– В Южной Африке, откуда я родом, все мальчики играют в регби. Мне было пять лет, когда начал играть, сначала это была игра за школу. С 15 лет я начал играть профессионально и уже в 21 год представлял свою страну на Кубке Мира. К сожалению, из-за травмы рано завершил карьеру, поэтому перешёл к тренерской деятельности. Стал тренером сборной Намибии. Когда поступило предложение от казанского клуба, было сложно решить, оставаться ли в Намибии или перейти сюда главным тренером. Однако я очень доволен своим решением, очень рад.
Тяжело ли было проводить грань между Джей Пи-игроком и Джей Пи-тренером?
– Очень сложно, не каждый регбист может убить в себе игрока и стать тренером. Ведь есть большое количество примеров, когда бывшие игроки пытаются стать тренерами, но у них не получается. Бывший игрок должен перестать быть игроком и стать тренером, чтобы суметь донести информацию, вложить ее в голову людей, которые на поле. Я считаю, это главное. Все, кто когда-либо играл на высоком уровне, обладают определенными знаниями, пониманием игры, и я верю, что у меня получается это делать, приносить результат.
У вас было предложение возглавить национальную сборную, почему вы выбрали Казань?
– Я уже три года работал со сборной, поэтому надо было либо оставаться там, либо переходить сюда. Я считаю, что все свои знания, которые мог передать игрокам, я уже передал. На данный момент работа в клубе для меня шаг вперед, сейчас я могу расти как специалист. Тренерская работа в сборной – это одно, а работа в клубе – это совсем другое. Это ежедневный контакт с коллективом, более заметное развитие и прогресс команды.
«Я раньше вообще ничего не слышал о Казани, а когда прилетел, был шокирован – везде снег»
Как вообще восприняли приглашение из России, ведь это совершенно другая, новая страна?
– Я вообще раньше никогда не слышал, где находится Казань. Поэтому было очень интересно, забавно. У всех южноафриканцев ограниченные знания о России. Казань, Москва, Санкт-Петербург – единственные города в РФ, о которых я знал. О, еще Краснодар, я со сборной приезжал (смеется). Когда в ноябре впервые приехал в столицу Татарстана, я был шокирован – везде лежал снег, ведь снег для нас в новинку. Самым тяжелым было адаптироваться к погодным условиям. Однако русский климат, дружелюбие народа, радушная встреча и общение помогли принять нелегкое решение в пользу вашего клуба.
Помимо погоды, что еще впечатлило? И позитивное, и негативное.
– Одним из негативных факторов является то, что Россия – очень большая страна, отсюда далекие разъезды, путешествия. Поэтому в России сложно развивать регби, ведь в большой стране команде дороговато ездить. Однако Казань производит очень приятное впечатление, я реально влюбился в ваш город, в его возможности. Я из-за этого переехал сюда со всей семьей. Я был в Подмосковье и в Краснодаре, но лучший стадион – у вас. Игроки должны быть очень довольны, так как для молодой, начинающей и только растущей команды здесь прекрасные тренировочные условия. Руководство и тренерский штаб делают все возможное для игроков, мы создали все условия для их прогресса. В частности, это касается иностранных игроков, им все предоставлено по максимуму.
Что вам понравилось в городе, если говорить не о регби?
– Мне нравится европейская кухня. У меня две маленькие дочки, одной год, другой три года, и здесь меня радует доброжелательная к детям обстановка. Тут много парков – это то, чего нет у нас в Африке. Есть стереотип, что русские недружелюбны, но я такого не вижу, пересекаемся со многими горожанами, и все очень доброжелательны, все улыбаются, стараются чем-то помочь.
Еда великолепна! Много где побывали, во многих ресторанах города, но в бары не заходили (смеется). Хороший город, красивые люди, не то что я (смеется). Город очень дружелюбный, здесь легко с детьми, только язык тяжёлый. Очень понравились треугольники, самса, лагман, плов, шаурма, манты. Я живу в Старо-Татарской слободе, около мечети Марджани, всю национальную кухню перепробовал.
Нас привозили на встречу с президентом нашего клуба, Премьер-министром Татарстана Алексеем Песошиным, он очень доброжелательно встретил. И продолжает помогает во всех вопросах, идет навстречу. В его лице мы видим огромную поддержку, у нас есть регулярные встречи, когда он высказывает нам свои пожелания, а мы можем попросить о чем-либо. Это огромный плюс, он не только присутствует на всех наших играх, но также находит время бывать на тренировках. Алексей Песошин и сам раньше был регбистом, и мы благодарны ему за то, что он является президентом нашего клуба. У него очень большой интерес к команде, он делает нашу работу проще, ведь тоже заинтересован в ее успехах.
«У “Стрелы“ только одна дорога – вверх»
«Стрела» только-только заново образовалась, почему решились на этот рискованный шаг?
– Я не выбираю лёгких путей. Я собирался покинуть сборную Намибии и хотел получить для себя вызов. Какой вызов может быть еще сложнее, чем поднять команду с самого нуля? У нас только одна дорога – вверх. Я каждый день вижу, что наша команда растет в профессиональном плане. В течении двух сезонов хотим вырасти, стать топом, грандом, вести борьбу за титулы. Это наша цель, и мы к ней идем.
В Казани продолжительное время не было регбийной команды. Насколько тяжело налаживать игру коллектива, который не выступал раньше вместе?
– Очень тяжело. Наверное, это самая тяжелая вещь. До моего прихода менеджмент команды провел неплохую работу по комплектованию состава, определенные люди уже были набраны. Для нас каждый день – вызов, каждый день мы учимся: и я, и мои игроки. Между тем, какую игру мы демонстрировали в начале января, с начала сбора, и сейчас, просто космическая разница. Игроки растут, и это дарит мне определенную позитивную надежду на будущее.
Люди очень много работают, впереди много тренировок, много месяцев, может, даже лет. Но с каждой тренировкой мы движемся вперед. Поначалу было очень тяжело, потому что казанские игроки были в основном любители, они не занимались на профессиональном уровне. Им пришлось искать компромисс: кто-то покинул работу ради двухразовых тренировок в день, кому-то пришлось поменять свое сознание. Также было тяжело звать игроков с других городов, потому что людей звали на пустое место под обещание. Сейчас получился боеспособный коллектив, который будет радовать всех, кто его поддерживает.
Прошло меньше чем полгода, а команда уже начинает показывать уверенный рост. За счет чего удалось этого достичь?
– Хороший тренер (смеется). За счет тяжелой работы, которую наши ребята проделали. Очень интенсивные продолжительные тренировки – за четыре-пять месяцев мы провели около 1000 тренировок. Постепенно количество переходит в качество. Стоит отдать должное нашим регбистам, они хотят учиться, хотят развиваться. Куда проще работать с людьми, которые хотят прогрессировать. Это залог текущего успеха, но цель еще впереди.
«Из-за проблем с переводом выучил русский мат, но пока ругаюсь на английском»
А если рассматривать не физические параметры, а психологически-ментальные? Игрокам ведь тоже нужно адаптироваться к новому тренеру, к новой команде?
– Проблем с физикой особо не было, наши игроки, особенно русские, сильные от природы. Периодически возникает проблема с переводом, им нужно получить большое количество информации, и из-за перевода иногда смысл теряется. Иногда это получается долго, а мысль нужно донести резко. Когда я периодически злюсь, хочу их взбодрить, но они не совсем понимают, чего я хочу.
Самое сложное для нас – изменить мировоззрение игроков, то, что они теперь не любители, а профессионалы. Сюда входит все: как они тренируются, как они смотрят за собой, как ведут себя в свободное время. Все это переходит в количество ошибок, совершаемых на поле. Как минимум раз в неделю мы с этим боремся. С теми, кто так и не сможет осознать свой переход на уровень профи, мы будем вынуждены расстаться.
Вы сказали, что не всегда получается взбодрить русских игроков. Вы еще не выучили русский мат? В нем все быстро, коротко и ясно.
– Конечно (смеется)!
Используете?
– Мне легче ругаться на английском (смеется). Русские же плохие слова я использую только для шутки, чтобы разрядить обстановку. Я так понял, что у вас иностранцев учить мату – это первое дело. Наши иностранные игроки только на мате разговаривают (смеется).
После матча с питерским «ЛТА» вы были очень сильно недовольны своими игроками, несмотря на разгромную победу – 110:3. В чем причина?
– Как я уже говорил, я не смотрю на счет, для меня это неважно. То же самое было в первом туре, когда мы играли с Пензой. У нас было преимущество, но я обращаю внимание на ошибки наших игроков, смотрю, как они играют. Мы не смотрим на соперника, мы смотрим на себя: как мы должны играть, как должна выглядеть наша структура, как мы должны правильно защищаться, нападать. Для меня важно, чтобы каждый игрок знал свою роль, чтобы он знал, что делает и для чего. Просто занести мяч в зону может любой физически подготовленный человек. Мне важно понимание регбистами игры. Конечно, счет важен, но он не стоит на первом месте, изначально мы хотим построить правильную игру, после чего счет придет сам. Понимание приходит через игры. Поэтому чем больше мы играем, тем лучше для нас. В этом сезоне у нас будет скорее всего десять игр, но этого мало, мы хотим минимум 20. Чтобы почувствовать игру.
После этой игры была проведена работа над ошибками?
– Мы проводим анализ после каждой игры, у нас получается статистика по каждому игроку, а цифры не врут. На тренировках после игры спортсмены за каждую совершенную индивидуальную ошибку бегают, выполняют определенные физические упражнения. В общем, отрабатывают. Я хочу научить игроков контролю, сохранению мяча, убрать невынужденные ошибки.
«В следующем сезоне мы должны попасть в топ-5 команд Премьер-лиги»
Какие цели поставило руководство на этот сезон?
– У нас очень высокие цели, в республике по-другому быть не может. Первая – выиграть чемпионат Высшей лиги, дальше у нас определённая работа в межсезонье, мы перетрясем состав. В следующем сезоне мы хотим громко заявить о себе в Премьер-лиге, попасть в топ-5 команд, для нас это должно быть достижимо. Мы усилим определенные позиции на поле, возьмем новых нужных игроков.
Уже несколько раз поднимался вопрос состава. Сколько людей в команде, которыми вы довольны? Без фамилий, просто количество регбистов, абсолютно подходящих под стратегию, тактику?
– В составе сорок человек. Десять – это молодые ребята, которые еще растут и учатся, пока только входят в физические кондиции. Из всех спортсменов на текущей момент я доволен десятью, если реально подходить к этому вопросу. Это те, кто, я думаю, смогут сыграть в следующем сезоне.
Как в Казани развивается регби с возрождением главной команды?
– Сейчас мы находимся в процессе: обсуждаем создание своей детской юношеской школы, программы, как это должно быть, как проводить взаимодействие с тренерами. Эта программа стоит следующим этапом по развитию нашего клуба. Но это только мы, за федерацию (Федерацию регби РТ – прим. ред.) сказать ничего не могу.
Что нужно сделать в этом сезоне, чтобы «Стрела» в следующем сезоне вышла в Премьер-лигу?
– Выиграть Высшую лигу (смеется). Нужно побеждать в каждой игре. Мы будем отталкиваться от себя, ориентироваться на свою игру, на процессы внутри команды. Здесь достаточно работы.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-