Вводные данные
ОЭЗ «Алабуга» основана в 2006 году, и функционирует почти 16 лет. Действующих предприятий на площадке - 33, еще порядка 20-ти сейчас находятся на стадии проектировки или строительства. Через 10 лет ОЭЗ должна дорасти до 195 предприятий.
Следует отметить, что речь не только о расширении территории под Елабугой: разрабатываются проекты особых экономических зон по всей России. К примеру, уже запущена и активно развивается площадка в Великом Новгороде.
Площадь елабужской ОЭЗ составляет 4000 Га, из которых заняты порядка 2000 Га.
Почему Елабуга?
Особая экономическая зона, как нетрудно догадаться из ее названия, находится под Елабугой. Эта локация крайне выгодна с точки зрения логистики: здесь проходит дорога федерального значения М7, неподалеку есть железная дорога, поблизости аэропорт «Бегишево».
Условия работы
На площадке работают люди со всей России. Переехавшим управляющая компания предоставляет жилье. Можно сказать, в этом отношении на «Алабуге» свой, локальный Советский Союз: сотрудниками оплачиваются только коммунальные расходы, аренды нет.
А что с экологией?
Из возвышающихся над «Алабугой» труб в основном идет очищенный пар. Резиденты ОЭЗ обязаны регулярно отчитываться по выбросам своих предприятий. Помимо этого, на площадке есть свои очистные сооружения, которые контролируются местными химиками-технологами из колледжа «Алабуга Политех».
Пройдемся по резидентам: кошачий корм, стекло и котлеты для «Макдоналдса»
Производителя МДФ плит «Kastamonu» на «Алабуге» прозвали «санитаром леса»: компания перерабатывает в панели сухостой, валежник и больные деревья. Примечательна политика предприятия: не оставлять за собой выжженное поле, и высаживать новые деревья.
Производством листового и автомобильного стекла занимается компания «Sisecam». В ее распоряжении находится самая крупная печь для плавления стекла в Европе. Для понимания масштабов: если эта печь отключится, проще будет закрыть все предприятие, чем снова ее запустить. Во избежание подобной ситуации на заводе предусмотрена резервная подача энергии.
Один из самых маленьких заводов на ОЭЗ, который потребляет больше всего электричества, - «Air Liquide». Это предприятие занимается производством и поставкой технических газов. Выпущенная продукция используется, к примеру, заводом «Татнефти» по производству стекловолокна (именно там рождаются хоккейные клюшки).
Турецкое предприятие «Hayat-kimya» выпускает санитарно-гигиеническую бумагу. Все «Пятерочки», «Магниты» и «Фикс Прайсы» в радиусе 1000 километров от Елабуги заполняются товарами с этого завода.
Под нужды «Макдоналдса» на ОЭЗ «Алабуга» построили завод «Белая дача» (котлеты, салаты и так далее). Как известно, эта и другие американские сети покидают Россию, однако предприятие готово с легкостью переориентироваться на любые другие виды фастфуда.
Производством кормов для собак и кошек занимается завод «Сария». Для этой цели предприятие перерабатывает тушки куриц с ближайших фабрик, например, «Челны-Бройлер».
Также на территории ОЭЗ располагается завод по выращиванию грибов - «Айджиэс Агро». Удивительно, но грибы в Елабуге растут очень хорошо.
В ноябре прошлого года на ОЭЗ открылся завод «Росатома». Там производят карбоновое волокно, которое используется в строительстве современных самолетов. Это композитный материал для обивки крыла.
Одно из старейших производств на площадке – «Полиматиз», дочернее предприятие «Нижнекамскнефтехим». Именно там в период пандемии начали выпускать огромное количество масок.
Отметим, что в прошлом году совокупная выручка всех (а не только перечисленных) резидентов ОЭЗ составила 135,5 млрд рублей.
В масштабах страны
Директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко констатирует, что «Алабуга» является лидером среди особых экономических зон страны: «На протяжении последних четырех лет эта площадка является лидером рейтинга зон промышленно-производственного и портового типов». Кроме того, эксперт отмечает, что «Алабуга» входит в пятерку сильнейших по уровню обеспеченности инфраструктурными мощностями.
В условиях санкций
Импортное оборудование на ОЭЗ работает и обслуживается. Проблем в этой части не ожидается, поскольку техника в основном китайская. Если говорить о расчетах, с которыми сейчас все не так просто, то «Алабуга» вовремя подстраховалась - операции могут производиться в юанях.
«Сейчас открывается большое окно возможностей для отечественного производителя. Из-за того, что импорт ограничен, не надо вводить никаких искусственных барьеров: по сути, производители сами, добровольно отказались от импорта. То есть, у нас на рынке спроса больше, чем предложения, и наш производитель должен расширять свои мощности для того, чтобы заполнить рынок.
«Алабуга» может здорово помочь в текущей ситуации, поскольку ОЭЗ является инфраструктурным партнером полного цикла. Мы предоставляем строительную, финансовую, инженерную, промышленную, социальную, образовательную поддержку.
Многие компании сейчас находятся в шатком состоянии, и мы им помогаем. Можем профинансировать до 50% затрат. К примеру, на недавно открытом заводе «ПАН-прекурсор» «Росатома» «Алабуга» выступила стратегическим партнером - мы построили завод за свой счет», - рассказала «Снегу» руководитель отдела маркетинга ОЭЗ «Алабуга» Дания Уталиева.
По словам председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиля Агеева, в сложившейся ситуации сложно говорить о том, что особые экономические зоны станут точками роста, однако их сохранение является важнейшей задачей.
В свою очередь, Андрей Шпиленко добавляет, что с наступлением непростых времен необходимо успевать за современными тенденциями и требованиями: «Нужно трансформировать деятельность ОЭЗ таким образом, чтобы они учитывали текущие экономические вызовы, а именно: императив устойчивого развития, промышленную революцию 4.0., изменение цепочек добавленной стоимости».
По мнению эксперта, особые экономические зоны должны менять свой подход: «Сейчас, управляющие компании ОЭЗ должны занять проактвиную позицию и не ждать прихода инвесторов, а самим, понимая нарушившиеся кооперационные связи, выходить на лидеров отрасли, предлагать им проекты на своих территориях в целях вхождения в цепочки добавленной стоимости».
Фото на постере: Салават Камалетдинов