание на «накручивание» банками дополнительных услуг

Схожая проблема поднималась Владимиром Путиным во время рабочей встречи с главой ВТБ Андреем Костиным. На встрече обсуждалась проблема ипотечного кредитования и высоких ставок. Владимир Путин отметил, что банки должны обеспечить сниженную ставку для семей имеющих двух или более детей, она должна составлять не более 6%. Президент особо подчеркнул, чтобы банки ничего не накручивали сверху получаемого клиентом кредита. Об этом сообщила пресс-служба Кремля.

«Здесь очень важно, чтобы и ваш банк, и другие финансовые учреждения страны давали именно чистую процентную ставку шесть процентов и ничего сверху не накручивали, чтобы никаких навязанных услуг не было. Это принципиально. Потому что для человека, в конце концов, не важно, где льготы, где не льготы. Если ему платить больше, то ему все равно, кто принял по этому поводу решение», — передает слова Президента РФ пресс-служба Кремля.

Помимо этого, Госдумой внесены новые поправки в законопроект «Внести изменения в пункт 3 статьи 958 ГК РФ, о последствиях досрочного прекращения договора страхования», — сообщается на официальном сайте Госдумы.                   

Банки будут обязаны письменно сообщать заемщикам об условиях кредитных страховок. Поправки в законопроект, который был принят осенью 2018 года, вступят в марте текущего года. 

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ

    1. Внимательно читайте договор.

    2. Используйте возможность расторжения страховки в течение так называемого периода охлаждения, то есть времени, которое дается на отказ от услуги и возврата уплаченных средств. 

    3. До момента подписания договора в письменном виде уведомите банк о несогласии с условиями договора. 

    4. Найдите грамотного юриста и обратитесь в суд.

    Оставляйте реакции
    Почему это важно?
    Расскажите друзьям
    Комментарии 0
      Нет комментариев