Джалиль хазрат Фазлыев — автор десятков книг. Моя покойная бабушка до конца дней своих не выпускала из рук его книгу «Уроки Джалиля хазрата» в зеленой обложке, хотела уйти в мир иной с чистой душой и легким сердцем.
«Порой похвала может нанести больший вред, чем критика»
Узнав о предстоящей личной встрече с Джалилем хазратом и его семьей, тем паче что встреча будет проходить у него дома, я очень обрадовался. Первое, что бросается на глаза при въезде в село Бурбаш Балтасинского муниципального района, — это асфальтовые дороги, добротные дома и большая каменная мечеть. Особенно интересно, что здесь в каждом домохозяйстве открыты ворота. В здешних краях так принято издавна — если хозяева дома, то ворота непременно должны быть открыты. Некоторые хозяева соорудили небольшую дополнительную калитку, чтобы домашние птицы не разбредались по улице. Красивая традиция, показывающая гостеприимность сельчан.
Джалиль хазрат встретил меня в дверях. Оказалось, в ожидании корреспондента времени зря не терял, работал в огороде. До того как пройти в дом, успел предупредить: «Когда будешь писать материал, лишнего не хвали». Добавил, что иногда похвала может нанести больший вред, чем критика. Поэтому воспринимайте эту статью не как хвалебную, а как знакомство с интересной личностью, человеком, который живет среди нас.
«Человек должен идти в религию постепенно»
Через инстаграм-страницу вашей младшей снохи более 50 тысяч человек ежедневно следят за вашей жизнью, за вашим бытом, садом и огородом. Татарская поговорка «и ты мулла, и я мулла, а кто же коням сена даст?» совсем не про вас. Как вы относитесь к трудовому воспитанию?
Мы растили детей в трудах, а сейчас и в селе работы немного. Раньше и скотину держали, и сад-огород был большим. Сейчас и сено не косим, и воду не таскаем, картофель сажаем не много — вести хозяйство одно удовольствие.
Труд, несомненно, важен в воспитании. В этом году внучка Зайнап помогала сажать лук. Все лето заботилась о них, следила за тем, как взошли посаженные ею луковицы. В магазине, конечно, все есть. Но когда ребенок сам участвует в процессе, он понимает, откуда появляются продукты, еда.
В детстве мама брала меня с собой за ягодами — сначала носила на руках, потом водила за ручку. Мы тоже своих внуков всегда берем с собой. Иначе дети не будут любить родной край, свое село, природу.
В этом году собрали много жимолости, сами собрали, изготовили иван-чай. Ходим и по ягоды, и по грибы. Как только в лесу сходит снег — мы там частые гости, и ходим до поздней осени. В прошлом году времени на сбор иван-чая все как-то не хватало, а в этом году из-за пандемии коронавируса свободного времени больше.
Много ли прихожан в сельской мечети?
В будние дни не очень много, на пятничный намаз собирается порядка 80 человек, на таравих-намаз — около 120. Во время каникул и праздников на пятничный намаз приходит больше мусульман, потому что среди молодежи многие соблюдают, и постятся, и намазы не пропускают. В рабочие дни многие из них ездят в Балтаси, некоторые учатся в Казани. В Бурбаше в 231 хозяйстве проживают люди. С 1993 года в мечети не пропустили ни один азан, ни один намаз.
Моя дочь учится во втором классе. Одноклассницы сказали ей, что если она не покрывает голову, то значит, не мусульманка. Как объяснить ребенку эту ситуацию?
Девочка должна покрыться по достижению совершеннолетия. Младшая внучка учится в первом классе, поэтому покрывать волосы платком ей пока необязательно, и мы не ставим перед ней такое требование. Постепенно она придет к этому. Старшей внучке одиннадцать лет, она читает намаз, покрыта и в этом году соблюдала уразу.
Раньше на уроке биологии мы ставили опыт: если бросить лягушку в кипяток, доведенный до 80 градусов, она умрет; если бросить ее в холодную воду и нагревать лампой, лягушка будет плавать, даже когда вода достигнет 80 градусов. Поэтому я считаю, что человек должен идти в религию постепенно.
«Среди мусульман разводы тоже не редкость»
В одном из интервью вы говорили: «Решаем религиозные споры, но принудительно заставить выполнить не можем». Проблема остается актуальной?
Оказывается, в Англии правительство принимает решения, вынесенные казыями. Раньше в Российской империи казыи решали вопросы на местах, если это не касалось смертного приговора.
Мы учились медиации (досудебному урегулированию). Все казыи получили дипломы. Некоторые вопросы можно решать, вступив в «Союз медиаторов», но тогда перед государством мы должны стать «юридическими лицами». Мы не требуем платы за свои услуги, все же требуется, чтобы мы зарегистрировались как лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Поэтому мы пока в замешательстве.
С какими вопросами к вам чаще обращаются?
Решаем семейные проблемы, вопросы наследства, предпринимательства. Большинство обращений касается разводов. К сожалению, среди мусульман разводы также не редкое явление.
Если что-то не могут поделить, предприниматели обращаются с просьбой решить вопрос по законам шариата. Мы тщательно изучаем вопрос, встречаемся по несколько раз. Например, как-то раз проигравшая сторона поначалу просила разрешение на рассрочку платежа, а позже просто отказалась платить по долгам. Мы не имеем полномочий заставить ее это сделать.
Приведу пример о делении наследства. Человек завещал, чтобы после смерти его наследство было поделено по шариату. Казый поделил так: дочери — одна часть, сыну — две части. Двум сыновьям досталось по 40 процентов, дочери — 20. Дочь не согласилась с таким исходом, подала в суд и отсудила себе одну треть. Решение казыя утратило силу. Но что делать…
Мне как-то доводилось говорить на эту тему с казыями Дагестана. Там предприниматели, боясь Судного дня, в первую очередь стараются выполнять решения казыя.
Обращений много?
Много. Сейчас стало намного проще, в республике организовано девять казыятов. Организовали комиссии по сохранению семей. Каждый казыят ведет работу в нескольких районах. Например, к северному казыяту относятся Балтасинский, Атнинский, Арский, Сабинский, Кукморский, Тюлячинский районы. Здесь работает Исмагиль хазрат.
Пока мы с Джалилем хазратом общались дома, к нему пришел односельчанин, предприниматель по имени Айрат. Этот мужчина организовал благоустройство родника в селе Сардыган. Пришел за советом к хазрату, так как у него есть большой опыт в таких делах. На своей машине Айрат повез нас к роднику.
Я пришел к выводу, что в Бурбаше каждое благое дело начинается с благословения Джалиля хазрата: благоустройство села, родников, строительство моста.
Когда мы приехали обратно, Джалиль хазрат показал мне сад. Удивительное дело — на 65 сотках растут овощи и фрукты, плодовые деревья и всюду царит идеальный порядок. Лук и капуста уже созрели, репу и морковь можно уже сейчас подавать к столу. Рядом с привычными яблонями, вишнями и грушами растут орехи и черная костяника. Под каждым деревом разбит цветник. Красота неописуемая. Сортов садовой земляники не счесть. Цветов в саду Фазлыевых особенно много, Джалилю хазрату больше всего нравятся розы.
«Если у женщины нет работы, она наглеет»
Беседа продолжилась за столом.
«В огороде я хозяин, а за живностью приглядывает жена. В будущем году будет 40 лет, как я женился на Гульфание (указывает на супругу). Старшему сыну — 38, младшему — 37, а дочка чуть моложе», — познакомил Джалиль хазрат со своей семьей.
Какую роль исполняет в семье женщина? Она должна ходить на работу или же сидеть дома как хранительница очага?
Как же не работать? Когда женщина не ходит на работу, она начинает наглеть. (Тут к нашему разговору присоединяется Гульфания апа и говорит, что 35 лет проработала в детском саду.)
По шариату женщина должна посвятить себя семье и дому, а мужчина — позаботиться о материальном благополучии семьи. Если посвятить себя только семье, то в доме должно быть по 9-10 детей. У нас так не получается.
Сейчас и дома работы не особо много, если еще и на работу не ходить, то чем должна заниматься женщина? Без работы, без занятия она либо сходит с ума, либо разводится. Ссоры в доме возникают не из-за большого объема работы, а от безделья. Как-то один человек написал: «У нас в хозяйстве 7-8 коров. Когда жена начинает скандалить, предупреждаю, что заведу еще одну корову, и ругань сходит на нет, едва начавшись».
За сезон выращивали более 100 голов домашней птицы, кроликов, семь голов КРС, овец, в огороде — 1000-1200 ведер картофеля. Вдобавок к этому нужно еще возделывать колхозную свеклу, собрать ягоды, вручную скосить сено и убрать в закрома. Вечером хотелось только одного — лечь спать и отдохнуть. Времени на ругань и споры просто не оставалось.
Вам удавалось сохранить брак супругов, которые приходили к вам из-за развода?
Были разные. Кто-то развелся, кого-то удавалось помирить, и сейчас они благодарят.
Какие слова вы для них находите?
К каждому подбираешь свой ключик. Порой супруги доходят до развода из-за мелочи. Один мужчина говорит, что жена его ни в грош не ставит, а сам намеревается жениться на второй. Спросил его: «Тебе нужны две жены, которые тебя не ценят?»
Приходила женщина с жалобой, что муж не в состоянии обеспечить семью. Сейчас он хоть сколько-то приносит деньги, а после развода, получается, вообще доходов не будет. В таких случаях спрашиваю: «Вы думаете о будущем?» Кому удавалось найти счастье, разрушив уже имеющуюся семью?
Сократ задал своим ученикам вопрос: в горящем доме остались женщина и ребенок, мужчина может спасти только одного из них. На вопрос, кого он должен спасти, все закричали — ребенка. Сократ сказал: «Нет, он должен спасти жену». Его ученики выразили недовольство. На что Сократ сказал: «Мужчина и женщина погорюют о сгоревшем дитя и родят снова. Если же он спасет ребенка, во-первых, из-за смерти матери ребенок будет горевать всю жизнь. Во-вторых, ему придется вырасти на попечении мачехи. В-третьих, еще неизвестно, какой будет новая жена».
Один человек рассказал эту историю у себя на работе, чем вызвал спор между коллегами. Спор удалось решить уважаемому старцу. «Дети всего лишь гости в нашем доме, вырастут и улетят из гнезда, а что бы я делал без своей жены?» — сказал он.
У одного человека спросили: «Отчего вы меняете уже четвертую жену, они ведь все одного поля ягоды?» Он ответил: «Вы не правы, родные, каждая хуже предыдущей».
Чем сильнее нажимаешь пальцем на твердую поверхность, тем большее сопротивление она оказывает. Чем больше ты пытаешься перевоспитать человека, тем сильнее он будет противиться этому.
Но и не воспитывать тоже нельзя. Как же быть?
Пророк (с.г.в.) сказал: «Всевышний сотворил женщину из ребра, даже не пытайтесь ее исправить». Взял жену — значит, живи с ней. Кто-то не может стерпеть капризы жены, а кто-то показывает сабр, то есть терпение. Тот, кто терпимее, в старости живет счастливее.
Однажды пришла молодая жена после шести месяцев брака. Хочет развестись. Жалуется, что свекровь учит их жизни. «Живете со свекровью?» — спрашиваю ее. Говорит, что отдельно. В таком случае проблемы вообще быть не должно. Никто не видит молодых, живут как хотят.
Альхамдулилля, мы жили и с родителями, и с невесткой. Опыт у меня большой, при желании могу отругать и тех и других.
Конфликты в семье возникают в двух случаях: или от отсутствия терпения, или от недовольства тем, что имеешь. Чтобы двух этих причин не возникало, у человека должен быть иман.
Мне доводилось слышать, что забота и уход за пожилыми родителями — большой савап. Это правда?
Не только савап, но и долг каждого человека. Детеныши животных становятся самостоятельными вскоре после рождения, сразу встают на ноги, начинают ходить. Люди — существа, привыкшие к роскоши, так не могут. Родители в ответе за своих детей до тех пор, пока они не станут самостоятельно жить. У животных нет родительских обязанностей. Аллах Тааля возложил на родителей ответственность за воспитание детей, также возложил на детей ответственность за надлежащий уход за родителями в их старость. Порой ухаживать за пожилым человеком труднее, чем за маленьким ребенком, но не нужно сетовать на судьбу. Особенно мужчинам. У тех, кто не сумел получить благословение матери и отца, и пятикратный намаз, и пост ураза не будут приняты.
Пророк (с.г.в.) сказал, что он пришел ради исправления нравственности. В религии нравственность стоит на первом месте. Ураза и намаз — оружие, служащее укреплению нравственности. По нравственным качествам ты допускаешься в рай. Несомненно, нужно выполнять требования религии, потому что без этого нельзя стать высоконравственным.
Вокруг религии, в том числе и среди религиозных деятелей, самые жаркие споры возникают по вопросу порядка совершения намаза. Еще ни разу не видел, чтобы люди спорили о том, как стать высоконравственным.
Если женщина не может получить довольство мужа, рай будет для нее закрыт. Тогда и совершение намаза, и паломничество в хадж будут тщетными. Но и мужчины должны терпеть капризы своих жен. Пророк (с.г.в.) сказал: «Те из вас, кто терпел страдания от своих жен, в Судный день будут воскрешены вместе со мной, как шахиты или святые». Те, кто хотел бы оказаться в Судный день рядом с пророками, будут терпеливы и снисходительны к своим женам.
«По твоей похвале никто не решит, что у тебя хорошая жена»
Вы согласны с высказыванием, что жен хвалят только глупые мужья?
В народе говорят: «Глупый хвалит свою жену, а очень глупый мужчина — свою соседку». Один человек пришел к казыю — желает развестись. Когда казый спросил о причине такого решения, тот ответил, что жена не умеет готовить. Казый посоветовал: «А ты хоть разок похвали ее стряпню, обрадуй свою жену». Муж возвращается домой и видит на столе казан плова. И плов действительно оказался очень вкусным. Муж и похвалил. А жена вдруг возьми да и брось со стола еду. «Сегодня соседка принесла гостинец — плов, а ты тут ее еду нахваливаешь?..» — разозлилась она на мужа. На следующий день с намерением развестись от такого мужа к казыю пришла уже его жена.
Как портятся отношения со свекровью? Они либо хвалят невестку соседки, либо жену того сына, который живет отдельно. Невестке отчего дома очень тяжело слушать такие слова. Старшая невестка приходит к свекрови с гостинцами и, воркуя, пьет с ней чай. А той невестке, которая делает по дому всё и взамен не слышит благодарного слова, такое не придется по душе.
Моя бабушка была очень строгой и черствой. Ругала двух невесток, приговаривая: «Не были бы вы настолько схожи, даже если родились бы от одной матери». Когда ругают всех невесток, между ними не возникает обиды.
Если мужчина хвалит жену, это еще не значит, что он глупый. По твоей похвале никто не решит, что у тебя хорошая жена. Либо скажут, что ты тряпка, либо будут завидовать, что у тебя настолько хорошая жена. Поэтому чаще всего лучше не говорить лишнего. И вообще многим не нравится, если у другого что-то лучше, от зависти начинают искать в нем изъяны.
Правда ли, что еще до рождения у человека предопределена вся его жизнь?
Аллах Тааля еще до рождения человека предопределяет, сколько ему предстоит земной жизни. Наши умы не в состоянии постичь судьбу, поэтому смертным не стоит углубляться в эти материи. Шигабутдин Марджани говорил, что учение об Аллахе Всевышнем — в том, что его нельзя объяснить.
Человек должен стараться ради лучшей жизни. Когда пророка Ибрагима г.с. собрались сжечь, маленький воробей таскал воду в крошечном клюве. Когда над ним начали смеяться, он сказал: «Я знаю, мне не потушить огонь. Но в Судный день я смогу сказать, что сделал для этого всё, что в моих силах».
Ты старался ради единства и целостности семьи, ради светлого будущего, ради своей нации? С нас — старания, результат — от Аллаха. Будет ли результат или нет, но в Судный день будут оценивать не результат, а наши старания.
Один человек постарался, чтобы привлечь в мечеть одного прихожанина, другой без труда привел за собой 100 человек. Что ты сделал, какие усилия приложил, чтобы привести этих людей в мечеть? Вот какой будет спрос.
«Верующие не должны впадать в уныние»
Как не впасть в уныние, если не удалось достичь результата, несмотря на большие усилия?
Верующие в Аллаха Всевышнего не могут и не должны впадать в уныние. Если что-то идет не так, как мы бы того хотели, значит, Аллах видит для нас в этом благо.
Как-то один царь лишился своей руки, на что его визирь сказал «альхамдулилля». Царь велел заточить его в темнице. Тот снова произнес «альхамдулилля». Через несколько дней царь отправился на охоту. Заблудившись, набрели на дикие племена. А у тех как раз был день жертвоприношения. В жертву приносили самого красивого человека без недостатков. И самым красивым оказался царь. Когда его решили принести в жертву, увидели рану на его руке. Благодаря своему увечью царь избежал смерти и освободил своего визиря. «Я понял, почему ты сказал «альхамдулилля», когда я порезал руку, но почему ты так сказал, когда тебя заточили в тюрьму?» — спросил он его. Тот ответил: «Потому что я был вторым по красоте после царя».
Только Аллаху Всевышнему известно, в чем для нас благо. Мы живем в мире, где только действия, приносящие удовольствия, кажутся нам счастьем. Мы верим в существование рая, но наш ум не постигает его. Казалось бы, все люди должны мечтать о райском счастье. Люди спешат быть счастливыми здесь, на земле, а мир иной отходит на второй план.
За проявленную терпимость тягот и невзгод мы будем щедро одарены в Судный день. Сказано, когда у проходящего через мост сират закончатся благие дела, совершенные в этом мире, он станет вопрошать, почему было так мало тех, кто его обижал и проклинал.
Я никогда не приносил домой свои проблемы с работы. Это не убавит проблем. Так зачем же загружать ими родных, заставляя страдать вместе с тобой? Если получишь пощечину, лицо опухнет. Но тебе не станет легче оттого, что ты об этом расскажешь.
Джалиль хазрат, как вы пришли в религию?
В 1970 году самостоятельно обучился арабской графике, в 1972-м начал читать Коран. Сосед умел писать на арабской графике. Он на стуле мелом писал буквы, я запоминал. Дал маленькую книжку, стал ее читать. Тогда почти не было людей, читающих и пишущих на арабском. Узнав, что я стал интересоваться, односельчане приносили мне арабские книги. Книг стало много.
Раньше за соблюдение ислама людей проклинали. В школе я участвовал во всевозможных олимпиадах, соревнованиях по легкой атлетике, по лыжам. Поэтому, слава Всевышнему, на мой интерес все закрывали глаза.
Во время учебы в институте однокурсники также отнеслись с уважением. Помогали друг другу, дружили, поэтому никто не донес про меня в деканат. Если бы там прознали, то непременно отчислили бы.
Думаю, что Аллах Тааля сам ведет меня по этому пути.
Книгу «Күңел бакчасы» должен прочитать каждый мусульманин
Мы просидели за беседой с Джалилем хазратом более трех часов, но это время показалось лишь мгновением. Каждому делу настает конец. Как итог нашей беседы я почувствовал, что у меня поменялись взгляды на семью, родителей, в целом на жизнь. В хорошую сторону. Я получил душевное успокоение.
Джалиль хазрат подарил мне несколько новых книг. Одну из них — сборник проповедей «Күңел бакчасы» я прочитал за один присест. В ней открываются такие вопросы, как создание семьи, сохранение в семье хороших отношений, взаимоотношения детей и родителей, воспитание и многое другое. Аяты и суры из Корана объясняются на понятном языке, подкреплены рассказами из жизни автора, примерами из повседневной окружающей жизни. «Күңел бакчасы» — издание, которое понравится каждому мусульманину, понимающему татарский язык, заставит задуматься о жизни и смерти.
Автор: Рифат Каюмов
Нет комментариев-